Показатели нравственно – волевого развития детей и уровня овладения трудовыми навыками
(по исследованиям Г.Н.Годиной)
Воспитатель может обнаружить и оценить развитие нравственно-волевых качеств, трудовых и организационных навыков и умений у своих воспитанников.
Общие показатели сформированности навыков применительно к детям разных возрастных групп рассматриваются дифференцированно. Так, овладение детьми младшей группы отдельными результативными действиями в процессе самообслуживания (намыливание рук, смывание, вытирание, застегивание пуговиц), хозяйственно-бытового труда (раскладывание ложек, уборка игрушек и пр.), труда в природе (кормление рыб, поливка растений) указывает на наличие трудовых навыков.
Навыки можно выявить, наблюдая за ребенком во время умывания, одевания или раздевания. Так, во время одевания можно отметить, как самостоятельно или с помощью взрослого надевает (снимает) отдельные предметы одежды, а при умывании можно выяснить, как ребенок самостоятельно или с помощью взрослого умывается, моет руки, лицо, вытирается полотенцем.
Об овладении данными действиями свидетельствует самостоятельность малыша, проявляющаяся в его независимости от взрослого.
Если ребенок в труде по самообслуживанию усваивает лишь отдельные действия, то дети среднего дошкольного возраста уже овладевают целостными процессами труда (одеванием, раздеванием, умыванием, приготовлением корма для животных и умением их кормить, накрыванием на стол, участием в подготовке к занятиям). О том, как дети усвоили эти процессы, можно судить по таким показателям, как выполнение всех действий в их последовательности с учетом техники выполнения (точность, быстрота) и проявления самостоятельности.
Чтобы выявить эти показатели, ребенку предлагают выполнить знакомый ему трудовой процесс, наблюдают за его действиями.
Оценке подлежит следующее:
выполняет ли ребенок нужные приемы и действия;
соблюдает ли их последовательность;
самостоятельно или с помощью взрослого выполняет работу;
точность выполнения действий и их темп.
Основанием для оценки трудовых навыков детей среднего возраста является овладение ими способом выполнения трудового процесса, быстрота действий, самостоятельность при выполнении задания.
В старшем дошкольном возрасте воспитанники овладевают большим количеством трудовых навыков. Об этом можно судить по тем же показателям, что и в средней группе. Однако требования к технике выполнения действий возрастают. Дети должны совершать их ловко, точно и красиво.
Наличие трудовых навыков детей старшего возраста определяется следующем показателями:
способом выполнения трудового процесса, соблюдением последовать ним действий;
степенью самостоятельности;
техникой выполнения приемов и операций.
При оценке трудовых навыков детей старшего возраста обращается внимание на точность, красоту, ловкость движений, самостоятельность при выполнении трудового действия. О наличии у детей старшего дошкольного возраста трудовых навыков свидетельствуют автоматизм при выполнении знакомых им действий по труду, умение подобрать материалы, организовать рабочее место и убрать его после работы.
Помимо трудовых навыков у детей формируются и организационные: подготовка материалов, оборудования, планирование процесса труда, подготовка рабочего места, уборка материалов и пр.). Эти навыки формируют у детей уже в средней группе.
Об умении планировать процесс труда можно судить по плану, как и в какой последовательности соблюдают дети порядок действий.
Чтобы выяснить, имеет ли ребенок представление о планировании, можно предложить ему рассказать о том, как он будет осуществлять данный трудовой процесс
Оценивается эта работа по таким показателям:
называет ли ребенок все действия;
указывает ли на их порядок.
Одновременно с умением планировать процесс труда у детей формируется умение контролировать его. При этом используют наглядность (предметные картинки), учат дошкольников проверять каждое действие.
Подлежат оценке целенаправленные действия детей, качественный результат и своевременность окончания работы.
Умение планировать индивидуальную работу сказывается на коллективном труде детей, когда требуется распределить объем работы между всеми.
Оцениваются имеющиеся у детей представления по умению:
называть материалы и оборудование, необходимые для данного трудового процесса,
указать процесс выполнения;
рассказать об уборке материалов, оборудования и рабочего места.
Об умении планировать трудовую деятельность свидетельствуют такие показатели:
как ребенок подбирает материалы, оборудование;
рационально ли размещает все на рабочем месте;
продумывает ли способ выполнения (он должен соответствовать данному содержанию труда) и точно ли следует ему;
достигает ли качественного результата работы;
своевременно ли заканчивает работу.
Постепенно у детей увеличивается объем трудовых навыков, появляется возможность зафиксировать не только уровень овладения трудовыми навыками, но их объем. Это обусловлено расширением содержания труда.
Показатели нравственно-волевого развития детей можно использовать в трудовом обучении. В любой деятельности, в том числе трудовой, выделяются две стороны: операциональная и эмоционально-мотивационная. Операционная сторона не оказывает прямого влияния на нравственное развитие ребенка, но от овладения этими навыками зависит формирование таких качеств, как самостоятельность, исполнительность, активность, ответственность, целеустремленность, настойчивость.
Влияние навыков на развитие нравственно-волевых качеств усиливается, если цель труда формулировать как нравственную, а ребенка ориентировать на ее выполнение.
Детей младшего дошкольного возраста обучают выполнять трудовые действия, повышают интерес к труду, вызывают желание трудиться, развивают такие качества, как исполнительность, самостоятельность.
Об исполнительности свидетельствуют:
О самостоятельности можно судить:
по выполнению действий без помощи извне;
по достижению результата в труде.
Целеустремленность оценивается по тому, как ребенок настойчиво добивается результата.
Выявить эти нравственно-волевые проявления малышей возможно при организации, например, самообслуживания в форме игры. Можно предложить ребенку одеть куклу, отметив:
способ действия (приемы, операции);
степень овладения отдельными действиями;
интерес к выполнению действий (отвлечение, беспорядочный переход от одних действий к другим, отказ от выполнения действий);
прилагает ли ребенок усилия для достижения цели;
степень самостоятельности;
добивается ли результата;
качество результата;
интерес к результату (что говорит по этому поводу ребенок).
Характер этих проявлений позволяет сделать вывод о наличии у детей самостоятельности, исполнительности, целеустремленности, об отношении их к данному трудовому процессу.
Именно в младшем дошкольном возрасте дети активно осваивают ряд трудовых действий, ставящих их в независимое от взрослого положение, вызывающих стремление ему подражать, развивающих исполнительность, желание овладеть действием, интерес к трудовой задаче. Освоив приемы выполнения действий, малыши проявляют самостоятельность в самообслуживании, могут оказать помощь сверстнику, проявить заботу о нем. Это свидетельствует о высоком уровне самостоятельности у малышей.
В среднем дошкольном возрасте вместе с навыками формируются такие качества, как старательность, аккуратность, бережное отношение к материалам и предметам труда, указывающие на положительное отношение к труду.
Об аккуратности можно судить по качеству продукта труда. Показателями бережного отношения ребенка к оборудованию труда являются:
способ употребления (по назначению);
характер использования (пользуется аккуратно, не бросает, после работы убирает на место).
О бережном отношении детей к материалам можно судить по таким показателям:
количество использованного материала (в соответствии с требуемым);
характер использования (кладет ли на место после работы).
В среднем дошкольном возрасте повышается уровень самостоятельности, проявляющийся в том, что дети могут
без помощи взрослого организовать индивидуальную деятельность;
подобрать для труда все необходимое
убрать его на место после работы,
определить последовательность действий.
Исполнительность постепенно перерастает в ответственность. Ее показателями являются:
умение принять цель труда, предложенную взрослым;
определить способ выполнения,
приложить усилия для достижения цели;
добиться качественного выполнения результата.
При оценке данного качества следует учесть, что ребенок должен сразу отозваться на просьбу взрослого выполнить трудовую задачу (независимо от привлекательности цели). Если содержание труда знакомо, ребенок сам определяет способ его выполнения. Оцениваются настойчивость усилий воспитанника, умение добиться качественного результата.
У детей средней группы отношение к труду меняется в целом. Они начинают проявлять интерес к цели труда. Это выражается в двух показателях: во-первых, дети, за редким исключением, отказываются от выполнения тех дел, которые ставит перед ним взрослый; во-вторых, начинают охотнее выполнять те дела, которые имеют общественную значимость.
Заметно повышается их интерес к процессу труда. Об этом свидетельствует минимальное количество отвлечений во время работы. Часто дошкольники готовы продолжить ее, хотя результат уже получен.
Усиливается внимание детей друг к другу во время работы: они начинают интересоваться, кто что делает, предлагают помощь: делают это либо по собственному побуждению, либо по поручению взрослого.
К концу года в средней группе дети начинают осознавать, что результат достигнут благодаря имеющимся у них навыкам и тем усилиям, которые прилагают во время работы.
Чтобы выявить отношение дошкольника к труду (его цели, процессу, результату), надо организовать индивидуальный труд ребенка, отметив при этом следующее:
1. Отношение к цели:
кто ее поставил (взрослый или сам ребенок);
охотно ли принял ее ребенок;
сразу ли включился в деятельность;
что по поводу цели говорил.
2. Отношение к процессу:
был ли увлечен делом (отвлечения, их характер, причина отвлечении, время, ушедшее на отвлечения);
прилагал ли старания, усилия;
степень самостоятельности при выполнении работы;
достиг ли результата, каково его качество.
3. Отношение к результату:
как оценивал результат (что говорил);
как вел себя в связи с качественным (некачественным) выполнением работы или ее невыполнением (огорчен; равнодушен, весел)?
Используя эти показатели, можно в целом дать ответ об отношении ребенка к труду. Данные, полученные при организации труда, дополняются предварительными наблюдениями за ребенком.
Как показывает практика, в старшей группе по мере овладения трудовыми и организационными навыками дети приобретают большую независимость, самостоятельность. У них вырабатывается привычка к труду. Такое качество, как самостоятельность, наполняется новым содержанием, включающем такие умения:
ставить цель труда;
подбирать материалы, оборудование;
распределять работу между товарищами (при коллективных формах труда);
планировать процесс труда;
достигать качественного результата;
убирать на место материалы и оборудование, мыть и просушивать оборудование;
приводить в порядок рабочее место.
Дети старшего возраста привыкают участвовать в труде.
В индивидуальной беседе с ребенком можно выявить наличие у него общественно ценных мотивов труда. Во время беседы задаются вопросы: чтобы ты хотел сделать: счетные карточки для себя (они понадобятся в школе) или для детей всей группы? Почему ты хотел бы заниматься этой работой? Если ребенок предпочитает труд для других, значит, у него сформировался общественно ценный мотив деятельности.
Показателями того, что ребенок руководствуется в своей трудовой деятельности общественным мотивом, являются:
охотное принятие общественной цели труда;
целенаправленные действия по реализации этой цели;
достижение качественного общественно значимого результата.
Если в деятельности ребенка удается отметить эти показатели, то можно говорить о том, что основой ее является общественный мотив труда.
Овладевая навыками культуры деятельности, старшие дошкольники проявляют и организованность, которая выражается в своевременном и качественном выполнении работы.
Другое важное нравственное качество — ответственность — тоже совершенствуется. В нем выделяется такой показатель, как старательность, являющаяся основой добросовестности.