СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы по теме "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое задание можно использовать на всех этапах изучения темы "Деепричастие" как для коллективной и индивидуальной работы на уроке, так и для домашней тренировки.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по теме "Деепричастие"»

Задания по теме «Деепричастие»
                       

Фрагмент второй главы гоголевских «Мертвых душ».

Итак, отдавши нужные приказания еще с вечера, проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням, а в тот день случись воскресенье, выбрившись таким образом, что щеки сделались настоящий атлас в рассуждении гладкости и лоска, надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою, и сел в бричку. С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу. Проходивший поп снял шляпу, несколько мальчишек в замаранных рубашках протянули руки, приговаривая: «Барин, подай сиротинке!». Кучер, заметивши, что один из них был большой охотник становиться на запятки, хлыснул (так у Н.В. Гоголя) его кнутом, и бричка пошла прыгать по камням. Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле…


Задание 1. Волшебный квадрат. Впишите в клетки квадрата деепричастия, встретившиеся в приведенном выше отрывке из Гоголя (их ровно 9!).























Задание 2. Сгруппируйте приведенные словоформы, выделите суффиксы причастий и деепричастий.

Глаголы

Причастия

Деепричастия


























Получил, проснувшегося, получив, потускневшему, напишут, проснувшись, потускнеет, проснешься, прокатившись, получившая, расстегнутой, расстегнув, прополотые, хмурясь, расстегни, расколотые, зажмурившись, дрожащие, прополов, зажмуришься, прикоснешься, зажмурившуюся, прикоснувшись.


Задание 3. Впишите в клетки квадрата деепричастия, образованные от приведенных ниже глаголов.

1. Засмеяться

2. Сверкать

3. Увидеть

4. Купить

5. Смеяться

6. Кричать

7. Прокричать

8. Оторваться

9. Освободить

10. Стучать

11. Взлететь

12. Надеть

(Примечание. Фрагменты или целые предложения и тексты для последующих заданий взяты из произведений К.Паустовского.)



1
















2














3














4















5













6











7














8


















9














10















11














12










Задание 4. Запишите предложения дважды, поочередно заменяя каждый глагол деепричастием. Укажите номера предложений, в которых нельзя произвести такую замену.

Образец

Бабушка останавливалась на лестнице и подносила платок к глазам.

1) Останавливаясь на лестнице, бабушка подносила платок к глазам.

2) Бабушка останавливалась на лестнице, поднося платок к глазам.

1) Тетя Надя вспыхнула и скомкала телеграмму.

2) Мы промчались со смехом мимо дачи Карелиных и напугали тетю Марусю.

3) Генерал приплясывал и потирал руки.

4) Я жил уже совершенно один и зарабатывал дешевыми уроками.

5) Мы собирались кучками и обсуждали пути поисков пропавшей партитуры.

6) Испуганный вор выскочил на площадку и спрыгнул на ходу с поезда.

Замену нельзя произвести в предложениях _____________________________

__________________________________________________________________


Задание 5. Включите в предложения приведенные деепричастные обороты.

Образец

Оставив после себя светлую полосу – Выше тумана прошел самолет, оставив после себя светлую полосу.

С радостью согласившись; поменявшись местами; бросив в воду горящую спичку; проезжая на машине по Псковской области; прислушиваясь к отдаленному звуку; заметив издали маленького мальчика в выцветшей и явно большой для него артиллерийской фуражке; сойдя поздней ночью на полустанке Летники; посмотрев на Кузьмина; проснувшись серым утром; поставив на сруб колодца тусклый керосиновый фонарь.

Задание 6. Даны ситуации. Опишите каждую из них одним предложением, обязательно включив в него деепричастный оборот (одиночные деепричастия).

Образец

Конец осени, встреча с дедом Прохором. – Встретив в конце осени деда Прохора, я заговорил с ним об одной удачной летней рыбалке. Или: Дед Прохор, встретив меня в деревне в конце осени, очень удивился моему приезду.

1) Посадка яблонь, сад, лопаты.

2) Сумерки, река, неожиданная встреча.

3) Лодка, песчаный берег, пропажа часов.

4) Луга, рыхлые облака, назойливый дождь.

5) Песчаный бугор среди болот.

6) Костер, печеная картошка, неторопливый разговор.


Задание 7. Дополните данные предложения деепричастными оборотами.

Образец

С ветки посыпался снег. – С ветки посыпался снег, искрясь и переливаясь на солнце.

1) За два часа земля необыкновенно изменилась.

2) Наша попытка сохранить зимой память о лете кончилась.

3) Мурзик (щенок) извинялся.

4) Лодка дожила до конца лета.

5) Ветер сбрасывал с берез мокрые и пахучие листья.

6) Наташа села на скамейку.

Задание 8. Замените, где это возможно, придаточные предложения, деепричастными оборотами (одиночными деепричастиями).

Образец

Когда птичка влетела в окно, она заметалась по комнате. – Влетев в окно, птичка заметалась по комнате.

1) Так как хлеб закончился, вечером пришлось идти в магазин.

2) Когда я подъехал к дому, возле подъезда увидел незнакомую машину.

3) Если не лениться, можно многого добиться.

4) Пока мы собирались, Саша молча сидел на диване.

5) Когда Никита повернулся к двери, от неожиданности он вздрогнул.

6) Когда Никита повернулся к двери, она неожиданно скрипнула.

Задание 9. Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты, укажите определяемые слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Над деепричастиями сверху укажите их вид, выделите суффиксы.

Несколько дней лил не переставая холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день свернувшись на старом кресле и вздрагивал во сне когда темная вода хлестала в окна.

Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре – портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле он смотрел на нас и, казалось, так же как и мы отложив раскрытую книгу думал о прочитанном и прислушивался к гудению дождя по тесовой крыше.


Задание 10. Объясните причину ошибок в употреблении деепричастных оборотов, постройте предложения грамотно.

1) Достав из кармана спички, костер загорелся.

2) Закинув удочку, поплавок тотчас пошел ко дну.

3) Развивая интерес к чтению, оно не должно быть случайным.

4) Родившись художником, меня постоянно привлекают картины природы.

5) Назвав девушку красавицей, она очень обаятельно улыбнулась.

6) Посадив сынишку на стул, он вдруг начал капризничать.

Задание 11. Пунктуационный марафон. Расставьте недостающие запятые, графически обозначьте одиночные деепричастия и деепричастные обороты.

1) Женщина тоже смутилась и наклонившись чтобы спрятать лицо, гладила облезлого кота.

2) Сады начали разгораться сбрасывая рассветную дымку.

3) Желтоватый свет падал на землю отражаясь от стен и окон.

4) В шлюпках укрывшись брезентом спали молодые матросы.

5) Смотритель развернул удочки сел свесив ноги с пристани и начал удить.

6) Тихонов ждал поезда волнуясь и глупо надеясь что он отойдет раньше.

7) Медленный дождь падал из брезентовых рукавов разлетаясь под ветром.

8) Ветер переворачивал страницы то вперед то назад разыскивая любимые строчки наконец нашел их и затих.

Задание 12. Будьте вежливы! Нередко одиночные деепричастия и деепричастные обороты используются при написании различных памяток, советов и пр. Придумайте и запишите несколько подобных советов на тему «Правила вежливости».

Образец

1. Встречаясь со взрослыми, здоровайся первым.

2. Заходя в автобус, пропускай девочек вперед…


Задание 13. Деепричастия и деепричастные обороты достаточно употребительны и в русских пословицах. Ср.: Не взявшись за топор, избы не срубишь. Не замочив рук, не умоешься. Ложась спать, думай, чем утро начать. Самостоятельно придумайте несколько подобных пословиц.

Задание 14. Восстановите «рассыпавшиеся» на отдельные словоформы предложения, расставьте знаки препинания.

Образец

Стоял, пустого, бледный, на саблю, в дверях, офицер, опираясь, зала. – Бледный офицер стоял, опираясь на саблю, в дверях пустого зала.

1) На палубу, натягивая, Щедрин, ее, в рукавах, выбежал, шинели, на ходу, путаясь, на палубу, и.

2) Ловко, кулак, к своему, Акерман, по трапу, показал, месту, спускаясь, Щедрину, около орудия.

3) В кают-компанию, приседая, за поручни, его, матросы, хватаясь, и, понесли.

4) Вышел, и, капитан, прихрамывая, из палаты, вскочил.

5) На фотографиях, на колени, прямо, старухи, руки, сидели, узловатые, положив.

6) Буксирный, миноносец, гудком, выводить, пароход, начал, на фарватер, осторожно, покрикивая.


Задание 15. В приведенных парах предложений деепричастные обороты «перепутались» – попали не на свое «законное» место, «не туда».

Запишите предложения верно, расставьте недостающие знаки препинания.

1) Берг взял краски, бумагу и подымаясь к зениту пошел на озеро. – Облака растворялись в небе не напившись даже чаю.

2) Куры перевернули кувшин с молоком и бросились сидя на берегу озера удирать из сада. – Ярцев целые дни читал теряя перья.

3) Однажды осенним вечером мы перепутываясь с зарослями рдеста, частухи и телореза ушли из деревенского дома на станцию узкоколейки. – Заросли вереска и брусники подходили к самой воде нагрузив рюкзаки.

4) На берегу, на примятой траве стояла встречаясь с Настей волчица с тремя волчатами и выла. – Тихон Петрович поджав хвост смущался.

5) В конце концов копая картошку завистник начнет подкидывать свою удочку к вашей, шлепать грузилом по воде и распугает всю рыбу. – Колхозники похудев от зависти заспорили, приедет ли в этом году в Солотчу художник Архипов или нет.

Задание 16. Тест.

1. Укажите словосочетание с деепричастием:

а) покрывающие землю;

б) покрывали землю;

в) покрывая землю;

г) покрывавшие землю.

Ответ:____________________________________________________________


2. Укажите словосочетание с деепричастием:

а) спокойно отвечающий;

б) гремя еще угрюмее;

в) быстро исчезнувшие;

г) валятся на землю.

Ответ:____________________________________________________________


3. В каком случае не следует писать слитно?

а) (не)знаю;

б) (не)был;

в) (не)взлюбил;

г) (не)успев.

Ответ:____________________________________________________________


4. Укажите деепричастие совершенного вида:

а) приближаясь;

б) проходя;

в) задумываясь;

г) промелькнув.

Ответ:____________________________________________________________


5. Укажите деепричастие несовершенного вида:

а) послушав;

б) слушая;

в) любившего;

г) приходил.

Ответ:____________________________________________________________


6. В каком слове следует писать и?

а) Раста_в;

б) услыш_в;

в) завис_л;

г) невид_мый.

Ответ:____________________________________________________________


7. Укажите словосочетание с правильно образованным деепричастием.

а) Шарив по карманам;

б) шаря по карманам;

в) шаривший по карманам;

г) шаряя по карманам.

Ответ:____________________________________________________________


8. В каком предложении нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Шкатулку поставили на стол и в конце концов забыли о ней.

б) Даже Фунтик слушал осторожно подымая то одно то другое ухо.

в) Эти песни скворец выучил зимой в Африке подслушивая игры африканских детей.

г) Этот треск напоминавший быстрые удары ногтем по стакану сливался в веселую мелодию.

Ответ:____________________________________________________________


9. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Мы радовались что будущей зимой в густых лесах на берегу Нигера скворец будет петь под африканским небом песню о покинутых горах Европы.

б) Шкатулка играла долго то останавливаясь то снова наполняя дом таинственным звоном.

в) Лягушка прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.

г) Топая мозолистыми лапами петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину.

Ответ:____________________________________________________________


10. Укажите грамматически верное продолжение предложения, выбрав из четырех предложенных вариантов.

Подумав,

а) глаза петуха налились кровью;

б) внутри у петуха что-то заклокотало;

в) петух поднял лапу;

г) раздался короткий и крепкий стук.

Ответ:____________________________________________________________


Задание 17. Контрольная карточка. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

Над лесами все время настойч___во парили коршуны. И день парил предвещая грозу.

Леса (кое)где ра___тупались. В этих разрывах открывались поля зрелой ржи, гречихи и пшеницы. Они лежали разноцветными платами плавно подымаясь к последнему пределу земли теряясь во мгле – постоя___ой спутнице отдале___ых пространств.

В этой мгле поблескивали тусклой медью хлеба. Они созрели налились, и сухой их шелест, бе___конечный ш___рох колосьев непрерывно бежал из одной дали в соседнюю даль, как в___личавая музыка урожая.

А там, за хлебами, лежали пр___корнув к земле сотни деревень. Они были разброса___ы до самой нашей зап___дной границы. От них дол___тал запах только что испеч___ого ржа___ого хлеба, исконный и приветл___вый запах русской деревни. Над последним планом в___села сизоватая дымка. Она прот___нулась по горизонту над самой землей. В ней что(то) слабо вспых___вало, будто заг___рались и гасли мелкие осколки слюды. От этих осколков дымка мерцала и ш___велилась. А над ней в небе побледневш___м от зноя светились проплывая лебеди___ые торжестве___ые облака.


Задание 18. Диктант.

Дни действительно стояли прекрасные. Листья на яблонях порозовели и начали засыхать. Некоторые листья были свернуты в трубки и обмотаны паутиной. По краям дорожек цвели красные и белые астры.

Желтые бабочки летали между деревьями. Они садились маленькими толпами на каменные ступеньки веранды и забытую в саду жестяную лейку.

Будто уменьшившееся от осени солнце долго шло над головой, приближаясь к вершинам ореховых деревьев.

Я читал в саду, сидя в бабушкином плетеном кресле. По временам я слышал отдаленную музыку, долетавшую из города. Потом я отложил книгу и начал присматриваться к дорожке. Она была прорезана в густой траве. По крутым ее откосам темнел мелкий мох, похожий на зеленый бархат. Среди этого мха что-то нежно белело. Это был неизвестно откуда попавший в наш сад и расцветший второй раз цветок лесной анемоны.

Со двора пришла белая утка. Увидев меня, она остановилась, недовольно покрякала и ушла, переваливаясь, обратно…


Грамматические задания

1. Графически обозначить два причастных оборота (1-й вариант) и два деепричастных оборота (2-й вариант).

2. Произвести морфемный разбор (по составу) двух деепричастий (1-й вариант) и двух причастий (2-й вариант).

3. Синтаксический разбор предложения Будто уменьшившееся… (1-й вариант) и последнего предложения (2-й вариант).