“Ямаширмә “Йолдыз” балалар бакчасы” мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе
Паспорт дидактической игры
«Әбидә куннакта»
“ В гостях у бабушки”

Автор- воспитатель: Асылгариева А.А.
2017
Темы:
Минем гаилә- Моя семья.
Әбинең ишек алдында нәрсәләр яши?-Кто живет у бабушки?
Ул нәрсә ярата?-Кто что любит?
Әбинең бакчасында нәрсәләр үсә?-Что растет в огророде?
Литература:
1. «Татарча сөйләшәбез» методическая литература для всех возрастов.
2. Региональная программа дошкольного образования Шаехова Р.К
3. «Туган телдә сөйләшәбез» для всех возрастов Хазратова Ф. В.
4. «Балачак уйнап – көләр чак» Закирова К. З.
5. «Изучаем русский язык» Гаффарова С. М.
Цель: Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Данные игры можно использовать как во время НОД воспитателями по обучению детей татарскому и русскому языкам, так и воспитателями во время проведения индивидуальной и коррекционной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Активизировать монологическую и диалогическую речь детей на двух государственных языках. Все игры можно использовать с детьми по возрастам: 4-5 лет.В эту игру можно играть индивидуально или с подгруппой детей.
Побуждать интерес к изучению татарского и русского языка и умению общаться.
Задачи:
Образовательная: обогатить активный словарь детей словами — используемыми в игре.
Развивающая: развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, детского интереса в игровой и речевой деятельности.
Воспитательная: воспитание эмоционального и осознанного отношения к изучению татарского языка, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в результате игры.
Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней; умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
Закреплять у детей знания и представления о домашних животных.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь, составлять описательный рассказ.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Моя семья».
Цель: Образовательная: Продолжать учить детей называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Развивающая: Продолжать развивать умение работать по схемам. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас. Научить детей находить членов семьи, называть их, выкладывать карточки на листок. Воспитательная: Воспитывать добрые, нежные чувства к своим родителям. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Побуждать интерес к изучению татарского языка и умению общаться
Ход игры:
Воспитатель:- Ребята сегодня мы поиграем в игру «Моя семья»
Давайте посмотрим и вспомним , кто живет в семье.
Ребенок последовательно называет всех членов семьи. (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)
Примеры построения диалогов:
“Бу кем? – Это кто?”
(диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте - между детьми)
Тәрбияче: Бу кем? Бала: Әти.
Тәрбияче: Бу кем?
Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай).
Тәрбияче: Әни нинди? Бала: Әни зур, матур

Дидактическая игра « Кто живет у бабушки во дворе?»
Цель. формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
Ход игры: Перед детьми деревенский дворик и домашние животные. Например, если это дом, ( значит здесь живут домашние животные) и расставлять животных на свои места.
(Бу нәрсә?-бу эт,песи.сыер...
Ул кайда яши?- ишек алдында.ояда....
Ул нәрсә ашый?-песи сот эчә,сыер печән ,эт сөяк.....
Ул ничек кычкра?- сыер мөгери МУ-МУ, эт өрә-АУ-АУ.....
Дети правильно берут животные и ставят на свои места.

Дидактическая игра «Что растет в огороде»
Задачи: учить определять пространственное расположение предметов; уточнить знания детей об овощах, и месте их произрастания, пользе для человека; учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам; учить использовать обобщающее понятие «Овощи», «Фрукты» обогащать словарный запас.
Ход игры.Перед детьми разрезанные картинки овощей и фруктов.Воспитатель задает вопросы.
(Бу нәрсә?-Бу памидор,кишер,кәбестә.....алма...
Ул нинди?-помидор кызыл,кәбестә яшел.....
Бер сүз белән ничек аталалар?-Яшелчәләр. Җиләк җимешләр.)
Можно предложить ребенку отгадать загадки об овощах.
А отгадки он выбирает сам из предложенных картинок и размещает картинку с отгадкой на «грядке».
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая
(Морковь.)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,Если я ...
(Капуста.)
Попросить детей правильно разложить по грядкам и по деревьям.
