Дидактические игры для развития музыкальных способностей детей.
Волшебные кубики.
Большие кубики оклеиваются с каждой стороны картинками: животные или транспорт или профессии и т.д.
Это игры на развитие выразительности движений и закрепление материала по лексической теме.
Ход игры:
Ведущий бросает кубик. Дети с помощью выразительных движений под музыку передают образ того, что или кто изображены на картинке.
«Кто сидит в пруду?»
Это игра на различение жанров польки и вальса.
Картинка с изображением пруда, картинки с лягушкой и рыбкой.
Ход игры:
Ведущий показывает картинку с прудом и объясняет, что в пруду живут рыбки и лягушки. Рыбки двигаются энергично, быстро, под музыку польки, а рыбки двигаются плавно, кружатся, перебирая плавниками под музыку вальса.
Дальше дети слушают различные польки и вальсы и определяют, кто проснулся и танцует в пруду. Передают характер музыки в движении. Один из детей вставляет соответствующую картинку в пруд.
«Кошки и котята»
Это игра на развитие у детей чувства ритма.
Картинки с большими кошками и маленькими котятами.
Ход игры:
Ведущий показывает изображение большой и маленькой кошечки, спрашивает, чем они отличаются. Дети отвечают. Ведущий предлагает большую кошечку обозначать длинным хлопком «Мя-ау!», а котёнка – коротким «МУР».
Затем ведущий выкладывает различные ритмические группы, а дети прохлопывают и проговаривают ритм. Можно предложить детям самим придумывать и выкладывать ритмы и прохлопывать их.
«Кто гуляет в саду?»
Игра на различение жанров марша и польки.
Картинка-сад, фигурки мальчика и девочки.
Ход игры:
Дети с ведущим рассматривают изображение сада. Ведущий рассказывает, что в саду созрели яблоки, и мальчики с девочками скоро придут их собирать. Мальчики ходят твёрдой, уверенной походкой энергично, вот так – звучит марш, а девочки ходят легко, весело, вприпрыжку, вот так – звучит полька.
Дальше звучат различные варианты маршей и полек, а дети определяют, кто сейчас вышел погулять в сад.
«Кто шагает по тропинке?»
Игра на развитие понимания образного содержания музыки или на различение регистров – высокий, средний и низкий.
Картинка изображающая лес. Фигурки детей и зверей.
Ход игры:
Детям показывают изображение леса и тропинки и обсуждают, кто может гулять по лесной тропе. Примеры ответов: дети, звери…
1-й вариант:
По тропинке гуляют мальчики и девочки, они идут за грибами. Тогда игра проходит по типу игры «Кто гуляет в саду?»
2-й вариант:
По тропинке гуляют звери лесные: волк, ёжик, заяц – низкий, средний и высокий регистры.
Дети слушают музыкальные фрагменты и определяют, кто шагает по тропинке. Один из детей вставляет в «кармашек» соответствующую картинку. Можно предложить также передать музыкальный образ в движении.
3-й вариант:
Можно разделить детей на группы: девочки и мальчики или волки, ежи, зайцы. Дети слушают музыку. Выходит та группа, чья музыка звучит. Ведущий показывает правильный ответ с помощью картинки.
Дидактическая игра «Десяток».
Игра представляет собой упаковку от яиц с разноцветными яйцами от киндер-сюрпризов с различным наполнением – крупы, соль, камешки…
Ведущий рассказывает, что курочка Ряба снесла яички не простые, а музыкальные. Каждое издаёт свой звук – стучащий, тарахтящий, шуршащий…Все они разные по виду. Но у каждого яйца есть пара по звучанию.
Это игра на развитие слуха. Дети должны послушать, как звучит каждое яйцо из одного ряда, а затем подобрать к нему пару из второго ряда яиц.
Дидактическая игра «Лыжник»
Игра на различение направления движения мелодии – вверх или вниз.
Картинка со снежной горкой и изображение лыжника.
Ход игры:
Ведущий показывает детям изображение снежной горки и рассказывает, что на этой горке катаются горнолыжники. «Когда лыжник едет вверх, мелодия тоже движется вверх, вот так… (исполняется восходящий звукоряд), или вот так…(другой восходящий звукоряд), или так.. А когда лыжник съезжает с горки вниз, мелодия тоже движется вниз… (примеры)»
Затем звучат различные звукоряды вверх и вниз, а один из детей помещает изображение лыжника в соответствующее положение.
2-й вариант (усложнённый):
К заданию добавляется различение мажора и минора.
Иногда лыжник падает, тогда музыка звучит грустно, минорно.
Дети слушают, куда движется лыжник и упал ли он или нет.