СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические приёмы работы на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

• Цель: представить подборку дидактических приёмов для работы на уроке

Задачи: - продемонстрировать эффективные дидактические приемы работы на уроках литературы; - формировать представление о позитивном влиянии дидактических приёмов на усвоение литературного материала учащимися, развитие нестандартного мышления школьников, на формирование интереса к художественной литературе и чтению.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические приёмы работы на уроках литературы»

«Книга в контексте времени: от классики к современности» «Чтение выстраивает целые судьбы»     В.Шукшин  Литература — это когда читатель  столь же талантлив,  как и писатель  М. Светлов

«Книга в контексте времени: от классики к современности»

«Чтение выстраивает целые судьбы»

В.Шукшин

Литература — это когда читатель

столь же талантлив,

как и писатель М. Светлов

Дидактические приёмы работы  на уроках литературы   Цель: представить подборку дидактических приёмов для работы на уроке  Задачи:   - продемонстрировать эффективные дидактические приемы работы на уроках литературы;  - формировать представление о позитивном влиянии дидактических приёмов на усвоение литературного материала учащимися, развитие нестандартного мышления школьников, на формирование интереса к художественной литературе и чтению.

Дидактические приёмы работы на уроках литературы

  • Цель: представить подборку дидактических приёмов для работы на уроке
  • Задачи: - продемонстрировать эффективные дидактические приемы работы на уроках литературы; - формировать представление о позитивном влиянии дидактических приёмов на усвоение литературного материала учащимися, развитие нестандартного мышления школьников, на формирование интереса к художественной литературе и чтению.

«Голоса» (На уроках можно составлять собственные диалоги и читать голосами героев сказок и художественных произведений, предметов окружающего мира. Например, передача голосов ветра и солнца, разговор героев картины – диалог трёх богатырей на картине Васнецова. Если на экране появляются «портреты» Золушки, Маугли, Ромео, Дон Кихота …– это говорит о том, что пришло время, когда все должны читать или разговаривать голосами героев. Естественно, голоса рождаются воображением детей.)

«Голоса»

  • (На уроках можно составлять собственные диалоги и читать голосами героев сказок и художественных произведений, предметов окружающего мира. Например, передача голосов ветра и солнца, разговор героев картины – диалог трёх богатырей на картине Васнецова. Если на экране появляются «портреты» Золушки, Маугли, Ромео, Дон Кихота …– это говорит о том, что пришло время, когда все должны читать или разговаривать голосами героев. Естественно, голоса рождаются воображением детей.)

2. «Личные ассоциации». (Это попытка перевоплощения и преображения литературного героя, его внутреннего мира. Например, задание: найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин»:  Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, птичье перо;  Татьяна – русская берёзка, полная чаша, кукла в руках судьбы.  Используя этот приём можно прибегнуть к межпредметным связям: изобразить ассоциацию (ИЗО), сопоставить с музыкальным произведением (музыка).  Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но должны хорошо понимать литературно героя.)

2. «Личные ассоциации». (Это попытка перевоплощения и преображения литературного героя, его внутреннего мира. Например, задание: найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин»: Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, птичье перо; Татьяна – русская берёзка, полная чаша, кукла в руках судьбы. Используя этот приём можно прибегнуть

к межпредметным связям: изобразить ассоциацию (ИЗО), сопоставить с музыкальным произведением (музыка). Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но должны хорошо понимать литературно героя.)

«Буриданов осёл», или «Займи позицию» Этот приём помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская притча про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его.  Например:  Согласны ли вы с мнением Гекльберри Финна, что деньги не самое главное в жизни? Выберите ответ: справа – да, слева – нет. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили.

«Буриданов осёл», или «Займи позицию»

Этот приём помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская притча про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его. Например: Согласны ли вы с мнением Гекльберри Финна, что деньги не самое главное в жизни? Выберите ответ: справа – да, слева – нет. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили.

«Синквейн»

  • 6. «Синквейн». (Стихотворная форма рефлексии. Этот приём воодушевляет учеников. При составлении следует соблюдать форму написания : 1 строка – тема стихотворения, которая выражается одним словом (обычно именем существительным); 2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами – глаголами; 4 строка – фраза из 4-5 слов, которая выражает отношение автора к данной теме; 5 строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующий суть предмета или объекта.
  • Этот приём позволяет учителю решить сразу несколько задач: - сменить атмосферу в классе, сделать её творческой, ведь дети любят творить; - проверить, как ученики запомнили важные понятия темы; - развивать творческие способности, мышление.
  • Синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста, изучения определённой темы. Например, синквейн к образу Дон Кихота. Дон Кихот. Отважный, целеустремлённый. Читает, путешествует, борется. Стремится искоренить зло на земле. Рыцарь.

Диаманта Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.  Схема диаманты:  1 строка: тема (имя существительное);  2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);  3 строка: действие (три глагола);  4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)  переход к антонимичным понятиям;  5 строка: действие (три глагола),  6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);  7 строка: тема (имя существительное).  Например, задание: составить диаманту к образам царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина.   Царица.  Злая, завистливая.  Любуется, злится, приказывает.  Пустота, ржа – свет, мир.  Живёт, помогает, радует.  Скромная, добрая.   Царевна.

Диаманта

  • Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Схема диаманты: 1 строка: тема (имя существительное); 2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия); 3 строка: действие (три глагола); 4 строка: ассоциации (четыре имени существительных) переход к антонимичным понятиям; 5 строка: действие (три глагола), 6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия); 7 строка: тема (имя существительное). Например, задание: составить диаманту к образам царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина. Царица. Злая, завистливая. Любуется, злится, приказывает. Пустота, ржа – свет, мир. Живёт, помогает, радует. Скромная, добрая. Царевна.

«Цепочка»  Главное в этом приёме опираться на опыт детей, правильную и чёткую постановку вопросов, то есть многоразовое повторение самого главного, того, что взволновало, побудило ученика задуматься и удивиться. Иногда из этой «цепочки» возникает проблема, которую следует решить на следующем уроке.  Например:  Возьмём роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание. Самая сложная сцена романа – исповедь Мармеладова. Ученики читают текст исповеди про себя. Затем одно лишь задание: записать в тетрадь вопросы, которые встают перед учеником во время чтения. Вопросов возникает немало:  - Имеет ли право кто-нибудь осуждать Мармеладова?  - Почему Мармеладов заинтересовался именно Раскольниковым?  - Возможно ли каким-либо образом помочь Мармеладову? Как именно?

«Цепочка»

  • Главное в этом приёме опираться на опыт детей, правильную и чёткую постановку вопросов, то есть многоразовое повторение самого главного, того, что взволновало, побудило ученика задуматься и удивиться. Иногда из этой «цепочки» возникает проблема, которую следует решить на следующем уроке. Например: Возьмём роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание. Самая сложная сцена романа – исповедь Мармеладова. Ученики читают текст исповеди про себя. Затем одно лишь задание: записать в тетрадь вопросы, которые встают перед учеником во время чтения. Вопросов возникает немало: - Имеет ли право кто-нибудь осуждать Мармеладова? - Почему Мармеладов заинтересовался именно Раскольниковым? - Возможно ли каким-либо образом помочь Мармеладову? Как именно?

«Какография». (Какография (греч., от kakos – дурной , и grapho – пишу – особый способ обучения правописанию, состоящий в том, что ученику дают списывать текст, намеренно испещрённый ошибками, побуждая его при этом исправлять их. И хотя этот приём применяли на уроках языка во второй половине XVIII века, но уже в первой половине XIX века его стали использовать и на уроках литературы.  Например, ученикам предлагаются задания:  1.Найдите ошибку:  Шарль Перро, Прометей, Синдбад-мореход, Василиса.  2. Исправьте ошибки в утверждениях:  Генрих Гейне – известный английский поэт.  А. С. Пушкин – автор баллады «Руслан и Людмила».  Нравятся школьникам и такие задания:  1.Допишите пропущенные буквы в словах:  Бр..дбери, Ж..ль Верн, Дж..натан Сви..т, Ан..ерсен, по..есть.  2. Дополните предложения:  Сказку «Двенадцать месяцев» написал _________________.  А. П. Чехов – известный автор ______________ рассказов.  Г. Х. Андерсен – известный _______________ сказочник.

«Какография».

  • (Какография (греч., от kakos – дурной , и grapho – пишу – особый способ обучения правописанию, состоящий в том, что ученику дают списывать текст, намеренно испещрённый ошибками, побуждая его при этом исправлять их. И хотя этот приём применяли на уроках языка во второй половине XVIII века, но уже в первой половине XIX века его стали использовать и на уроках литературы. Например, ученикам предлагаются задания: 1.Найдите ошибку: Шарль Перро, Прометей, Синдбад-мореход, Василиса. 2. Исправьте ошибки в утверждениях: Генрих Гейне – известный английский поэт. А. С. Пушкин – автор баллады «Руслан и Людмила». Нравятся школьникам и такие задания: 1.Допишите пропущенные буквы в словах: Бр..дбери, Ж..ль Верн, Дж..натан Сви..т, Ан..ерсен, по..есть. 2. Дополните предложения: Сказку «Двенадцать месяцев» написал _________________. А. П. Чехов – известный автор ______________ рассказов. Г. Х. Андерсен – известный _______________ сказочник.

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет/рыбная кость)  В учебном процессе это приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Эту «кость» можно расположить вертикально или горизонтально:

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет/рыбная кость) В учебном процессе это приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Эту «кость» можно расположить вертикально или горизонтально:

      Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно модифицировать элементы «кости» под свой урок.  Например, урок литературы по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на тему «Любовь в жизни Печорина»:  Как выглядит «фишбоун» на начальном этапе (классная доска)

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно модифицировать элементы «кости» под свой урок. Например, урок литературы по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 классе на тему «Любовь в жизни Печорина»: Как выглядит «фишбоун» на начальном этапе (классная доска)

Как выглядит окончательный вариант заполненной «рыбной кости» в тетрадях учащихся:

Как выглядит окончательный вариант заполненной «рыбной кости» в тетрадях учащихся:

Прём «Кластер» Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает приём « кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Прием этот удобно использовать для обобщения изученного. Например, урок литературы в 5 классе по теме «Былинные герои. Илья Муромец»:

Прём «Кластер»

  • Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает приём « кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Прием этот удобно использовать для обобщения изученного.
  • Например, урок литературы в 5 классе по теме «Былинные герои. Илья Муромец»:

Здесь же можно использовать данный приём наоборот –   «Исправь кластер»:

Здесь же можно использовать данный приём наоборот – «Исправь кластер»:

Приём «Пропорции»   Когда ребята выполняют задание, у них есть и образец, и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества. Данная работа может стать мини-проверочной или послужить дидактическим материалом для работы в парах. Например, урок русского языка при изучении раздела «Лексика» по теме «Фразеологизмы»: (спит) как убитый = ? = сломя голову = ?  крепко темно ? ? Урок русского языка в 6 классе (или повторение в старших классах) по теме «Степени сравнения имён прилагательных»: Молодой = сухой = ? = ? Моложе ? веселее ?

Приём «Пропорции»

  • Когда ребята выполняют задание, у них есть и образец, и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества. Данная работа может стать мини-проверочной или послужить дидактическим материалом для работы в парах.
  • Например, урок русского языка при изучении раздела «Лексика» по теме «Фразеологизмы»:
  • (спит) как убитый = ? = сломя голову = ?
  • крепко темно ? ?
  • Урок русского языка в 6 классе (или повторение в старших классах) по теме «Степени сравнения имён прилагательных»:
  • Молодой = сухой = ? = ?
  • Моложе ? веселее ?

 «Ромашка Блума» («Ромашка вопросов»)   «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:  простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию;  уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал;  интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей;   творческие , содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза;  оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;  практические , позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой. Например:

«Ромашка Блума» («Ромашка вопросов»)

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию;

уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал;

интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей;

творческие , содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза;

оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;

практические , позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой.

Например:

Приём “Да-нетка” Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:  умение связывать разрозненные факты в единую картину;  умение систематизировать уже имеющуюся информацию;  умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами:

Приём “Да-нетка”

  • Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:  умение связывать разрозненные факты в единую картину;  умение систематизировать уже имеющуюся информацию;  умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Приём «Шаг за шагом» Используется для активизации полученных ранее знаний: ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Например, урок русского языка: Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают перечислением морфологических признаков глагола. Урок литературы: Каждый шаг сопровождают перечислением фактов биографии писателя из домашней статьи, конспекта или иного источника

Приём «Шаг за шагом»

  • Используется для активизации полученных ранее знаний: ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Например, урок русского языка: Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают перечислением морфологических признаков глагола. Урок литературы: Каждый шаг сопровождают перечислением фактов биографии писателя из домашней статьи, конспекта или иного источника

Приём “Цветные поля” Описание: приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.  Пример. Применим на уроках русского языка, таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками .

Приём “Цветные поля”

  • Описание: приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.
  • Пример. Применим на уроках русского языка, таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками .

Приём “Облака мыслей” Описание: приём интерактивного обучения. Автор Ш.А.Амонашвили. Приём сродни технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.  Пример. На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.

Приём “Облака мыслей”

  • Описание: приём интерактивного обучения. Автор Ш.А.Амонашвили.
  • Приём сродни технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.
  • Пример. На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.

1.«Один день из жизни литературного героя» Один день из жизни Онегина; Один день из жизни Чацкого; Один день из жизни Обломова

  • 2.«Тайные мысли»
  • (Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, причины тех или иных поступков героя, дети часто сами высказывают мысли, с которыми в глубине души не согласны. Этот приём помогает «достать» наружу тайные вопросы, которые беспокоят ребят, тайные убеждения, которые боятся сразу высказать вслух. Конечно, для того чтобы школьники говорили открыто, необходимо создать атмосферу доверия. - Приветствуется любое мнение, которое будет обосновано.
  • 3. «Решето» (Этот приём эффективно использовать, когда нужно что-то от чего-то отделить. Например: 1)выбрать из группы черт характера только те, которыми можно охарактеризовать именно этого литературного героя, или отделить положительные черты от отрицательных; 2) из группы событий выбрать только те, которые произошли в жизни литературного героя. Этот приём можно назвать иначе – «Золушка» (все помнят эпизод, когда мачеха заставила Золушку отделить просо от мака).

Интерактивные игры

Интерактивные игры

  • "Что ответил писатель?" Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем. Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ. Что ответил американский писатель анониму? Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма». «Продолжите фразу». Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо. Ученикам предлагается продолжить фразу типа: Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. . Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он….. Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков…. Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.

Интерактивные игры

  • « Задай вопрос другу, а он – тебе». Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини? Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей. «Напиши письмо литературному герою» Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба. В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.

Интерактивные игры «Коллективное творчество»  На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.   «Виртуальная встреча»  Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.  Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

Интерактивные игры

  • «Коллективное творчество» На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего. «Виртуальная встреча» Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику. Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

Интерактивные игры «Таинственный сундук»  Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи.  Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).  Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).   «Интерьер»  Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.  «Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).  «У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». ( Н.В. Гоголь «Ревизор»).

Интерактивные игры

  • «Таинственный сундук» Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи. Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая). Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова). «Интерьер» Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании. «Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»). «У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». ( Н.В. Гоголь «Ревизор»).

  • «Пословицы – перевертыши» Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу. Украденной кобыле в затылок глядят . - (Дареному коню в зубы не глядят). Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче). Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит). Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.) «Дальше, дальше, дальше». Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше. 1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал). 2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма). 3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич). 4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним). 5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов). 6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж). 7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком…») 8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»: И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.) 9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов? (Хамелеон).

«Аукцион предложений»… Участникам предлагается из слов, например, «дерево»,  «дом», «дети», «окно» составить как можно больше предложений. В каждое предложение должны входить все заданные слова

«Аукцион предложений»…

  • Участникам предлагается из слов, например, «дерево», «дом», «дети», «окно» составить как можно больше предложений. В каждое предложение должны входить все заданные слова

Древнее слово Современное слово Что изменилось? Сол солнце суффикс слился с корнем Род народ приставка  на  слилась  с корнем Москы Москва фонетические  изменения  появилась буква  в Крома Кремль чередование  м//мл стол+иц столица суффикс слился с корнем Плоске площадь фонетические изменения
  • Древнее слово Современное слово Что изменилось?
  • Сол солнце суффикс слился с корнем
  • Род народ приставка  на  слилась

с корнем

  • Москы Москва фонетические

изменения

появилась буква  в

  • Крома Кремль чередование  м//мл
  • стол+иц столица суффикс слился с корнем
  • Плоске площадь фонетические изменения

Этимологический словарик 1. Кремль – от древнего «крома» – край, рубеж, граница, огороженное место, безопасное пространство. 2. Мешок – от древнего «мех», в нём хранили продукты и жидкость. 3. Москва – от древнего «москы» – низкое, влажное место, река Москы, отсюда название селения: москы – Московия – Москва. 4. Народ – от древней основы «род» - все люди, которые народились, люди одного племени. 5. Площадь – от древнего «плоске» - плоский, широкий, путём прибавления суффикса -адь-. 6. Подушка – от древнего «ухо». Современные слова: наушники, наушничать, ушной. 7. Солнце – от древнего «сол» ( солнце) путём прибавления суффикса, современные: солнце и др. 8. Столица – от древнего «стол», ( престол ), стольный город. 9. Страна – общий корень со словом «сторона», близко по значению к словам «пространство», «простор», «простирать».

Этимологический словарик

  • 1. Кремль – от древнего «крома» – край, рубеж, граница, огороженное место, безопасное пространство.
  • 2. Мешок – от древнего «мех», в нём хранили продукты и жидкость.
  • 3. Москва – от древнего «москы» – низкое, влажное место, река Москы, отсюда название селения: москы – Московия – Москва.
  • 4. Народ – от древней основы «род» - все люди, которые народились, люди одного племени.
  • 5. Площадь – от древнего «плоске» - плоский, широкий, путём прибавления суффикса -адь-.
  • 6. Подушка – от древнего «ухо». Современные слова: наушники, наушничать, ушной.
  • 7. Солнце – от древнего «сол» ( солнце) путём прибавления суффикса, современные: солнце и др.
  • 8. Столица – от древнего «стол», ( престол ), стольный город.
  • 9. Страна – общий корень со словом «сторона», близко по значению к словам «пространство», «простор», «простирать».

Коллеги! Работаю в этом году в 5 кл. по учебнику Шмелёва. Хотелось бы услышать мнение об этом учебнике тех, кто непосредственно с ним работает. Если Вас не затруднит и будет время, скажите несколько слов. Заранее спасибо Вам всем, дорогие коллеги!
  • Коллеги! Работаю в этом году в 5 кл. по учебнику Шмелёва. Хотелось бы услышать мнение об этом учебнике тех, кто непосредственно с ним работает. Если Вас не затруднит и будет время, скажите несколько слов.
  • Заранее спасибо Вам всем, дорогие коллеги!

Материал собран на просторах И-нета. Спасибо всем!

Материал собран на просторах И-нета. Спасибо всем!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!