СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический проект урока по теме "Придаточные обстоятельственные: основные виды. средства связи, пунктуация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта организаци групповой работы на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический проект урока по теме "Придаточные обстоятельственные: основные виды. средства связи, пунктуация"»

Дидактический проект урока

Тема «Придаточные обстоятельственные: основные виды, средства связи, пунктуация».

Тип урока: комбинированный.

Ключевые цели: изучить структурные особенности придаточных обстоятельственных предложений; научить учащихся вводить их в собственную речь.

Дидактические цели урока:

А. Знания.

  • Углубить знания по основным структурным особенностям придаточных обстоятельственных предложений.

  • Закрепить знание классификации сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.

Б. Развитие способностей.

  • Научить отличать придаточные обстоятельственные от других видов сложных предложений.

  • Отработать умение заменять второстепенные члены предложения аналогичными придаточными предложениями.

  • Совершенствовать навык конструирования сложноподчиненных предложений по заданным параметрам.

  • Закрепить навык расстановки знаков препинания в соответствии со структурно-семантическим принципом русской пунктуации.

В. Ценностные отношения.

  • Формировать осознание необходимости бережного и чуткого отношения к языку.

Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Оценивание

Организационный момент

Эмоциональная подготовка к уроку: тема, цель. Запись в тетрадях.

Уровень готовности к уроку

Актуализация опорных знаний

Координация деятельности учащихся:


  1. Аккомодация ранее изученного (Приложение №1)

  2. Проверка домашней работы:

  • Индивидуально по карточкам у доски (Приложение №2)

  • Фронтально- текстовое упражнение.

Обобщают знания по СПП, определяют тип придаточного, заносят результаты в таблицу.

Составляют предложения по заданным параметрам, комментируют написанное. Составляют лингвистический рассказ

Уровень языковой и лингвистической компетенции.

Самопроверка, взаимопроверка

Ассимиляция новых знаний, формирование навыков и умений

  1. Графический диктант (Приложение №3)

  2. Работа с учебником.

  3. Конструирование предложений по заданным параметрам.

  4. Разграничение обстоятельств и составных именных сказуемых (Приложение № 5)

Анализируют структуру предложения, изображают ее графически.

Находит в тексте СПП с придаточными обстоятельственными, выписывают их, расставляют знаки препинания, определяют вид и средства связи.

Работа в группах (Приложение № 4).

Синтаксический разбор предложения по вариантам.

Умение видеть структуру предложения и изображать ее графически.

Умение идентифицировать языковые единицы, расставлять знаки препинания.

Уровень языковой и лингвистической компетенции (навыки применения теоретических знаний на практике)

Подведение итогов, оценивание.

Руководство заполнением оценочных листов (Приложение № 6)

Заполнение оценочных листов

Умение критически оценивать собственную работу на уроке.

Домашнее задание




Приложение № 1

1.Фронтальный опрос по основным особенностям и классификации придаточных предложений.

Итог. Учащиеся объясняют алгоритм определения типов придаточных предложений.

Задание. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточного предложения, результаты заносите в таблицу.

  1. Я думал о том что случилось.

  2. Около заднего воза где был Егорушка шел старик с седой бородой.

  3. Морозный воздух так обжигал что трудно было дышать.

  4. Занялась заря и стало видно что погода будет хорошая.

  5. Напишите когда вы приедете.





Вид придаточного

Определит.

Изъяснит.

Обстоят.

1




2




3




4




5




Приложение № 2

Карточка №1. Составить СПП с данными сочетаниями слов. Объяснить их написание.



  1. Ученик поблагодарил учителя за (то), …

  2. …., по (тому) что всё выучил.

  3. … по (тому) пути, …

  4. Приуныл от (того)…..

  5. …от (того) здания, что…

Карточка №2. Составьте лингвистический рассказ на тему «Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными» по плану:

  1. На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные предложения?

  2. На какие виды делятся придаточные обстоятельственные предложения?

  3. Какие виды придаточных обстоятельственных присоединяются к главному:

а) с помощью союзов;

б) с помощью союзных слов;

в) с помощью союзов и союзных слов.

Приложение № 3



  1. Ученик все делал так, как сказал учитель.

  2. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

  3. Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком (К. Паустовский)

Приложение № 4

Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными»

Вариант № 1

1.Из двух простых предложений составьте сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным.



А). Жара стояла невыносимая. Малейшее движение утомляло.

Б). По жужжанию комара можно было следить за его полётом. Кругом было тихо.



2. Замените выделенные слова придаточным предложением.

Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку.



3 Допишите предложение, присоединив к нему придаточное обстоятельственное.

Мы возвращались домой поздно,

  1. Составьте СПП с придаточным обстоятельственным, используя союзы: как только, что

  2. Составьте предложение по схеме: […], (когда..)

Вариант № 2

  1. Из двух простых предложений составьте СПП с придаточным обстоятельственным.





А). Ливень кончился. Все побежали на стадион.

Б). Под вечер Беликов оделся потеплее. На дворе погода стояла совсем тёплая.



2. Замените выделенные слова придаточным предложением.

Лодка сильно ткнулась в берег у крутого поворота реки..



  1. Допишите предложение, присоединив к нему придаточное обстоятельственное.

Мы обрадовались, …

4.Составьте СПП с придаточным обстоятельственным, используя союзы: потому что, пока

5.Составьте предложение по схеме: […так + глагол], (как ..)



Вариант № 3

  1. Из двух простых предложений составьте СПП с придаточным обстоятельственным.





А). Лес стоял тёмный и молчаливый. Главные певцы улетели.

Б). В конце ноября начались сильные морозы. Озёра покрылись крепким слоем льда.



2. Замените выделенные слова придаточным предложением.

Все бросились к месту приземления самолёта.



3 Допишите предложение, присоединив к нему придаточное обстоятельственное.

Я опять пришёл сюда, …

4.Составьте СПП с придаточным обстоятельственным, используя союзы: едва, так как

5.Составьте предложение по схеме: […туда], (где….)





Вариант № 4

1.Из двух простых предложений составьте СПП с придаточным обстоятельственным.





А). Дорога была скверная. За пять часов времени мы не проехали и двадцати вёрст.

Б). Волчиха едва не провалилась. Солома была гнилая и рыхлая.



2. Замените выделенные слова придаточным предложением.

С приходом весны моё настроение улучшилось.



3 Допишите предложение, присоединив к нему придаточное обстоятельственное.

Ветер рванул так сильно, …

  1. Составьте СПП с придаточным обстоятельственным, используя союзы: когда, словно

  2. Составьте предложение по схеме: [Там, ( где),…].

Вариант № 5

  1. Из двух простых предложений составьте СПП с придаточным обстоятельственным.

А). Путник присел в тени деревьев. Он почувствовал усталость.

Б). Заднее колесо соскочило. Лошадь не могла сдвинуть воз.



2. Замените выделенные слова придаточным предложением.

При плохом самочувствии следует обратиться к врачу.



3 Допишите предложение, присоединив к нему придаточное обстоятельственное.

Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, …

4Составьте СПП с придаточным обстоятельственным, используя союзы: если, чтобы

5 Составьте предложение по схеме: [… глагол], ( куда ..)

Приложение № 5

1 вариант. Как в дымке голубой и небо и вода. (А.Фет)

2 вариант. Лес точно терем расписной … (И. Бунин)





Приложение № 6

Оценочный лист (заполняется учеником и сдается вместе с тетрадью в конце урока)

  1. Выполняя задание, я испытывал затруднения при….

  2. Я могу…

  3. Мне непонятно…

  4. Я думаю, что моя работа может быть оценена на….