СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал для учащихся с ОВЗ по математике 8 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карточка 1   Основное свойство дроби

Карточка 2 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Карточка 3 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для учащихся с ОВЗ по математике 8 класс»

8класс

Карточка 1 Основное свойство дроби

Правило

Образцы

Задания ( Вариант 1)

Сократить дробь:,

где


  1. Сократить дробь:

  2. Сократить дробь:



  1. Привести дробь к знаменателю х2 – у2.

Сократить дроби:

1) 2) 3)

Указание: в заданиях 2) и 3) используй формулы сокращённого умножения: (а-b)(a+b) = a2b2 ,

a2 – 2ab + b2 = (a – b)2 или a2 + 2ab + b2 = (a +b)2.

Привести дроби к общему знаменателю:

4) и 5) и

Привести дробь к новому знаменателю:

Карточка 1 Основное свойство дроби

Правило

Образцы

Задания ( Вариант 2)

Сократить дробь:,

где


1)Сократить дробь:

2)Сократить дробь:



3)Привести дробь к знаменателю х2 – у2.

Сократить дроби:

1) 2) 3)

Указание: в заданиях 2) и 3) используй формулы сокращённого умножения: (а-b)(a+b) = a2b2 ,

a2 – 2ab + b2 = (a – b)2 или a2 + 2ab + b2 = (a +b)2.

Привести дроби к общему знаменателю:

4) и 5) и

Привести дробь к новому знаменателю:

Карточка 2 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Правило

Образцы

Задания ( Вариант 1)

,

где b ≠ 0





,

где b ≠ 0


1)

2)



Указание: 2) в последнем шаге надо разложить знаменатель на множители по формуле c2d2 = (cd)(c + d) и сократить дробь на cd.

Найти суммы и разности:

1) 2) 3) 4) 5) ;

Указание: в заданиях 3), 4) и 5) используй в последнем шаге формулы сокращённого умножения: (а-b)(a+b) = a2b2 , a2 – 2ab + b2 = (ab)2 или a2 + 2ab + b2 = (a +b)2.


Карточка 2 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Правило

Образцы

Задания ( Вариант 2)

,

где b ≠ 0





,

где b ≠ 0


1)

2)



Указание: 2) в последнем шаге надо разложить знаменатель на множители по формуле c2d2 = (cd)(c + d) и сократить дробь на cd.



Найти суммы и разности:

1) 2) 3) 4) 5) .

Указание: в заданиях 3), 4) и 5) используй в последнем шаге формулы сокращённого умножения: (а-b)(a+b) = a2b2 , a2 – 2ab + b2 = (ab)2 или a2 + 2ab + b2 = (a +b)2.






Карточка 3 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Правило

Образцы

Задания ( Вариант 1)

,

где b,d ≠ 0

1) найдите общий зна -менатель, состоящий из произведения всех различных выражений;

2) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на их дополнительный множитель;

3)выполнить действия.

Общий знаменатель: (а – b)2(а + b). Дополнительный множитель для первой дроби – это (a + b) , для второй дроби – это (а – b)



Указание: при составлении общего знаменателя из всех степеней берут степень с наибольшим показателем; в нашем случае это (а – b)2



Найти суммы и разности:

1) 2) 3) 4) 5) .

Указание: в задании 2) знаменатели -противоположные выражения, в задании 5) надо вначале разложить на множители каждый знаменатель, используя ФСУ,а затем составить общий знаменатель.

ФСУ: a2b2 =(а-b)(a+b) , (a – b)2 = a2 – 2ab + b2, (a +b)2 = a2 + 2ab + b2














Карточка 3 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Правило

Образцы

Задания ( Вариант 2)

,

где b,d ≠ 0

1) найдите общий зна -менатель, состоящий из произведения всех различных выражений;

2) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на их дополнительный множитель;

3)выполнить действия.

Общий знаменатель: (а – b)2(а + b). Дополнительный множитель для первой дроби – это (a + b) , для второй дроби – это (а – b)



Указание: при составлении общего знаменателя из всех степеней берут степень с наибольшим показателем; в нашем случае это (а – b)2



Найти суммы и разности:

1) 2) 3) 4) 5) .

Указание: в задании 2) знаменатели -противоположные выражения, в задании 5) надо вначале разложить на множители каждый знаменатель, используя ФСУ,а затем составить общий знаменатель.

ФСУ: a2b2 =(а-b)(a+b) , (a – b)2 = a2 – 2ab + b2, (a +b)2 = a2 + 2ab + b2












Карточка 4 Умножение дробей. Возведение дроби в степень

Правило

Образцы

Задания ( Вариант 1)

,

где b,d ≠ 0









,

где b ≠ 0 или


1)Выполни умножение:

2)



3) Указание: В задании 1)и 2) вначале разложите числители и знаменатели на множители, а затем сократите дроби




Найти произведение дробей:

1) 2)

3)

4)

Вычислить:

Указание: В задании 3) и 4) вначале разложите числители и знаменатели на множители, вынеся общий множитель за скобки, а затем сократите дроби






















Карточка 4 Умножение дробей. Возведение дроби в степень

Правило

Образцы

Задания ( Вариант 2)

,

где b,d ≠ 0









,

где b ≠ 0 или


1)Выполни умножение:

2)



3) Указание: В задании 1) и 2) вначале разложите числители и знаменатели на множители, а затем сократите дроби




Найти произведение дробей:

1) 2)

3)

4)

Вычислить:

Указание: В задании 3) и 4) вначале разложите числители и знаменатели на множители, вынеся общий множитель за скобки, а затем сократите дроби




















Карточка 5 Деление дробей

Правило

Образцы

Задания ( Вариант 1)













,

где b,с,d ≠ 0










Выполнить деление:

1)

2)



Указание: В задании 1) вначале разложите числители и знаменатели на множители, используя вынесение общего множителя за скобки и формулы сокращённого умножения(ФСУ), а затем сократите дробь

ФСУ: х2 – у2 = (х – у)(х + у)



Найти частное дробей:

1) 2)

3)

4)

5)

Указание: В задании 3),4),5) вначале разложите числители и знаменатели на множители, вынеся общий множитель за скобки и используя ФСУ, а затем сократите дроби
























Карточка 5 Деление дробей

Правило

Образцы

Задания ( Вариант 2)













,

где b,с,d ≠ 0










Выполнить деление:

1)

2)



Указание: В задании 1) вначале разложите числители и знаменатели на множители, используя вынесение общего множителя за скобки и формулы сокращённого умножения(ФСУ), а затем сократите дробь

ФСУ: х2 – у2 = (х – у)(х + у)



Найти частное дробей:

1) 2)

3)

4)

5)

Указание: В задании 3),4),5) вначале разложите числители и знаменатели на множители, вынеся общий множитель за скобки и используя ФСУ, а затем сократите дроби




















Карточка 6 Свойства квадратных корней

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 1)



если .

если , b 0.

, если .

Вычислить:

1)

2);

3)

4)

Вычислите:

1);

2);

3);

4) ;

5).






Карточка 6 Свойства квадратных корней

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 2)



если .

если , b 0.

, если .

Вычислить:

1)

2);

3)

4)

Вычислите:

1);

2);

3);

4) ;

5).








Карточка 7 Вынесение множителя из – под знака корня

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 1)



если .




1);

2) ;

3) , т.к. у2 ≥ 0;

4)

Пояснения: т.к. по условию z7 ≥ 0, то z ≥ 0. Но тогда

.

Вынести множитель из – под корня:

1); 2);

3)где х 0,

у.

4) ; 5).






Карточка 7 Вынесение множителя из – под знака корня

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 2)



если .




1);

2) ;

3) , т.к. у2 ≥ 0;

4)

Пояснения: т.к. по условию z7 ≥ 0, то z ≥ 0. Но тогда

.

Вынести множитель из – под корня:

1); 2);

3)где d 0, с.

4) ; 5).












Карточка 8 Внесение множителя под знак корня

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 1)



Чтобы внести множитель под знак корня, нужно:

1)возвести его в квадрат;

2) если этот множитель отрицателен, изменить его знак при внесении под корень, а «минус» оставить перед корнем.


Заменить выражение квадратным корнем или выражением, ему противоположным:

а ≥ 0;

а ≤ 0;

Впервом случае получился квадратный корень, а во втором – выражение, противоположное квадратному корню


Заменить выражение квадратным корнем или выражением, ему противоположным:

1); 2);

3)где х 0;

4) ; 5).



Карточка 8 Внесение множителя под знак корня

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 2)



Чтобы внести множитель под знак корня, нужно:

1)возвести его в квадрат;

2) если этот множитель отрицателен, изменить его знак при внесении под корень, а «минус» оставить перед корнем.


Заменить выражение квадратным корнем или выражением, ему противоположным:

а ≥ 0;

а ≤ 0;

Впервом случае получился квадратный корень, а во втором – выражение, противоположное квадратному корню


Заменить выражение квадратным корнем или выражением, ему противоположным:

1); 2);

3)где у

4) ; 5).



Карточка 9 Решение неполных квадратных уравнений

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 1)

Уравнение вида ах2 = 0

решается так:

ах2 = 0

х2 = 0(а ≠ 0)

х = 0.

Уравнение вида ах2+ bх = 0

решается так:

ах2+ bх = 0

х(ах + b) = 0

x = 0 или ax + b = 0

x = 0 или x = .

Уравнение вида ах2+ c = 0

решается так:

ах2+ c = 0, ax2 = -c,

, где а ≠ 0;

1)если , то корней нет;

2)если ,то х = 0;

3) если , то х = .

Решить уравнения:

1) 2х2 + 8 = 0 - уравнение вида ах2+с=0;

2 = - 8,

х2 = -4. Ответ: корней нет



2) 3х2 – 2х = 0 - уравнение вида ах2+ bx =0.

2 – 2х = 0,

x(3x – 2) = 0,

x = 0 или 3x – 2 = 0,

x = 0 или . Ответ: 0;

3)7х2 – 8 = 0 – уравнение вида ах2 + с = 0.

2 – 8 = 0,

2 = 8,

х2 = ,

. Ответ:

4)6х2 = 0 – уравнение вида ах2 = 0.

2 = 0,

х2 = 0,

х = 0. Ответ: 0




1) 2 + 3 = 0;



2) –х2 + 5х = 0;



3) 2 – 28 = 0;



4) –х2 = 0;



5) 4(х – 1)2 – 16 = 0





Карточка 9 Решение неполных квадратных уравнений

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 2)

Уравнение вида ах2 = 0

решается так:

ах2 = 0

х2 = 0(а ≠ 0)

х = 0.

Уравнение вида ах2+ bх = 0

решается так:

ах2+ bх = 0

х(ах + b) = 0

x = 0 или ax + b = 0

x = 0 или x = .

Уравнение вида ах2+ c = 0

решается так:

ах2+ c = 0, ax2 = -c,

, где а ≠ 0;

1)если , то корней нет;

2)если ,то х = 0;

3) если , то х = .

Решить уравнения:

1) 2х2 + 8 = 0 - уравнение вида ах2+с=0;

2 = - 8,

х2 = -4. Ответ: корней нет



2) 3х2 – 2х = 0 - уравнение вида ах2+ bx =0.

2 – 2х = 0,

x(3x – 2) = 0,

x = 0 или 3x – 2 = 0,

x = 0 или . Ответ: 0;

3)7х2 – 8 = 0 – уравнение вида ах2 + с = 0.

2 – 8 = 0,

2 = 8,

х2 = ,

. Ответ:

4)6х2 = 0 – уравнение вида ах2 = 0.

2 = 0,

х2 = 0,

х = 0. Ответ: 0




1) 2 – 5 = 0;



2) 2 + 6х = 0;



3) 2 + 20 = 0;



4) 2 = 0;



5) 5(х – 2)2 – 45 = 0

Карточка 10 Решение квадратных уравнений по формуле

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 1)

Чтобы решить квадратное уравнение ах2 + bx + c = 0 по формуле нужно:

вычислить его дискриминант

D = b2 – 4ac.

1) Если DD = 0, вычислить единственный корень по формуле ; 3) если D 0 , вычислить два корня по формуле .

Решить уравнения:

1) 2 +4х + 3 = 0 ; a = 8, b = 4, c = 3

Находим дискриминант D = b2 – 4ac,

D = 42 – 4·8·3 = 16 – 96 = - 80 нет корней. Ответ: нет корней.

2) х2 – 6х + 9 = 0 ; a = 1, b = - 6, c = 9

D = b2 – 4ac = (-6)2 - 4·1·9 =36 – 36 = 0

Находим единственный корень по формуле = .

Ответ: 3.

3) 5х2 – 3х – 2 = 0 ; a = 5, b = - 3, c = - 2.

D = b2 – 4ac = (-3)2 - 4·5·(- 2) =9 + 40 =49,

=

Ответ: -0,4; 1




1) 2 + 5х – 8 = 0;



2) х2 + 5х + 10 = 0;



3) 2 – 14х + 7 = 0;



4) – х2+ 3х + 4 = 0;



5) 4(х - 1)2 – 16х = 0

















Карточка 10 Решение квадратных уравнений по формуле

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 2)

Чтобы решить квадратное уравнение ах2 + bx + c = 0 по формуле нужно:

вычислить его дискриминант

D = b2 – 4ac.

1) Если DD = 0, вычислить единственный корень по формуле ; 3) если D 0 , вычислить два корня по формуле .

Решить уравнения:

1) 2 +4х + 3 = 0 ; a = 8, b = 4, c = 3

Находим дискриминант D = b2 – 4ac,

D = 42 – 4·8·3 = 16 – 96 = - 80 нет корней. Ответ: нет корней.

2) х2 – 6х + 9 = 0 ; a = 1, b = - 6, c = 9

D = b2 – 4ac = (-6)2 - 4·1·9 =36 – 36 = 0

Находим единственный корень по формуле = .

Ответ: 3.

3) 5х2 – 3х – 2 = 0 ; a = 5, b = - 3, c = - 2.

D = b2 – 4ac = (-3)2 - 4·5·(- 2) =9 + 40 =49,

=

Ответ: -0,4; 1




1) 2 + х – 6 = 0;



2) 3х2 + 6х + 3 = 0;



3) 2 – 11х – 7 = 0;



4) х2+ 4х + 5 = 0;



5) 5(х - 2)2 – 45х = 0











Карточка 11 Решение числовых неравенств

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 1)

При решении числовых неравенств можно:

1) переносить слагаемые из одной части неравенства в другую, изменив знаки этих слагаемых на противоположные;

2) делить обе части неравенства на одно и то же положительное число, сохраняя знак неравенства;

3) ) делить обе части неравенства на одно и то же положительное число, сохраняя знак неравенства

Решить неравенство:

-2(х – 3) 3(x + 5).

Решение:

Раскроем скобки, умножив числа перед скобками на каждое слагаемое в скобках: -2х + 6 3x + 15.

Перенесём слагаемые с неизвестным влево, а без неизвестных вправо, изменяя их знаки: -2х – 3х 15 – 6.

Приведём подобные слагаемые:

-5х 9, разделим обе части неравенства на отрицательное число – 5, меняя знак неравенства: х

Ответ:


1) х + 1



2) 3 – x ;



3) 2x – 7 x;



4) 6 – x ;



5) 2(x – 4) 5 – 7x



















Карточка 11 Решение числовых неравенств

Правила

Образцы

Задания ( Вариант 2)

При решении числовых неравенств можно:

1) переносить слагаемые из одной части неравенства в другую, изменив знаки этих слагаемых на противоположные;

2) делить обе части неравенства на одно и то же положительное число, сохраняя знак неравенства;

3) ) делить обе части неравенства на одно и то же положительное число, сохраняя знак неравенства

Решить неравенство:

-2(х – 3) 3(x + 5).

Решение:

Раскроем скобки, умножив числа перед скобками на каждое слагаемое в скобках: -2х + 6 3x + 15.

Перенесём слагаемые с неизвестным влево, а без неизвестных вправо, изменяя их знаки: -2х – 3х 15 – 6.

Приведём подобные слагаемые:

-5х 9, разделим обе части неравенства на отрицательное число – 5, меняя знак неравенства: х

Ответ:


1) х + 2 6;



2) 2 – x ;



3) 3x – 2 2x;



4) 2 – x ;



5) -(x + 3) 4 – 6x