СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по пунктуации для подготовки к экзаменам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе содержится дтдактический материал по пунктуации, который можно использовать для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Можно использовать на уроках повторения в 9 - 11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по пунктуации для подготовки к экзаменам»

Дидактический материал по пунктуации для подготовки к экзаменам.



Купайся, загорай и отдыхай.

(Однородные члены предложения)

Здравствуй_ здравствуй_ дорогой мой внук!

Рад твоему недавно полученному _долгожданному письму.

Житье-бытье мое обычное сижу за компьютером и записываю раз­ные мысли _ иногда хожу на рынок за огурцами _и помидорами _а вечерами перечитываю своих любимых _французских философов. Хворь всякая _ не только о себе напоминает _но и мешает _и раздражает. Всякие лекарства _таблетки _капли _мази _всегда рядом.

Лучше расскажу тебе смешную _рыбацкую историю. Петрович купил себе новую _резиновую лодку _и очень неплохую. Позавчера мы _он _я _ и Лешка_ ни свет_ ни заря отправились на рыбалку. Шла какая-то мелочь_ караси _ да плотва. Вдруг Лешка вытащил большую_ преболь­шую щуку, матерую_ хитрую_ да не удержал. Она сорвалась_ ударила о воду_ и ушла в глубину. Случай нередкий_ хотя и неприятный для рыбака.. Уж кому _ кому _ а мне это известно. Алёша был ни жив – ни мёртв и переживал до вечера _ но не показывал виду. И смех _ и грех с ним.

Лидия Павловна – и Наташа звонили из Прибалтики. Им всё очень нравится _ климат _ и люди _ и природа. На пляж ходят _ если не каждый день _ то через день обязательно. В их отеле два бассейна _ в помещении _ и во дворе, так Наташа плещется там буквально и днём _ и ночью. Она не только загорела _ но и научилась плавать _ и нырять. Они много гуляют _ ездят на экскурсии _ осматривают старые замки.

Ты _ Миша _купайся _ и загорай _ путешествуй _ и познавай мир _

занимайся спортом _ и читай книги _ одним словом _ отдыхай _и наби­райся сил. Я очень рад _ что вашим лагерем руководит умный _ многим интересующийся человек. Прислушивайся к нему _ но не теряй своего мнения _ думай обо всем.

Не появилось ли у тебя чего-нибудь свеженького _ интересного для

твоей геологической коллекции? Дядя Евгений сообщил, что привезет из экспедиции образцы новых _ только что найденных минералов. Тебе надо _не столько мечтать о геологии _ сколько работать _ и расширять свои познания в этой области. Начальник геологической партии обещал зачислить тебя в следующую _ летнюю экспедицию. Он разбирающийся в геологии _ талантливый руководитель _ поэтому ему _ не только можно _ но и нужно верить.

Пиши. Дедушка.




Ключ

Купайся, загорай и отдыхай.

(Однородные члены предложения)

Здравствуй, здравствуй, дорогой мой внук!

Рад твоему недавно полученному долгожданному письму.

Житье-бытье мое обычное сижу за компьютером и записываю раз­ные мысли, иногда хожу на рынок за огурцами и помидорами, а вечерами перечитываю своих любимых французских философов. Хворь всякая не только о себе напоминает, но и мешает и раздражает. Всякие лекарства: таблетки, капли, мази - всегда рядом.

Лучше расскажу тебе смешную рыбацкую историю. Петрович купил

себе новую резиновую лодку, и очень неплохую. Позавчера мы: он, я и Лешка - ни свет ни заря отправились на рыбалку. Шла какая-то мелочь: караси да плотва. Вдруг Лешка вытащил большую - преболь­шую щуку, матерую, хитрую, да не удержал. Она сорвалась, ударила о воду и ушла в глубину. Случай нередкий, хотя и неприятный для рыбака. Уж кому – кому, а мне это известно. Алёша был ни жив – ни мёртв и переживал до вечера, но не показывал виду. И смех и грех с ним.

Лидия Павловна – и Наташа звонили из Прибалтики. Им всё очень нравится: климат, и люди, и природа. На пляж ходят если не каждый день, то через день обязательно. В их отеле два бассейна: в помещении и во дворе, так Наташа плещется там буквально и днём и ночью. Она не только загорела, но и научилась плавать и нырять. Они много гуляют, ездят на экскурсии, осматривают старые замки.

Ты, Миша, купайся и загорай, путешествуй и познавай мир, занимайся спортом и читай книги - одним словом - отдыхай и наби­райся сил. Я очень рад, что вашим лагерем руководит умный, многим интересующийся человек. Прислушивайся к нему, но не теряй своего мнения, думай обо всем.

Не появилось ли у тебя чего-нибудь свеженького, интересного для твоей геологической коллекции? Дядя Евгений сообщил, что привезет из экспедиции образцы новых, только что найденных минералов. Тебе надо не столько мечтать о геологии, сколько работать и расширять свои познания в этой области. Начальник геологической партии обещал зачислить тебя в следующую летнюю экспедицию. Он разбирающийся в геологии талантливый руководитель, поэтому ему не только можно, но и нужно верить.

Пиши. Дедушка.







Импрессионизм - это впечатления

(Тире в простом предложении.)

Здравствуйте! Мое имя … Клер. Я … сотрудник Музея д’Орсэ. Тема нашей экскурсии …история импрессионизма.

Однако вначале мой долг … напомнить основное правило поведения. В музее трогать экспонаты … запрещено.

Наш музей …одно из главных украшений Парижа. Мало кто знает, что здание Музея д’Орсэ, расположенное напротив Лувра, … бывший железнодо­рожный вокзал. Музей … является крупнейшим собранием картин французских импрессионистов. У нас сравнительно небольшое выставочное пространство. Однако ежегодное количество посетителей нашего музея … 2,5 … 3 миллиона человек. Это подлинный храм искусств.

Импрессионизм … возник в конце XIX … начале XX века. Основоположники импрессионизма, … как известно, … Эдуард Мане, Огюст Ренуар и Эдгар Дега. Отличительная черта творчества этих художников … стремление отразить мгновенные ситуации. Световые эффекты неба и воды, дождь, снег и туман … вот главные темы их работ. Поэтому обычное место работы импрессионистов … пленэр, то есть свежий воздух. Импрессионисты говорили, что их кредо … отражать на полотне свои впечатления. А по-французски «импрессионизм» … значит «связанный с впечатлениями».

Многие современники считали, что импрессионизм … это неоправданный отход от традиций. Они утверждали, что впечатления … не предмет живописи. Но импрессионисты понимали, что отказаться от своих принципов … значит предать искусство, потому что дело художника … рождать радость. Создавать картины для художника … все равно что дышать.

Один из наиболее известных импрессионистов, …. безусловно, … Клод Моне. Ви­зитная карточка художника … серия полотен «Вокзал Сен - Лазар». Эта серия … десять различных видов вокзала, окутанного дымом паровозов. Дым … всегда загадка. На этих полотнах он … воплощение всей палитры белого цвета. Дым на картинах как символ индустриального города.

А вот картина «Лодка во время наводнения». Возможно, вы не вспомнили, кто ее автор. Это Альфред Сислей. На картине … залитая водой деревня. Одна лодка с жертвами наводнения видна на переднем плане картины, другая …за деревьями. Но главное в картине, без сомнения, … восхищение голубизной весеннего неба. Это полотно, … бесспорно, … результат умения видеть прекрасное даже в драматической ситуации.

К сожалению, увиденное нами сегодня … лишь небольшая часть наследия импрессионистов. Если вы настоящие ценители искусства, то источник ваше­го дальнейшего знакомства с импрессионизмом … это, безусловно, … книги.







Ключ Импрессионизм - это впечатления

(Тире в простом предложении.)

Здравствуйте! Мое имя — Клер. Я сотрудник Музея д’Орсэ. Тема нашей экскурсии — история импрессионизма.

Однако вначале мой долг — напомнить основное правило поведения. В музее трогать экспонаты запрещено.

Наш музей — одно из главных украшений Парижа. Мало кто знает, что здание Музея д’Орсэ, расположенное напротив Лувра, — бывший железнодо­рожный вокзал. Музей является крупнейшим собранием картин французских импрессионистов. У нас сравнительно небольшое выставочное пространство. Однако ежегодное количество посетителей нашего музея — 2,5 — 3 миллиона человек. Это подлинный храм искусств.

Импрессионизм возник в конце XIX — начале XX века. Основоположники импрессионизма, как известно, Эдуард Мане, Огюст Ренуар и Эдгар Дега. Отличительная черта творчества этих художников — стремление отразить мгновенные ситуации. Световые эффекты неба и воды, дождь, снег и туман — вот главные темы их работ. Поэтому обычное место работы импрессионистов — пленэр, то есть свежий воздух. Импрессионисты говорили, что их кредо — отражать на полотне свои впечатления. А по-французски «импрессионизм» значит «связанный с впечатлениями».

Многие современники считали, что импрессионизм — это неоправданный отход от традиций. Они утверждали, что впечатления не предмет живописи. Но импрессионисты понимали, что отказаться от своих принципов — значит предать искусство, потому что дело художника — рождать радость. Создавать картины для художника — все равно что дышать.

Один из наиболее известных импрессионистов, безусловно, Клод Моне. Ви­зитная карточка художника — серия полотен «Вокзал Сен-Лазар». Эта серия — десять различных видов вокзала, окутанного дымом паровозов. Дым всегда загадка. На этих полотнах он — воплощение всей палитры белого цвета. Дым на картинах как символ индустриального города.

А вот картина «Лодка во время наводнения». Возможно, вы не вспомнили, кто ее автор. Это Альфред Сислей. На картине — залитая водой деревня. Одна лодка с жертвами наводнения видна на переднем плане картины, другая — за деревьями. Но главное в картине, без сомнения, — восхищение голубизной весеннего неба. Это полотно, бесспорно, результат умения видеть прекрасное даже в драматической ситуации.

К сожалению, увиденное нами сегодня — лишь небольшая часть наследия импрессионистов. Если вы настоящие ценители искусства, то источник ваше­го дальнейшего знакомства с импрессионизмом — это, безусловно, книги.



Разделяя_ и властвуя

(Обособленное обстоятельство)

Обожаю греться на солнц_ лежа у открытого окна на подоконнике. Мой хозяин устроил для меня лежанку_ расстелив шерстяной шарф_ и положив под него старое ватное одеяло.

Просыпаясь_ я вижу наш двор_ пересекая_ который_ жильцы нашего дома ходят туда-сюда. В их хозяйственных сумках_ распространяя изу­мительный аромат_ лежит свежая рыба, колбаса или мой любимый «Вис­кас» с курицей и мясом молодых барашков. Благодаря длине моей белой шерсти, голубым глазам и добродушному нраву_ каждый_ проходя мимо моего окна_ старается меня погладить или угостить чем-нибудь вкус­неньким. Благодаря их_ я снисходительно мурлыкаю_ прищурив глаза.

Кого я вижу! Это мой давнишний враг Барсик, который_ показав­шись из-за угла_ надменно и развязно направляется к помойке_ надеясь поживиться чем-нибудь съестным. Будучи рожденным в подвале сосед­него дома_ он считает себя хозяином двора. Барсик нападает на всех котов_ не пуская их в наш двор_ и_ не думая об опасности_ задирает даже собак. Подравшись однажды с двумя дворнягами со свалки_ он стал ходить_ прихрамывая. Несмотря на это_ он продолжает вести себя очень нагло. По совести говоря_ у него нет хорошей родословной_ благо- даря_ которой_ можно было бы так зазнаваться.

Однако_ начиная с прошлого лета_ Барсик обходит мое окно_ делая вид что мы не знакомы. Однажды я не обнаружил в моей мисочке свежих сливок_ но_ вскочив на подоконник_ сразу понял куда они делись. В тенечке_ тщательно облизываясь_ сидел наглец Барсик, кото- рый_ увидев меня_ кинулся бежать_ сломя голову_ прихрамывая на правую переднюю лапу. Я_ играючи догнал его_ и_ изловчившись_ треснул по спине. Начиная драку_ он зашипел и_ подвывая_ стал мед­ленно подходить ко мне. Окаменев_ я смотрел ему в глаза_ не мигая. Затаив дыхание_ я ждал подходящего момента для броска. Барсик морг­нул. Подпрыгнув_ я бросился на него_ кусая и молотя лапами. Завопив от боли_ он_ не помня себя_ устремился в заросли крапивы_ трусливо приседая сразу на все четыре лапы.

С тех пор Барсик проходит мимо моего окна_ не смотря на него.







Ключ

Разделяя и властвуя

(Обособленное обстоятельство)

Обожаю греться на солнце, лежа у открытого окна на подоконнике. Мой хозяин устроил для меня лежанку, расстелив шерстяной шарф и положив под него старое ватное одеяло.

Просыпаясь, я вижу наш двор, пересекая который жильцы нашего дома ходят туда-сюда. В их хозяйственных сумках, распространяя изумительный аромат, лежит свежая рыба, колбаса или мой любимый «Вискас» с курицей и мясом молодых барашков. Благодаря длине моей белой шерсти, голубым глазам и добродушному нраву каждый, проходя мимо моего окна, старается меня погладить или угостить чем-нибудь вкусненьким. Благодаря их, я сни­сходительно мурлыкаю, прищурив глаза.

Кого я вижу! Это мой давнишний враг Барсик, который, показавшись из-за угла, надменно и развязно направляется к помойке, надеясь поживиться чем- нибудь съестным. Будучи рожденным в подвале соседнего дома, он считает себя хозяином двора. Барсик нападает на всех котов, не пуская их в наш двор, и, не думая об опасности, задирает даже собак. Подравшись однажды с двумя дворнягами со свалки, он стал ходить прихрамывая. Несмотря на это, он продолжает вести себя очень нагло. По совести говоря, у него нет хорошей родословной, благодаря которой можно было бы так зазнаваться.

Однако начиная с прошлого лета Барсик обходит мое окно, делая вид, что мы не знакомы. Однажды я не обнаружил в моей мисочке свежих сливок, но, вскочив на подоконник, сразу понял, куда они делись. В тенечке, тщательно облизываясь, сидел наглец Барсик, который, увидев меня, кинулся бежать сломя голову, прихрамывая на правую переднюю лапу. Я играючи догнал его и, изловчившись, треснул по спине. Начиная драку, он зашипел и, подвывая, стал медленно подходить ко мне. Окаменев, я смотрел ему в глаза не мигая. Затаив дыхание, я ждал подходящего момента для броска. Барсик моргнул. Подпрыгнув, я бросился на него, кусая и молотя лапами. Завопив от боли, он не помня себя устремился в заросли крапивы, трусливо приседая сразу на все четыре лапы.

С тех пор Барсик проходит мимо моего окна, не смотря на него.






Короче_ Анжела_ привет!

(Вводные слова и обращения)

Привет_ милая Анжела!

Наконец_ я получила от тебя письмо. Собираюсь многое тебе рас- сказать_ моя дорогая.

Знаешь ли_ я хотела расстаться с Тарасиком. Мне_ прикинь_ надоели его частые отлучки и сомнительные друзья. Однажды_ его неделю не было дома. Кроме того_ он постоянно желает знать, с кем я ходила_ например_ в ресторан. Ведь_ такое существование_ разумеется_ нельзя назвать жизнью. Короче говоря_ я хотела разорвать наши судьбы_ точнее_ сообщить ему, что между нами все кончено. Меня_ моя дорогая_ останавливало только то, что он_ к сожалению_ никогда не оставит мне квартиру. Однако_ вчера он вдруг получил очень неплохие деньги, и я_ естественно_ передумала. Может быть_ мы и расстанемся, но_ по-видимому_ не сейчас. Мне свойственно стремление к счастью_ впрочем_ как и другим.

Теперь мы_ между прочим_ купим новую машину_ возможно_ «Лексус». Представляешь_ я ловко выбираюсь из «Лексуса», поправляя_ скажем_ норковую шубку, у меня_ кстати_ есть новая. Все смотрят только на меня_ конечно же_ умирая от зависти. Согласись_ это круто.

Кстати_ о тебе. Однажды_ твоя судьба изменится. Тебе_ бесспорно_ пора выбираться из твоей дыры. К счастью_ я отлично тебя понимаю_ дорогая моя подруга. Вряд ли_ ты справишься одна. Теперь_ однако_ я сама возьмусь за устройство твоей жизни.

Во-первых_ художника бросай. С одной стороны_ он может быть знаменитым_ с другой_ быть бедным. Художники_ поверь_ выше всего ценят свое творчество. Между тем_ его мысли должны быть не о картинах, а о том, как тебя обеспечить. Кроме того_ ты красивая и хорошо одета, и он должен это ценить. А_ во-вторых_ я поговорю с Тарасиком. У него_ кажется_ найдется для тебя кандидатура. Здесь_ возможно_ любое решение. Может быть_ помнишь его по­мощника Леху? Думаю_ он_ может быть_ для тебя надежным спут­ником жизни. Да и сам он вроде бы ничего. Правда_ ездит на «Жи­гулях». Я_ например_ ни за что не сяду в «Жигули». Так себя унижать! Тебе_ дорогая Анжела_ он_ по-моему_ подойдет. У вас все_ должно быть_ хорошо.

Короче говоря_ пиши_ пожалуйста.

Ксюша.



Ключ Короче, Анжела, привет!

(Вводные слова и обращения)

Привет, милая Анжела!

Наконец я получила от тебя письмо. Собираюсь многое тебе рассказать, моя дорогая.

Знаешь ли, я хотела расстаться с Тарасиком. Мне, прикинь, надоели его частые отлучки и сомнительные друзья. Однажды его неделю не было дома. Кроме того, он постоянно желает знать, с кем я ходила, например, в ресто­ран. Ведь такое существование, разумеется, нельзя назвать жизнью. Короче говоря, я хотела разорвать наши судьбы, точнее, сообщить ему, что между нами все кончено. Меня, моя дорогая, останавливало только то, что он, к сожалению, никогда не оставит мне квартиру. Однако вчера он вдруг получил очень неплохие деньги, и я, естественно, передумала. Может быть, мы и расстанемся, но, по-видимому, не сейчас. Мне свойственно стремление к сча­стью, впрочем, как и другим.

Теперь мы, между прочим, купим новую машину, возможно, «Лексус». Представляешь, я ловко выбираюсь из «Лексуса», поправляя, скажем, нор­ковую шубку, у меня, кстати, есть новая. Все смотрят только на меня, конечно же, умирая от зависти. Согласись, это круто.

Кстати, о тебе. Однажды твоя судьба изменится. Тебе, бесспорно, пора выбираться из твоей дыры. К счастью, я отлично тебя понимаю, дорогая моя подруга. Вряд ли ты справишься одна. Теперь, однако, я сама возьмусь за устройство твоей жизни.

Во-первых, художника бросай. С одной стороны, он может быть знамени­тым, с другой — быть бедным. Художники, поверь, выше всего ценят свое творчество. Между тем, его мысли должны быть не о картинах, а о том, как тебя обеспечить. Кроме того, ты красивая и хорошо одета, и он должен это ценить. А во-вторых, я поговорю с Тарасиком. У него, кажется, найдется для тебя кандидатура. Здесь возможно любое решение. Может быть, помнишь его помощника Леху? Думаю, он может быть для тебя надежным спутником жизни. Да и сам он вроде бы ничего. Правда, ездит на «Жигулях». Я, например, ни за что не сяду в «Жигули». Так себя унижать! Тебе, дорогая Анжела, он, по-моему, подойдет. У вас все должно быть хорошо.

Короче говоря, пиши, пожалуйста.

Ксюша.








За Москвой-рекой

(Обособленные приложения)

В моей комнате висит репродукция картины художника... Сергея Андрияки... «Старая Москва»... Зима... волшебница запорошила снегом старушку... Москву. Над зимними крышами высится колоколь­ня на Ордынке... одной из улиц Замоскворечья... старинного района, расположенного напротив Кремля за рекой... Москвой. Позади коло­кольни видна самая красивая церковь за Москвой... рекой... собор Святого Климента.

Замоскворечье прославил писатель... драматург... А. Н. Островский. Замоскворецкий житель... Островский колоритно изобразил своих ге­роев... хитрецов... приказчиков, мастеров... самоучек и купцов... само­дуров. Давно сменилась эпоха, но до сих пор в замоскворецких квар­тирах можно встретить приметы мещанской жизни... вышивки нитка­ми... мулине.

Я... как уроженка Замоскворечья... люблю этот уголок старой Моск­вы... как свою малую родину... и бережно храню воспоминания — картины раннего детства.

Вот одна из таких картин. Моя бабушка... тихая женщина в пуховом платке... задумчиво идет по Пятницкой... улице, где мы живем. Впереди видны купола храма Василия Блаженного... или, другими словами, По­кровского собора... — характерная замоскворецкая перспектива. Я... девочка лет четырех в черной шубке, пестром полосатом шарфе и бе­лой пуховой шапке... шагаю рядом. На шарфе полоски зеленые, крас­ные... мои самые любимые, коричневые и желтые. В руках у меня булка под названием... Калорийная... Указательным пальцем я с на­слаждением выковыриваю из нее изюм... мое любимое лакомство... и съедаю его прямо на морозе. Мой неизменный спутник... матерчатый коричневый медвежонок... очень мне в этом мешает.

Мы заходим в кондитерскую... нарядное здание на углу Овчинниковского переулка. Это магазин фабрики под названием... Красный Ок­тябрь... или по-старому... Эйнем... Хрустальная люстра... громадная са­харная капля... висит над залом. Вдоль полукруглого застекленного при­лавка со сказочными башнями из кирпичиков... конфет в пестрых бу­мажках тянутся медные перила... деталь старинного интерьера. Бабуш­ка покупает полкило конфет... Маска... и пастилу, и мы идем дальше.

А вот и улица... Балчуг... своеобразное продолжение Пятницкой. Странное слово... оно стало символом Замоскворечья.

Прошло много лет. Я давно живу в другом месте. Но... как коренная москвичка... с болью отмечаю изменения в родных чертах Замоскворе­чья. Стильный ресторан... Этаж... расположился в помещении бывшей кондитерской. Новое стеклянное здание... престижный отель... испор­тило прежний вид на храм Василия Блаженного. Неизменны только мои воспоминания о старой Москве и мой старичок... медвежонок. Свидетель тайн старой Москвы... он сидит под картиной Андрияки и смотрит на меня своими глазками... бусинками.


Ключ

За Москвой-рекой

(Обособленные приложения)


В моей комнате висит репродукция картины художника Сергея Андрияки «Старая Москва». Зима-волшебница запорошила снегом старушку Москву. Над зимними крышами высится колокольня на Ордынке — одной из улиц Замоскворечья, старинного района, расположенного напротив Кремля за ре­кой Москвой. Позади колокольни видна самая красивая церковь за Москвой- рекой — собор Святого Климента.

Замоскворечье прославил писатель-драматург А. Н. Островский. Замоскво­рецкий житель, Островский колоритно изобразил своих героев — хитрецов приказчиков, мастеров-самоучек и купцов-самодуров. Давно сменилась эпо­ха, но до сих пор в замоскворецких квартирах можно встретить приметы мещанской жизни — вышивки нитками мулине.

Я, как уроженка Замоскворечья, люблю этот уголок старой Москвы как свою малую родину и бережно храню воспоминания — картины раннего детства.

Вот одна из таких картин. Моя бабушка, тихая женщина в пуховом платке, задумчиво идет по Пятницкой — улице, где мы живем. Впереди видны купола храма Василия Блаженного, или, другими словами, Покровского собора, — характерная замоскворецкая перспектива. Я, девочка лет четырех в черной шубке, пестром полосатом шарфе и белой пуховой шапке, шагаю рядом. На шарфе полоски зеленые, красные — мои самые любимые, коричневые и желтые. В руках у меня булка под названием «Калорийная». Указательным пальцем я с наслаждением выковыриваю из нее изюм, мое любимое лаком­ство, и съедаю его прямо на морозе. Мой неизменный спутник, матерчатый коричневый медвежонок, очень мне в этом мешает.

Мы заходим в кондитерскую — нарядное здание на углу Овчинниковского переулка. Это магазин фабрики под названием «Красный Октябрь», или по- старому «Эйнем». Хрустальная люстра, громадная сахарная капля, висит над залом. Вдоль полукруглого застекленного прилавка со сказочными башнями из кирпичиков-конфет в пестрых бумажках тянутся медные перила — деталь старинного интерьера. Бабушка покупает полкило конфет «Маска» и пасти­лу, и мы идем дальше.

А вот и улица Балчуг — своеобразное продолжение Пятницкой. Странное слово, оно стало символом Замоскворечья.

Прошло много лет. Я давно живу в другом месте. Но, как коренная москвич­ка, с болью отмечаю изменения в родных чертах Замоскворечья. Стильный ресторан «Этаж» расположился в помещении бывшей кондитерской. Новое стеклянное здание, престижный отель, испортило прежний вид на храм Васи­лия Блаженного. Неизменны только мои воспоминания о старой Москве и мой старичок медвежонок. Свидетель тайн старой Москвы, он сидит под картиной Андрияки и смотрит на меня своими глазками-бусинками.



Как радостно и как спокойно!

(Сложносочиненное предложение)

В Москве на Рижском вокзале мы сели в поезд_ и наш отпуск начался.

Что нас привлекает в Юрмале_ и за что мы ее любим? По-латышски слово «Юрмала» означает «морской берег»_ и действительно_ город тянется вдоль моря цепочкой уютных поселков с изысканными особняками. Какая тишина_ и какой аромат сосен и моря! В этом городе нет той круговерти мегаполиса_ и живется спокойно.

Когда наступает вечер, из-за сосен доносятся гудки электрички_ и слышишь стук вагонных колес. Эти звуки совсем не раздражают. Вспомнишь подмосковные дачи_ и мысленно возвращаешься в детство. Как радостно_ и как спокойно!

На самом краю Юрмалы расположен большой природный парк_ но обычно в нем почти нет людей. На высоких дюнах растут сосны_ а поверх старых сосновых игл и густого черничника проложены мостки. По этой дощатой тропе идешь сквозь деревья_ а иногда останавливаешься на специальной площадке_ и вглядываешься в сиреневую дымку сосен.

Когда мы в первый раз оказались в Юрмале, в лицо дунул теплый ветерок_ и нас облаяла какая-то суетливая собачонка. Не то ей не понравился наш чемодан_ не то она просто выслуживалась перед хозяином. Около станции пожилые латышки продавали красную смородину_ а с пляжа неторопливо тянулись одуревшие от солнечных ванн отдыхающие.

Пойти в парк_ или сразу же отправиться к морю?

На берегу рижане_ и жители соседних пансионатов загорали_ и играли в волейбол. Мы закатали джинсы_ и зашлепали по мокрому песку. Мы шли более часа_ и неожиданно увидели место впадения реки в море.

Слева перекатывались волны_ а справа в их объятия вливалась река. Недалеко рос камыш_ и вдруг оттуда вылез какой-то крупный зверь_ и тщательно умываться передними лапками. Выдра! Мы заворожено смотрели_ однако выдра не обратила на нас никакого внимания. Она немного подумала_ и нырнула в подоспевшую морскую волну. То ли где-то ждали выдрята_ то ли она все-таки не захотела с нами связываться. Зрелище было потрясающим_ но мы не успели достать фотоаппарат.

Может быть_ в будущем году мы снова приедем сюда_ и выдра согласиться сфотографироваться?




Ключ

Как радостно и как спокойно!

(Сложносочиненное предложение)

В Москве на Рижском вокзале мы сели в поезд, и наш отпуск начался.

Что нас привлекает в Юрмале и за что мы ее любим? По-латышски слово «Юрмала» означает «морской берег», и действительно, город тянется вдоль моря цепочкой уютных поселков с изысканными особняками. Какая тишина и какой аромат сосен и моря! В этом городе нет бешеной круговерти мегапо­лиса и живется спокойно.

Когда наступает вечер, из-за сосен доносятся гудки электрички и слышит­ся стук вагонных колес. Эти звуки совсем не раздражают. Вспоминаешь » подмосковные дачи и мысленно возвращаешься в детство. Как радостно и как спокойно!

На самом краю Юрмалы расположен большой природный парк, но обычно в нем почти нет людей. На высоких дюнах растут сосны, а поверх старых сосновых игл и густого черничника проложены мостки. По этой дощатой тропе идешь сквозь деревья, а иногда останавливаешься на специальной площадке и вглядываешься в сиреневую дымку сосен.

Когда мы в первый раз оказались в Юрмале, в лицо дунул теплый ветерок и нас облаяла какая-то суетливая собачонка. Не то ей не понравился наш чемодан, не то она просто выслуживалась перед хозяином. Около станции пожилые латышки продавали красную смородину, а с пляжа неторопливо тянулись одуревшие от солнечных ванн отдыхающие.

Пойти в парк или сразу же отправиться к морю?

На берегу рижане и жители соседних пансионатов загорали и играли в волейбол. Мы закатали джинсы и зашлепали по мокрому песку. Мы шли больше часа и неожиданно увидели место впадения реки в море. Слева пере­катывались волны, а справа в их объятия вливалась река. Недалеко рос камыш, и вдруг оттуда вылез какой-то крупный зверь и стал тщательно умываться передними лапками. Выдра! Мы завороженно смотрели, однако выдра не обратила на нас никакого внимания. Она немного подумала и нырнула в подоспевшую морскую волну. То ли где-то ее ждали выдрята, то ли она все-таки не захотела с нами связываться. Зрелище было потрясаю­щим, но мы не успели достать фотоаппарат.

Может быть, в будущем году мы снова приедем сюда и выдра согласится сфотографироваться?



Знойным грозовым летом

(Однородные члены предложения)

Я устал от пыльного_ московского лета_ работы в жарком_ душном офисе_ и составления документов о купле_ продаже недвижимости. Но в Москву нежданно_ негаданно нагрянул мой приятель Борис_ и пред­ложил мне съездить_ погостить в его новом_ недавно построенном_ за­городном доме. Борис_ художник_ и довольно известный художник. Не без труда я получил внеочередной_ недельный отпуск_ и вместе с Бори­сом на его комфортабельном_ серебристого цвета автомобиле отправился за город.

Дом Бориса оказался трехэтажным_ кирпичным коттеджем с необычными_ странными башенками. Живописный_ хотя и небольшой_ сад_ был окружен высоким_ деревянным забором. Мне очень понравились ровные_ выложенные плиткой дорожки_ аккуратно подстриженные_ зеленые газоны_ клумбы с белыми_ желтыми_ красными_ фиолетовыми анютиными глазками_ словом_ всё увиденное.

В день моего приезда мы с Борисом посидели_ поговорили о том_ о сем_ и рассказали друг другу о своем житье_ бытье. Я думал, что мы будем вместе не только завтракать_ или обедать_ или ужинать_ но и собирать грибы_ ягоды_ и гулять_ купаться_ и загорать. Однако Борис должен был готовиться к выставке_ и собирался и день_ и ночь работать над своей_ новой картиной.

Утром я отправился гулять один_ и увидел поселок_ и окрестные поля_ и лес_ и речку. Внезапно солнце закрыли черные_ грозовые тучи. Всё_ и трава_ и деревья_ и кусты_ стало темным. Подул ветер_ сильный_ ледяной_ порывистый. Начался холодный_ проливной дождь.

У меня не было с собой ни зонта_ ни куртки. Да в такой ливень непромокаемый плащ_ и тот бы не помог. Поэтому я решил переждать дождь под раскидистым_ хотя и невысоким_ дубом.

Только после дождя я сообразил, что не спросил у Бориса ни названия улицы_ ни номера его дома. И смех_ и грех: все коттеджи в поселке были новыми_ трехэтажными_ кирпичными. Я стал заходить в дома_ и спрашивать про художника Бориса Ландышева. Но почему-то никто не был знаком ни с Борисом_ ни даже со своими ближайшими соседями.

Борис отыскал меня лишь поздним вечером, когда я был ни жив_ ни мертв от холода_ и голода_ и усталости.




Ключ

Знойным грозовым летом

(Однородные члены предложения)

Я устал от пыльного московского лета, работы в жарком, душном офисе и составления документов о купле-продаже недвижимости. Но в Москву нежданно-негаданно нагрянул мой приятель Борис и предложил мне съездить погостить в его новом, недавно построенном загородном доме. Борис художник, и довольно известный художник. Не без труда я получил внеочередной недельный отпуск и вместе с Борисом на его комфортабельном, серебристого цвета автомобиле отправился за город.

Дом Бориса оказался трехэтажным кирпичным коттеджем с необычными, странными башенками. Живописный, хотя и небольшой сад был окружен высоким деревянным забором. Мне очень понравились ровные, выложенные плиткой дорожки, аккуратно подстриженные зеленые газоны, клумбы с белы­ми, желтыми, красными, фиолетовыми анютиными глазками — словом, всё увиденное.

В день моего приезда мы с Борисом посидели, поговорили о том о сем и рассказали друг другу о своем житье-бытье. Я думал, что мы будем вместе не только завтракать, или обедать, или ужинать, но и собирать грибы-ягоды и гулять, купаться и загорать. Однако Борис должен был готовиться к выстав­ке и собирался и день и ночь работать над своей новой картиной.

Утром я отправился гулять один и увидел поселок, и окрестные поля, и лес, и речку. Внезапно солнце закрыли черные грозовые тучи. Всё: и трава, и деревья, и кусты — стало темным. Подул ветер, сильный, ледяной, порывистый. Начался холодный проливной дождь.

У меня не было с собой ни зонта, ни куртки. Да в такой ливень непромо­каемый плащ и тот бы не помог. Поэтому я решил переждать дождь под раскидистым, хотя и невысоким дубом.

Только после дождя я сообразил, что не спросил у Бориса ни названия улицы, ни номера его дома. И смех и грех: все коттеджи в поселке были / новыми, трехэтажными, кирпичными. Я стал заходить в дома и спрашивать про художника Бориса Ландышева. Но почему-то никто не был знаком ни с Борисом, ни даже со своими ближайшими соседями.

Борис отыскал меня лишь поздним вечером, когда я был ни жив ни мертв от холода, и голода, и усталости.



Посидели... как люди

(Запятая перед как)

Привет, Санек! С Новым годом! В праздники болтаюсь без дела... как лист на ветру. Решил позвонить, узнать... как твои дела.

А у меня все... как всегда. Живу так... как и все. Кручусь... как белка в колесе.

Помнишь Леху Петрова? Он теперь не кто иной... как мой сосед. Купил квартиру такую же... как у меня. Живет этажом выше, рядом с Палычем. У Палыча... как у бывшего генерала... пенсия высокая. Катается... как сыр в масле. Он полгода назад... как вышел в отставку... отремонтиро­вал... как следует квартиру и остеклил лоджию. Лоджия... как целая комната.

На Новый год я... как старый знакомый... пригласил Леху в гости. В общем, посидели... как люди. А в полночь все... как с ума посходили. Петарды, взрывы, собаки лают, сигнализация воет. Светло... как днем. Обстановка... как в бою.

И тут Леха стал веселиться... не как взрослый человек, а... как школьник. Запустил во дворе петарды, да так... как и специально не сделаешь. Попал в лоджию не к кому иному... как к Палычу. Стекла посыпались градом. Леха побледнел... как полотно. А рама лоджии отва­лилась и пробила крышу в Лехином новеньком «Пежо». Он... как это увидел... как будто в землю врос.

Палыч выскочил красный... как рак. Не видать, кричит, тебе свобо­ды... как своих ушей. Я тебя... как липку... обдеру. Будешь гол... как сокол. Я хотел Палыча успокоить и поговорить с ним... как с соседом. Но он уперся... как осел. Понять его... как раз... можно.

Леха хотел в будущем году рассчитаться с долгами... как за машину, так и за квартиру. А теперь... ходит как в воду опущенный. Надо Палычу заплатить... как пострадавшему... и свой «Пежо»... как гово­рится... до ума довести. Тысяч двадцать зеленых... как пить дать. Такой ситуации... как эта... я не видел. Санек, поддержать бы надо Леху... как финансово, так и морально. Поговори с ним... как друг.

Ну ладно. До свидания. Как говорится... привет семье.



Ключ

Посидели как люди

(Запятая перед как)

Привет, Санек! С Новым годом! В праздники болтаюсь без дела, как лист на ветру. Решил позвонить, узнать, как твои дела.

А у меня все как всегда. Живу так, как и все. Кручусь как белка в колесе.

Помнишь Леху Петрова? Он теперь не кто иной, как мой сосед. Купил квартиру такую же, как у меня. Живет этажом выше, рядом с Палычем. У Палыча, как у бывшего генерала, пенсия высокая. Катается как сыр в масле. Он полгода назад как вышел в отставку, отремонтировал как следует кварти­ру и остеклил лоджию. Лоджия как целая комната.

На Новый год я, как старый знакомый, пригласил Леху в гости. В общем, посидели как люди. А в полночь все как с ума посходили. Петарды, взрывы, собаки лают, сигнализация воет. Светло, как днем. Обстановка как в бою.

И тут Леха стал веселиться не как взрослый человек, а как школьник. Запустил во дворе петарды, да так, как и специально не сделаешь. Попал в лоджию не к кому иному, как к Палычу. Стекла посыпались градом. Леха побледнел как полотно. А рама лоджии отвалилась и пробила крышу в Лехином новеньком «Пежо». Он, как это увидел, как будто в землю врос.

Палыч выскочил красный как рак. Не видать, кричит, тебе свободы как своих ушей. Я тебя как липку обдеру. Будешь гол как сокол. Я хотел Палыча успокоить и поговорить с ним как с соседом. Но он уперся как осел. Понять его как раз можно.

Леха хотел в будущем году рассчитаться с долгами как за машину, так и за квартиру. А теперь ходит как в воду опущенный. Надо Палычу заплатить как пострадавшему и свой «Пежо», как говорится, до ума довести. Тысяч двадцать зеленых как пить дать. Такой ситуации, как эта, я не видел. Санек, поддержать бы надо Леху как финансово, так и морально. Поговори с ним как друг.

Ну ладно. До свидания. Как говорится, привет семье.



Не хочешь заблудиться - запоминай обратную дорогу

(Бессоюзные сложные предложения)

Нас с другом Сашей объединяло одно... мы страстно любили дере­вянную архитектуру. Однажды нам посчастливилось... мы отпра­вились путешествовать по берегам северной реки Мезени. Мы посе­лились в Кимже... это было старинное село с уникальной деревянной церковью. Местные жители рассказали... неподалеку находится живо­писная деревушка Кильце... и до нее можно легко добраться по лес­ной тропе.

Наутро я взял фотоаппарат... Саша собрал сумку... мы вышли из дома. В лесу мы увидели: тропа часто теряется в густой траве... по ее краям растут нетронутые подберезовики... словом, здесь нечасто хо­дят люди. Лес стал редеть... вдалеке над рекой показалась деревня.

На опушке я остановился... в кустах сидел большой рыжий кот и с аппетитом обгладывал ветки. Это поразило меня... разве коты едят кору? Я пригляделся... у кота были непомерно длинные уши. Тут я понял: это был не кот, а заяц. Я выхватил фотоаппарат... заяц мгновен­но исчез в кустах.

Деревня Кильце нам очень понравилась... в ней сохранились дома с узорчатыми наличниками и резными коньками на крышах. Повсюду стояли большие деревянные кресты... на них были вырезаны молит­вы... в старину такие кресты ставили с просьбой к Богу уберечь посе­вы или излечить от болезней.

Посвежело... солнце начало клониться к горизонту... мы поняли... пора возвращаться домой. Но никто из нас не запомнил главного... откуда начинается тропа в Кимжу. Теперь нас волновало только одно... поиски этой тропы.

По счастливой случайности нам встретился местный житель, он стал быстро и подробно объяснять дорогу:

— Сначала идите вдоль ерика. Дойдете до лывы... сразу сворачи­вайте к пожням. За большой лягой увидите редник... идите через него к поскотине. А по клочью не ходите: увязнете в дыбуне.

Я успел спросить, что такое ерик... прохожий объяснил: ерик по­хож на маленькую речку. Саша вставил вопрос про лыву... прохожий ответил... лывой зовется заросшее озерцо.

В больших сомнениях мы пошли вдоль речки... под ногами стало хлюпать какое-то болото... возможно, это и была лыва. Стало ясно... дороги домой мы не найдем. Выход оставался один... надо было воз­вращаться в Кильце. Там мы постучались в крайний из домов... нам открыл тот самый прохожий. Он устроил нас на ночлег и успокоил... утром в деревню придет теплоход... на нем можно вернуться в Кимжу.

С тех пор мы неизменно следовали принципу... не хочешь заблу­диться... запоминай обратную дорогу.


Ключ


Не хочешь заблудиться - запоминай обратную дорогу

(Бессоюзные сложные предложения)

Нас с другом Сашей объединяло одно: мы страстно любили деревян­ную архитектуру. Однажды нам посчастливилось: мы отправились путе­шествовать по берегам северной реки Мезени. Мы поселились в Кимже, это было старинное село с уникальной деревянной церковью. Местные жители рассказали: неподалеку находится живописная деревушка Кильце и до нее можно легко добраться по лесной тропе.

Наутро я взял фотоаппарат, Саша собрал сумку, мы вышли из дома. В лесу мы увидели: тропа часто теряется в густой траве, по ее краям растут нетронутые подберезовики — словом, здесь нечасто ходят люди. Лес стал редеть, вдалеке над рекой показалась деревня.

На опушке я остановился: в кустах сидел большой рыжий кот и с аппетитом обгладывал ветки. Это поразило меня: разве коты едят кору? Я пригляделся: у кота были непомерно длинные уши. Тут я понял: это был не кот, а заяц. Я выхватил фотоаппарат — заяц мгновенно исчез в кустах.

Деревня Кильце нам очень понравилась: в ней сохранились дома с узорчатыми наличниками и резными коньками на крышах. Повсюду сто­яли большие деревянные кресты, на них были вырезаны молитвы — в старину такие кресты ставили с просьбой к Богу уберечь посевы или излечить от болезней.

Посвежело, солнце начало клониться к горизонту, мы поняли: пора возвращаться домой. Но никто из нас не запомнил главного: откуда начи­нается тропа в Кимжу. Теперь нас волновало только одно — поиски этой тропы.

По счастливой случайности нам встретился местный житель, он стал быстро и подробно объяснять дорогу:

— Сначала идите вдоль ерика. Дойдете до лывы — сразу сворачивайте к пожням. За большой лягой увидите редник — идите через него к поскотине. А по клочью не ходите: увязнете в дыбуне.

Я успел спросить, что такое ерик, — прохожий объяснил: ерик похож на маленькую речку. Саша вставил вопрос про лыву — прохожий отве­тил: лывой зовется заросшее озерцо.

В больших сомнениях мы пошли вдоль речки, под ногами стало хлю­пать какое-то болото, возможно, это и была лыва. Стало ясно: дороги домой мы не найдем. Выход оставался один: надо было возвращаться в Кильце. Там мы постучались в крайний из домов, нам открыл тот самый прохожий. Он устроил нас на ночлег и успокоил: утром в деревню придет теплоход, на нем можно вернуться в Кимжу.

С тех пор мы неизменно следовали принципу: не хочешь заблудиться — запоминай обратную дорогу.