Простые и сложные предложения
Прочитайте высказывания известных людей. Какие это предложения по своему строению: простые или сложные? Докажите.
Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
Думайте хорошо и мысли созреют в добрые поступки. (Л.Н.Толстой) 2) Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах ошибка в словах вызывает ошибку в делах. (Д.Писарев) 3) Мудрые люди обдумывают свои мысли а глупые провозглашают их. (Г.Гейне) 4) На то человек родился чтобы жить своим умом. (Л.Н.Толстой) 5) Где не погибло слово там и дело еще не погибло. (А.Герцен) 6) Великий человек лишь скромен на делах и думает свою он думу без шуму. (И.А.Крылов)
- Какая тема объединяет данные высказывания?
- Как вы понимаете слова И.А.Крылова (см. предложение 6)
- Какие виды сложных предложений вы записали?
Запишите пословицы, расставляя, где нужно, знаки препинания. Свой выбор объясните графически: подчеркните однородные члены или грамматические основы.
Гора с горою не сойдется а человек с человеком сойдется. 2) Один собирает другой зевает. 3) Кто пахать не ленится у того и хлеб родится. 4) Птица радуется весне а мать радуется деткам. 5) Не бойся работы пусть она тебя боится. 6) Дружба крепка правдой и честью.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Графически объясните свой выбор.
Ученье свет а неученье тьма. 2) Каждая книжка результат большого коллективного труда и этот труд надо беречь. 3) Книги это окна через которые человек смотрит на мир.(Вильсон) 4) Чужбина калина родина малина. 5) Точность вежливость королей и долг всех добрых людей. 6) Хлеб батюшка вода матушка.
- Какие виды сложных предложений вы встретили в этом задании? Подтвердите ответ примерами записанных предложений.
- Назовите простое предложение с однородными членами.
- Чем выражены подлежащее и сказуемое в данных предложениях? Какой знак препинания должен разделять подлежащее и сказуемое в данных предложениях?
- ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Вильсона: «Книги – это кона, через которые человек смотрит на мир».
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания, графически объясните свой выбор.
С полей с лугов с вод подн..лись туманы и растаяли в небесной лазури но в лесу туманы застряли надолго. 2) Большой и спокойный ручей замерз а маленький быстрик все еще б..ется. 3) День был жаркий и солнечный и с наступлением в..черней прохлады семейство отправилось на прогулку.(О.Уайльд) 4) Они (синицы) в..сели вниз гол..вами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена. (К.Паустовский) 5) На четвертый день пути путники должны были переменить почтовых лош..дей на долгих и свернуть с б..льшой дороги на проселочную. (К.Ушинский) 6) Тускло л..ется свет лампады буря плач..т у окна (И.Бунин) 7) Обл..чко обр..тилось в белую туч.. которая т..жело подымалась росла и постепенно облегала небо. (А.Пушкин)
Прочитайте текст стихотворения. Подумайте, какие это предложения по наличию грамматических основ.
Еще земли печ..лен вид
А воздух уж весною дыш..т
И мертвый в поле стебль колыш..т
И елей ветви шевелит.
Еще природа не пр..снулась
Но сквозь редеющего сна
Весну п..слышала она
И ей невольно улыбнулась… (Ф.Тютчев)
- Проследите роль союза И в каждом случае в предложениях текста: что он соединяет – однородные члены или простые предложения в составе сложного?
- Какие еще союзы вы встретили в предложениях текста? Какова их роль?
- Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор графически.
- Произведите синтаксический разбор первого предложения, начертите его схему.
- Укажите в первом предложении наречия, запишите их в транскрипции.
Прочитайте размышления философа Монтеня. Какова роль книги в жизни Монтеня?
Книги сопровождают меня на прот..жении всего моего ж..зненного пути и я общ..юсь с ними всегда и везде. Они утешают меня и пом..гают. чтобы стр..хнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточ..но взяться за чтение.
- Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя правописание слов с пропуском букв.
- Начетрите схемы предложений: 1) сложносочиненного; 2) простого с однородными членами.
- ТР. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в моей жизни».
Прочтите размышления английского астронома Гершеля. Согласны ли вы с мнением, что «человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек»? Что значит «уметь читать»?
Приучите человека к чтению и вы его осч..стливите. вы введете его в общество мудрецов и остроумцев. Его друзьями станут самые нежные чистые и мужественные люди, какие были укр..шением человечества во все времена его истории. Вы сделаете его гражданином всех наций и современником всех эпох.
- Запишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор графически.
- Какие виды предложений по структуре есть в тексте?
- Какова роль союза и в предложениях текста?
- Составьте и запишите два предложения, в которых союз и будет соединять: а) однородные члены; б) грамматические основы.
Прочитайте высказывания известных людей. Запишите сначала те предложения, в которых союз и соединяет грамматические основы; подчеркните подлежащее и сказуемое.
Затем запишите предложения, в которых союз и соединяет однородные члены; укажите синтаксическую роль однородных членов. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.
Любовь к Отечеству даст тебе силу и все остальное без труда совершишь. (М.Салтыков-Щедрин) 2) Всякая благородная личность глубоко сознает кровное родство и свои кровные связи с Отечеством. (В.Белинский) 3) Жизнь каждого принадлежит отечеству и только истинная храбрость приносит ему пользу. (П.Нахимов) 4) Желание служить общему благу процветанию отечества должно быть потребностью души и условием личного счастья. (А.П.Чехов) 5) Дым отечества приятнее всех благоуханий в мире и голос родины утешительнее всех сладчайших гласов пернатых и певиц. (Ф.Глинка)
- Какое предложение вы писали дважды? Почему? (предложение 5. В нем первый союз и соединяет грамматические основы в сложносочиненном предложении, а второй союз и соединяет два однородных члена.)
- Начертите схемы предложений 3 и 4.
Прочитайте схемы. Какие по структуре в них отражены? Вспомните и проговорите пунктуационные правила, которые отражают данные схемы:
[ ], и [ ]. 2) [ О и О ].
Прочитайте данные ниже предложения и запишите сначала те из них, строение которых соответствует первой схеме; затем запишите предложения, строение которых соответствует второй схеме. Расставьте, где нужно, знаки препинания. Подчеркните члены предложения, которые соединяет союз и.
Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин) 2) Река бежала быстро и едва слышно урчала около свай купальни. (А.П.Чехов) 3) По воде пробежали тусклые блики и гребни волн опять стали белыми. (Ж.Верн) 4) После обеда опять явилось солнце и до вечера было прекрасно. (М.Пришвин) 5) Тропинка обогнула куст боярышника и лес сразу раздался в стороны. (Ю.Нагибин) 6) В коридоре было тихо и через крышу сеялся свет. (М.Булгаков) 7) В одиннадцать вечера семья удалилась на покой и полчаса спустя в доме погасили свет. (О.Уайльд) 8) Намокшие дрова горели плохо и сильно дымили. (В.Арсеньев) 9) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (М.Ю.Лермонтов)
- В чем состоит трудность определения грамматической основы (подлежащего) в предложении 9?
Прочитайте пословицы. Запишите их в такой последовательности: 1) простые предложения с однородными членами; 2) сложносочиненные предложения; 3) сложноподчиненные предложения; 4) сложные бессоюзные предложения. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и однородные члены.
Дружба создает вражда разрушает. (Немецкая) 2) Плачет хлебушко когда ест его лентяй. (Литовская) 3) Если люди объединятся они могут связать льва. (Эфиопская) 4) Труд человека кормит а лень портит. (Русская) 5) Не с деньгами жить а с добрыми людьми. (Русская) 6) Дружба заботой и подмогой крепка. (Русская) 7) Дождь портит шубу насмешки портят дружбу. (Монгольская) 8) Дорогу указывает свет который сияет впереди. (Китайская)
Начертите схемы предложений, указывая графически расстановку знаков препинания.
Солнце село но долго еще не тухнет закат. (Н.Плавильщиков) 2) Родился ландыш в майский день и лес его хранит. (Е.Серова) 3) На территории России не водятся слоны жирафы и бегемоты. (Е.В.Симонова) 4) На востоке разгорается заря и вода кажется розовой. (И.С.Соколов-Микитов) 5) Росистым утром и смолою пахнет в густом лесу. (И.С.Соколов-Микитов)
- Произведите полные синтаксический разбор предложения 5.
Начертите схемы предложений, указывая графически расстановку знаков препинания.
Перо пишет а ум водит. 2) Лодырь хочет прожить не трудом а языком. 3) Жатва поспела и серп изострен. 4) Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет. 5) Не в деньгах счастье а в полном согласии. 6) Глупый осудит а умный рассудит. 7) Скорость нужна а поспешность вредна. 8) Кто за спиной корит а друг в глаза говорит. 9) Буквы кривые да смысл прямой.
Заполните таблицу, вписав в нее соответствующие номера предложений.
Солнце выгл..нуло из-за туч и поле осв..тилось ярким светом. 2) Дни и ночи падали листья и устилали землю. 3) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 4) Пел сверчок и под полом ворочались мыш.. . 5) Ночью ветер злится и стучит в окно. (А.Фет) 6) В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин)
Союз И | Примеры |
1. Связывает части сложного предложения, запятая ставится | |
2. Связывает однородные члены, запятая не ставится | |
Составьте из простых предложений сложные с союзом и. запишите их в тетрадь.
А) Промелькнула короткая осень. Пришла седая морозная зима.
Б) Сейчас пойдет дождь. Все в природе освежится и легко вздохнет.
- Объясните, чем они отличаются по смыслу от данных.
Спишите предложения.
Пенек давно-давно сгнил, а вокруг него вырос ельничек. Вечером повалил мокрый снег, а ночью ударил мороз. Сумрачно под елью, но я разглядел коричневую головку гриба. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля еще блестели росой.
- Подчеркните в них грамматические основы, а союзы, которыми связаны их части, обведите кружок. Прочитайте предложения, опустив в них союзы. Изменился ли их смысл?
Тестовая работа.
А. Найдите предложения, соответствующие утверждению, и запишите их в тетрадь (знаки препинания не расставлены):
- союз и соединяет два однородных сказуемых.
Я уселся в машину со своим приятелем и мы отправились за город.
Родились и выросли снежинки высоко над землей.
Снега уже везде растаяли.
- союз и соединяет части сложного предложения.
Мы ходили по грибы и забирались под дубы.
Я подставил ладошки и на них упало несколько семечек.
Мы посмотрели на дно и увидели блестящий предмет.
Б. Запишите предложения, вставив пропущенные запятые. Определите их вид по количеству грамматических основ и начертите схемы.
Блеснул на востоке луч солнца и природа оживилась. Проснулись птицы и все вокруг наполнилось разноголосым пением. Деревья не заслоняли простора и можно было видеть небо и даль.
- Замените союзы в предложениях на другие: когда, так как, потому что. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.
Выборочное списывание.
А) Выпишите из текста сложное предложение, указав его вид и начертите схему; б) найдите предложение с однородными членами и подчеркните их как члены предложения; в) первое предложение разберите по членам.
В мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. Все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным.
(А.С.Пушкин)
Прочитайте текст. Найдите сложные предложения. Выпишите их и подчеркните главные члены. Начертите схемы этих предложений.
Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка вырезала эту гущу с сухим шорохом.
Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же тугой, как резина, стебель. Стебель стянул их вместе. Дети стукнулись головами, а лодку багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою желтою сердцевиной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водою. (По Б.Пастернаку)
Прочитайте текст, разделите его на предложения. Докажите правильность своего решения. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Все известные орфограммы объясните.
Я прибл..жался к месту моего назн..чения вокру.. меня пр..стиралась п..чальная пустыня всё п..крылось снегом со..нце с..дилось кибитка ехала по у..кой д..роге.
(П.А.С.Пушкину)
Использованная литература:
Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – Москва, 2015
Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку. – Москва, 2014