СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическое пособие для детей с ТНР "Лукоморье"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

дидактическое пособие для развития всех сторон речи и мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие для детей с ТНР "Лукоморье"»

СЛАЙД

Хочу представить вашему вниманию дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Лукоморье», которое используется для развития коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности.

Оно используется для проведения коррекционных занятий с детьми, дети также могут проявить свой познавательный интерес вне образовательной деятельности.

Названо дидактическое пособие «Лукоморье» - это место, где могут происходить разные истории и чудеса. Можно перенестись из леса в сказку, к берегу моря или на поляну, познакомиться с разными животными и предметами, начать или продолжить сюжет. Все это может быть выдумано самим ребенком или с помощью взрослого, в зависимости от цели.

Данное пособие многофункционально. Изготовлено своими руками из подручных материалов. Можно использовать для различных видов речевой деятельности. СЛАЙД

Методическая ценность пособия:

  • Формирует целостную картину мира, расширяет кругозор, словарный запас детей;

  • Создает условия для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико – фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико – грамматического строя речи, формирование и развитие навыков построения развернутого речевого высказывания;

  • Повышает уровень речевого развития, совершенствует культуру речевого общения;

  • Стимулирует коммуникативную активность, создает условия для овладения различными формами общения;

  • Способствует созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников;

  • Развивает мелкую моторику рук.


Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя несколько элементов взаимосвязанных между собой, которые могут использоваться как в композиции, так и самостоятельно. Я хочу предложить некоторые варианты работы с данным пособием.

Итак, первый элемент пособия СЛАЙД– «Березовые пеньки». Выполнены из белого пластикового ведра с крышкой. Внутри заполнены пластиковыми разноцветными мелкими контейнерами – это сухой бассейн. В зависимости от лексической темы в сухой бассейн можно спрятать различные предметы: муляжи овощей и фруктов, фигурки животных и т.д. Педагог предлагает ребенку опустить руки в этот бассейн и найти в нем какой – нибудь предмет. Сухой бассейн способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, закреплению словаря. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:

- нормализации мышечного тонуса;

- стимуляции тактильных ощущений»

- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворными текстами или выполнять под музыку.

На крышке «пенька» наклеены «годовые кольца» их шнурка, которые используются для массажа пальцев рук, для развития силы голоса, для плавности выдоха. Ребенок проводит пальчиками по шнурку от центра круга к краям, произнося звук, постепенно увеличивая силу голоса и в обратном направлении уменьшая силу голоса.


Следующий элемент СЛАЙД – «Облака». К каждому из них вниз прикреплены шнуры и ленточки. К ленточкам пришиты пуговицы, к которым с помощью петелек пристегиваются капли. Ребенок определяет количество слогов в заданном слове и пристегивает столько капель, сколько в слове слогов. Шнуры служат для развития мелкой моторики, их можно заплетать в косы, можно продевать через отверстия в ленте. Ленты с пуговицами используются для самомассажа ладоней. Ребенок набирает в ладонь пуговицы, тем самым массажируя ее.


«Радуга» СЛАЙД служит для согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Педагог прикрепляет к одному из цветов радуги предметную картинку, ребенок называет цвет и предмет (синяя чашка, красная машина и т.д.). Радуга используется и для развития связной речи при составлении рассказов и пересказов. К цветам радуги можно крепить серии сюжетных картинок, при составлении рассказов или мнемокартинки для составления пересказов, для заучивания стихов.


«Дерево» СЛАЙД используется для активизации словарного запаса детей, для развития связной речи, развития мелкой и артикуляционной моторики и т.д. На крону дерева могут крепиться различные картинки по лексической теме, картинки на заданный звук, для автоматизации звуков, картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, сюжетные картинки для составления различных видов рассказов или герои различных сказок. На кроне дерева можно выкладывать различные фигуры, буквы из липучих лент.

Так же на кроне находятся «желуди» (пластмассовые контейнеры) внутри которых насыпаны разные сыпучие предметы, ребенок берет «желудь» и по шуму ищет второй желудь с таким же шумом. Тем самым развивается акустическое внимание.


«Подиумы» СЛАЙД представляют собой мягкие модули. Синяя сторона подиума – «море»,с одной стороны по нижнему краю на разной высоте пришиты петли с кольцами для продевания шнурка. Ребенок может продеть шнурок только по нижнему ряду колец – «море» спокойное, а если по двум рядам петель, то образуется волнистая линия – штормовое «море». На синей стороне подиума можно из камушек или ракушек выкладывать дно «моря» в виде различных фигур, букв, цифр. Количество камушек может соответствовать количеству слогов в слове, а если взять цветные камни, то можно выполнить звуковой анализ слов.

Зеленая сторона подиума – «поляна», используется для развития мелкой моторики пальцев рук, для этого ребенок может выкладывать различные лесные тропинки из шнурков, косточек, пуговиц и т.д. На зеленую сторону подиума можно выкладывать цветы для автоматизации поставленных звуков


«Речецветик» СЛАЙД служит для отработки навыка чтения слогов и слов. В прозрачные кармашки, расположенные в центре цветка и на лепестках вставляются нужные буквы. Ребенок может начать читать слоги от центра к лепесткам и наоборот, тем самым отрабатывается чтение прямых и обратных слогов. В кармашки так же можно вставлять слоги, из которых ребенок составляет слова.


Данное пособие дает возможность избежать перегрузок детей, удерживать внимание длительное время путем смены функций и заданий. Использование пособия или его элементов позволяет снизить напряженность процесса обучения, проявить творческую инициативу, активизировать все познавательные процессы (речь, память, внимание, мышление и т.д.).

Многофункциональность данного пособия безгранична и в дальнейшем будет усовершенствоваться.


СЛАЙД Спасибо за внимание!












Межрайонная конференция специалистов службы психолого – педагогического сопровождения














Учитель – логопед

Рощина О.В.






Март, 2017г.




Филиал «Детский сад № 5 «Светлячок» МБОУ «Средняя школа № 7»