СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам детей с РАС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предложены рекомендации  и приёмы коррекционной работы по  обучению социально-бытовым навыкам детей с РАС

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам детей с РАС»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОБУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМ НАВЫКАМ

При обучении аутичных детей социально-бытовым навыкам очень важно заранее продумать составляющие конкретного навыка и сами приемы обучения. Опыт как зарубежных специалистов (ТЕАССН - программа, оперантный подход и др.), так и отечественной школы (К.С.Лебединская, О.С.Никольская и др.) свидетельствует о необходимости создания специальных условий для обучения фактически любым навыкам.

  1. Организация пространства

Общие принципы организации пространства:

  • В первую очередь, необходимо продумать, какие именно предметы будут использоваться при обучении данному навыку.

  • Для каждого навыка следует подобрать пространственную зону - т.е. пространство, где предметы, используемые для данного навыка, могут быть расположены на фиксированных местах недалеко друг от друга. Это делается для того, чтобы при выполнении навыка можно было легче сконцентрировать внимание на самом процессе, а не на поиске необходимых принадлежностей. Часто даже последовательность расположения предметов слева-направо (сверху-вниз) задает очередность их использования.

  • Необходимо, чтобы предметы, используемые при выполнении данного навыка, были доступны для самостоятельного использования ребенком. Это поможет приучить его к порядку и самостоятельности.

  • Важно, чтобы пространство вокруг не было перегружено большим количеством предметов.

  • В зоне пространства, где отрабатывается и выполняется определенный навык, недопустимо наличие предметов, которые могут отвлечь ребенка. Если накануне вечером он купался с любимыми игрушками, то следует убрать их, чтобы они не отвлекали его внимания в другой ситуации.

  • Предметы, которые необходимы ребенку для выполнения определенного навыка, должны существенно отличаться по внешнему виду от других.

Можно выделить следующие требования к правильной организации пространства при обучении конкретному навыку:

  • четкий отбор предметов, необходимых для обучения соответствующему навыку;

  • наличие пространственной зоны, в которой будет проходить обучение; доступное расположение предметов, нужных для этого навыка;

  • расположение в соответствующей зоне предметов, необходимых для обучения данному навыку при минимальном количестве предметов, не имеющих к нему отношения;

  • отсутствие в данной зоне пространства предметов, способных легко привлечь внимание;

  • видимое отличие предметов, нужных для того, чтобы обучить ребенка требуемому навыку, от других объектов.

  1. Организация времени

  • календарь;

Специально созданный настенный календарь поможет ребенку усвоить такие понятия как "вчера", "сегодня", "завтра", "день недели", "число", "месяц". За основу следует взять разграфленную страницу календаря на месяц. по горизонтали над семью вертикальными графами следует написать названия всех дней недели. В верхней части каждого квадрата нужно сделать по два тонких надреза слева и справа для табличек со словами "вчера", "сегодня", "завтра". Под этими табличками должно быть некрупно написано число так, чтобы ниже могла уместиться картинка с изображением какого-либо события, символизирующего каждый день.

  • распорядок дня.

а) Предметное расписание на день. Вам понадобится узкая открытая тумбочка типа этажерки (можно без задней стенки). Ее высота должна быть такова, чтобы ребенок мог дотянуться до верхней полки, а ширина может быть равна 10-30 см. По всей высоте этой этажерки. Вы располагаете полочки (по числу важнейших этапов дня). На верхней полке Вы кладете предмет, символизирующий первое событие дня.

б) Обозначение событий дня в виде последовательности фотографий или картинок - Вам понадобятся фотографии и картинки, изображающие различные события повседневной жизни ребенка; узкий длинный лист гладкого картона с закрепленными на нем жесткими конвертами; большие скрепки (или зажимы). К той части конверта, которая обращена вовне, скрепкой крепится картинка. И в этом, как и в предыдущем, случае как только задание выполнено, скрепка и фотография (или картинка) убираются в конверт.

в) Обозначение событий дня в виде надписей - можно использовать тот же вариант решения, что и в пункте "б", заменив фотографии (картинки) карточками с надписями.

  1. Планирование последовательности действий

Для обучения определённому навыку удобнее использовать вертикально организованную схему.

  • в основной картонной поверхности делаются горизонтальные прорези - одна для каждой карточки; карточки вставляются в эти прорези при помощи узкой полоски картона, прочно приклеенной к каждой карточке;

  • основой схемы служит фланелевая ткань, наклеенная на доску или картон; на обороте каждой карточки прикрепляется фрагмент бархатной бумаги;

  • основа схемы - доска или картон с полосой "липучки"; на обороте каждой карточки - тоже кусочек "липучки", поэтому закрепить ее на поверхности легко.

Под каждой схемой должна находиться коробка для отработанных карточек. Необходимо напомнить, что предлагаемый ребенку в ходе обучения порядок одевания должен быть всегда одним и тем же.

Необходимо, чтобы было место, где ребенок мог бы проводить время, когда Вы не можете уделить ему внимания или занять его самостоятельными заданиями и работой по дому. Так называемый "игровой уголок" не обязательно должен находиться в какой-либо фиксированной зоне пространства. Необходимо создать подвижную пространственную организацию, которая "подсказывала" бы ребенку, чем он может заняться.

Примерный набор игрушек, оптимальный для детей, самостоятельная игра которых носит манипуляторный характер:

Предметы для самостоятельной игры (своим строением они должны подсказывать ребенку, что с ними нужно делать):

а) пирамидка;

б) деревянный или резиновый паззл-вкладыш с предметами или формами;

в) конструктор типа "Лего" с небольшим (не более 30) количеством крупных деталей;

г) "коробка форм";

д) маленький фотоальбом с фотографиями членов семьи и знакомых ребенку людей;

е) книга с яркими картинками и жесткими картонными страницами (если нравится ребенку);

ж) игрушечный транспорт (машина, автобус и т.п.) небольших размеров, который можно катать.

Предметы для совместной игры:

а) игрушечная посуда и мебель;

б) кукла (желательно среднего или большого размера);

в) 1-2 игрушечных животных, если ребенок их любит;

г) пластилин;

д) бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Если ту или иную функцию при РАС не начать формировать вовремя, то сложность задач, стоящих перед всеми участниками коррекционного процесса, резко возрастет: благодаря стереотипности аутичного ребенка более ранние, более примитивные формы реализации функции или удовлетворения потребности фиксируются, преодоление этого стереотипа становится трудно разрешимым для родителей, для педагогов (психологов) и болезненным для ребенка; и без того ограниченные перспективы социальной адаптации становятся еще более сложными. Иначе решаются эти трудности в рамках метода оперантного обусловливания: навык или умение формируются и закрепляются посредством создания необходимых внешних условий в соответствующий возрастной период. Этот метод подразумевает прежде всего организацию поведения аутичного ребенка с помощью доступных ему мотивационных воздействий, и только затем начинается обучение социально-бытовым навыкам.