СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал "Библия на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дидактическом материале представлены  фрагменты из библейсих притч, коотрые могут быть использованы для формирования  навыков грамотного письма и реализации воспитательной цели урока.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал "Библия на уроках русского языка"»


Библия как дидактический материал

на уроках русского языка


В то время, когда современное общество поразил кризис духовности и морали, каждый учитель должен стремиться привить своим воспитанникам лучшие человеческие качества, в целях предотвращения беспринципности, безыдейности и аморальности молодого поколения. 

Очень хорошим дидактическим материалом, который может оказать большое воспитательное воздействие на детей, является Библия. Это слово Божие поможет детям понять законы человеческой жизни. Библейский текст может использоваться не только для того, чтобы закрепить правила фонетики, правописания, синтаксиса и пунктуации, но и для развития языковых навыков. Кроме того, обучающиеся смогут познакомиться с исторической, художественной и моральной ценностями этой духовной книги, древнего литературного памятника, осознать, каким должен быть человек, образ Творца.

«Лучше всего использовать библейские Притчи, потому что в них речь идет об общих нравственных категориях, таких как: мудрость, трудолюбие, честность, сострадание, всепрощение, потому что они учат человека жить в гармонии с окружающим миром» (1,с.6). Работа с жанром притчи способствует формированию коммуникативных навыков, умений сотрудничать, выражать личностную позицию. Притча имеет информативное значение, смысл которого должен быть разгадан в процессе независимой интеллектуальной деятельности. Притча в некотором роде аналогична рассказам, историям, басням. Словарь В.И. Даля дает следующее определение: притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение, премудрость.

Используя притчи, учитель реализует воспитательную цель урока, формирует универсальные учебные действия у обучающихся. «Притчи для учителя-филолога - это благодатный дидактический материал, чтобы помочь учащимся изучать учебный предмет в лингвистическом аспекте» (4, с.3). Обучающимся на уроке можно предложить сделать звуковой анализ, синтаксический разбор, рассмотреть способ образования слова, его правописание…

Предлагая детям раскрыть содержание притч, определить их основную мысль, проблему, учитель обеспечивает развитие разговорной речи учащихся, формирует их самооценку, сподвигает детей выражать свое мнение на важные жизненные темы. Поэтому необходимо, чтобы задания, которые для кого-то окажутся сложными, учитель мог изменить в зависимости от материала, который изучался, от уровня знаний школьников. «При выполнении заданий совершенно не обязательно расставлять морализаторские акценты. Слово Божье само по себе сегодня живо и действенно. Оно само способно побудить учащихся к размышлениям и самооценке. Евангельские притчи как небольшие связные сюжетные высказывания, содержащие поучение в иносказательной форме, могут быть основой для работы разного дидактического содержания» (2.с.35).

«Текст притчи может быть прекрасным дидактическим материалом для работы по развитию речи учащихся», - отмечает Л.Е.Тумина в своей работе «Без притчи века не изживёшь». Кроме того, если на занятиях систематически использовать притчи, то работа по формированию навыков анализа текста будет проходить наиболее успешно, тем самым решается проблема подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

В методической разработке отобраны 50 стихов из книги Притчей Соломоновых, они объединены в 10 карточек с заданиями, имеющими комплексный характер.



Карточка № 1. Спишите предложения, докажите, что это текст, определите его стиль и тип, сформулируйте главную мысль, объясните постановку знаков препинания. Составьте схему последнего предложения, выпишите из текста слова-синонимы. Сделайте фонетический разбор слова «твоей», морфологический разбор слова «светильник», разберите по составу слово «руководить»:

Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей, навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тобой, когда ляжешь спать, будут охранять тебя. когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни.

Карточка № 2.  Раскройте смысл притчи. Спишите, расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор 2-ого предложения, фонетический разбор слова «сердце», разбор по составу слова «благоволение».

Сын мой Наставления моего не забывай и заповеди мои да хранит сердце твоё ибо долготы дней лет жизни и мира они приложат тебе.  Милость и истина да не оставляют тебя обвяжи ими шею твою напиши их на скрижали сердца твоего и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей

Карточка №3. Прочитайте, раскройте смысл предложения. Спишите предложение, расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, подберите синонимы к слову «наставление», сделайте фонетический разбор слова «твоей». Морфологический разбор слова «украшение».

Слушай сын мой наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей потому что это прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.


Карточка №4  Определите главную мысль текста. Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения. Укажите спряжение глаголов, объясните правописание личных окончаний глаголов. Сделайте разбор по составу слова «призывать», морфологический разбор слова «сохранишь». Подберите синонимы к слову «заповеди».

Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению если будешь призывать знание и взывать к разуму если будешь искать его как серебра и отыскивать его как сокровище то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. 


Карточка №5. Спишите предложение, определите его основную мысль. Объясните постановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения, разбор по составу слова «рассудительность», морфологический разбор слова «говорящего». Фонетический разбор слова «тебя», выпиши из предложения слова-синонимы.

Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь.


Карточка № 6. Спишите предложение, раскройте его смысл. Объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения. Сделайте разбор по составу слова «драгоценных», морфологический разбор слова «мудрость», фонетический разбор слова «нее».

Блажен человек, который снискал мудрость, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней.



Карточка №7. Спишите предложения. Докажите, что это текст, сформулируйте его основную мысль. Расставьте знаки препинания. Сделайте разбор по составу слова «нуждающемуся», морфологический разбор слова «не сделал», фонетический разбор слова «имеешь», раскройте лексическое значение слова «благодееяние». Подберите синонимы к слову «не замышляй».

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему пойди и приди опять, и завтра я дам когда ты имеешь при себе. Не замышляй против ближнего твоего зла когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины когда он не сделал зла тебе. 

Карточка № 8. Спишите предложения, расставьте и объясните знаки препинания. Составьте схемы предложений. Объясните значение слова «стезя». Разберите по составу слово «лучезарное», выполните фонетический разбор слова «споткнутся». морфологичесий разбор слова «праведных».

Стезя праведных как светило лучезарное которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных как тьма они не знают обо что споткнутся. 

Карточка № 9. Спишите предложения, сформулируйте главную мысль. Расставьте и объясните знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор 1-ого предложения. Выпишите из текста синонимы. Сделайте морфологический разбор слова «ленивец», фонетический разбор слова «твоего».

Доколе ты ленивец будешь спать когда ты встанешь от сна твоего 
 Немного поспишь немного подремлешь немного сложив руки полежишь и придет как прохожий бедность твоя и нужда твоя как разбойник.

Карточка №10. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Докажите, что это текст, сформулируйте его главную мыль. Составьте схему последнего предложения. Сделайте морфологический разбор слова « пчеле», фонетический разбор слова «муравью», разбор по составу слова «простолюдины».

Пойди к муравью ленивец посмотри на действия его и будь мудрым.  Нет у него ни начальника ни приставника ни повелителя 
но он заготовляет летом хлеб свой собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай как она трудолюбива какую почтенную работу она производит ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины любима же она всеми и славна хотя силою она слаба но мудростью почтена
.

Карточка №11. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите главную мысль. Составьте схему 1-го предложения. Сделайте морфологический разбор слова «родившая», разбор по составу слова «состарится», фонетический разбор слова «веселится».

Слушайся отца твоего он родил тебя и не пренебрегай матерью твоей когда она и состарится. Торжествует отец праведника и родивший мудрого радуется о нем. Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя родившая тебя.

Карточка №12. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите главную мысль. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. Выпишите из 1-го предложения словосочетания, определите тип словосочетания и вид связи.

Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам. Кто любит наставление тот любит знание а кто ненавидит обличение тот невежда. Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Разум для имеющих его источник жизни а ученость глупых глупость. Приобретение мудрости гораздо лучше золота и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.

Карточка №13. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите главную мысль. Составьте схему 1-го предложения, сделайте морфологический разбор слова «праведник», разбор по составу слова «благоволение», фонетический разбор слова «ожидание» ,

Кто стремится к добру тот ищет благоволения а кто ищет зла к тому оно и приходит. Доброе имя лучше большого богатства и добрая слава лучше серебра и золота. Плод праведника - древо жизни и мудрый привлекает души. Желание праведных есть одно добро ожидание нечестивых – гнев.

Карточка №14. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите главную мысль. Составьте схему 2-го предложения, сделайте его синтаксический разбор. Выпишите из 1-го предложения словосочетания, определите тип и вид связи.

Главное мудрость. Приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени мудрость и она возвысит тебя она прославит тебя если ты прилепишься к ней возложит на голову твою прекрасный венок доставит тебе великолепный венец. 



Карточка №15. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите главную мысль. Раскройте лексическое значение слов: «стезя». «лукавство».Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения, морфологический разбор слова «направо», разбор по составу слова «уклоняйся».



Больше всего хранимого храни сердце твое потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо ни налево удали ногу твою от зла.



Наши школьники излишне перегружены информацией. «Многие философы, психологи заявляют о том, что избыток информации мешает творчеству, мешает мыслить самостоятельно. Когда в голове столько чужих мыслей, оценок, то невольно начинаешь руководствоваться ими. Многие сейчас бьют тревогу, что молодые не умеют думать самостоятельно» ( 3.с.8).А нам, учителям, так хочется, чтобы они выросли творческими, самостоятельно мыслящими людьми. Надо учить детей думать не только об уроках, но и о жизни, о взаимоотношениях между людьми. Один из методов научиться думать – читать притчи. Их чтение погружает в мир человеческой души, ее подноготной, просвещает об общечеловеческих ценностях. Это знакомство с азами мудрости. «На наш взгляд, действенным средством нравственного становления учащихся являются библейские притчи, - отмечает Писарук Г. В. в работе «И Слово в сердце отзовётся».

Таким образом, «текст притчи может быть использован на уроках русского языка как лингвистическая единица, то есть как структурное и смысловое единство, обладающее рядом внутренних и внешних признаков» (4, с.6). Все понятия лингвистики текста и стилистики, изучаемые по ныне действующей программе и учебникам по русскому языку с 5 по 9 класс, могут быть применимы и к тексту притчи.


Литература

1. Антонова Е. С. Тайна текста.//Рус. яз. в шк. - 2000. - №5

2. Лотман Ю.С. Семиотика культуры и понятие текста //Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. В. П. Нерозняка. М.:Академия,1997

3. Писарук Г. В. И Слово в сердце отзовётся. (Нравственные аспекты библейских сюжетов на уроках русского языка). - Брест, 1999 г.

4. Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (Приёмы работы с притчей на уроках развития речи) //Рус. яз. в шк. - 1997. - №6.