СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическое пособие "Устаревшие слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучая в 4 классе на уроке литературного чтения историю становления детсой литературы по учебнику Р.Н. Бунееа " В океане света", мои ученики встретились с множеством устаревших слов, которые они не понимали совсем или частично. Родилась проблема, переросла в проект. Практическим продуктом данного проекта было ( среди прочих) создание дидактического пособия "Устаревшие слова". В него входят фразеологизмы, анаграммы, кроссворды и т.п. на данную тему. Также дано небольшое теоретическое объяснение по теме для лучшего понимания учащимися. Данное пособие может применяться на уроках русского языка, литературы, истории, а также при проведении занятий кружков, олимпиад, внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие "Устаревшие слова"»



Дидактическое пособие

Устаревшие слова

(приложение к проекту «Мостики в прошлое»)

Составители: Кузнецова Дарья

Овчинников Олег

Самбарова Анастасия

Хомутов Егор –

учащиеся 4 «Г» класса

МБОУ СОШ № 75



Лексика изучает словарный состав языка и закономерности его развития. Область лексики безгранична, как безграничен и сам язык. С появлением нового понятия, явления, предмета в общественной жизни - появляется и новое слово. И, наоборот, с исчезновением предметов, общественных явлений, профессий исчезают и слова.

Есть слова, которые знают и используют все. Они составляют активный лексический словарь. Слова, которые перестают употреблять, переходят в слой пассивной лексики. Такие слова называют устаревшими. Мы составили данное пособие с целью более глубокого изучения данной темы, увеличения активного словарного запаса, осмысления процессов, проходящих в русском языке в течение времени.


















Устаревшие слова

АРХАИЗМЫ

Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми. Хотя предмет и явление остаётся в реальной жизни, но получает другое название. Причина появления архаизмов — в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену одним словам приходят другие. К примеру: ланиты — щёки, долонь - ладонь, чресла — поясница. Архаизмы могут отличаться от современных слов-синонимов. Эти отличия могут быть: • в морфемном составе (рыбарь — рыбак, дружество — дружба), • в их лексическом значении (живот — жизнь, бабка – четыре снопа овса, накрытые пятым), • в грамматическом оформлении (на бале — на балу, исполнити — исполнить) • фонетическими особенностями (зерцало — зеркало, гишпанский — испанский). • семантикой, то есть значением. Например, слово «позор» раньше означало просто «зрелище».





ИСТОРИЗМы

Историзмы – слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать с течением времени.

Историзмы – это свидетели истории. Они рассказывают о том периоде времени, когда были популярны и часто употреблялись.

Их можно разделить на несколько групп:

1) слова, называющие общественные явления

барин, холоп, смерд, царь, кулак;

2) названия старинных учреждений:

приказ, повет, кабак;

3) названия лиц и должностей

бурлак, городничий, рабфаковец, курсистка;

4) названия военных чинов

стрелец, поручик, канонир, мушкетёр;

5) названия предметов и средств вооружения

булава, забрало, кольчуга, мортира, палица;

6) названия старинных единиц измерения

верста, сажень, аршин, четверть, вершок;

7) названия денежных единиц

гривенник, алтын, полушка, грош;

8) названия исчезнувших предметов быта

лучина, сермяга, кафтан, армяк, кокошник.

ЗАДАНИЯ

  1. Некоторые слова уходят из языка, оставляя после себя однокоренные. От устаревших слов образуй как можно больше современных:

Коло - ____________________________________________________

Лоп – _____________________________________________________

Рех - _____________________________________________________

Око – _____________________________________________________



Перст – __________________________________________________

Уста - __________________________________________________

Чело – ____________________________________________________


  1. Старославянизмы (старорусские) слова – это архаизмы, употребляемые в

Попробуй «перевести» со старорусского на современный, соедини слова из двух столбиков:


глас

войско

врата

город

хладный

этот

влачить

ворота

надобно

красота

вельми

сказать

присно

разрешить

ветрило

холодный

град

постоянно

лепота

нести

молвить

нужно

рать

голос

дозволить

очень

сий (предмет)

парус




  1. Расставь слова в каждой строке по порядку их появления в языке:

  • 1.


    2.

    3.

    1.


    2.

    3.

    1.


    2.

    3.

    1.

    2.

    3.

    1.

    2.

    3.

    1.


    2.

    3.

    Стрелец, солдат, красноармеец.

  • Ракетчик, пушкарь, артиллерист.

  • Винтовка, лук, автомат.

  • Предприниматель, торговец, купец.

  • Лётчик, авиатор, воздухоплаватель.

  • Страж, милиционер, городовой.



4.  Найди лишнее слово. Подчеркни. Почему найденные слова лишние?  



Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки._____________________________________________________________


Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.______________________________________________________________________


Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.__________________________________________________________






5. Сказка Петра Павловича Ершова “Конёк-горбунок” написана в 19 веке. Найди в отрывках устаревшие слова.

Объясните их значение.


Время катит чередом, 
Час за часом, день за днем,-
И на первую седмицу 
братья едут в град - столицу. _______________________________________________________________________________



Повели коней в конюшни
десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,
Все с цветными кушаками
И с сафьянными бичами. __________________________________________________________________________________



Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка.
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами. __________________________________________________________________________________







6.Выпиши слова в два столбика "историзмы", "архаизмы".

Треуголка, чело, глас, кафтан, кольчуга, рыбарь, ветрило, царица, крепостной.

7.Распредели устаревшие слова по тематическим группам.

Сословие


Предметы быта


Одежда


Жилище


Меры веса, длины


Царь ,барин, вершок, бояре, дворянин, жернов, котомка, мошна, палаты, кушак, плат, армяк, хоромы,

кафтан, горница, темница, полог, терем, крат, верста, пуд, князь.

8.





9.Кроссворд



































10.Подбери к устаревшим словам современное слово в русском языке

  • Око - __________________________________

  • Чело -___________________________________

  • Выя -__________________________________

  • Чрево -_________________________________

  • Перст -_________________________________

  • Вежды - ________________________________

  • Ланиты -_________________________________

  • Уста - ___________________________________

  • Длань - __________________________________

  • Рамена -__________________________________

  • 12. Найди значение устаревшего слова. Стрелкой соедини слово с его значением.

  • Полба женский головной убор

  • Кичка парадная комната в доме

  • Светлица каша из варёной пшеницы

  • Престол комната

  • Горница большая рыболовная сеть

  • Невод дом с башенками

  • Чупрун трон монарха

  • Терем прядь волос

  • 13. Что означают эти пословицы. Какие пословицы с устаревшими словами вы ещё знаете?

  • Мал золотник, да дорог. ______________________________________________________________

  • Аршин на кафтан, два на заплаты.______________________________________________________
    У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки_________________________________________
    И нашими и вашими за рупь спляшем.  _________________________________________________
    Гляди в оба, да не разбей лоба._________________________________________________________
    При царе Митрохе, когда людей было трохи. ____________________________________________
    Чем добру остаться, лучше пузу раздаться.  _____________________________________________

  • ___________________________________________________________________________________

  • 14. Найди устаревшее слово, подчеркни.


  • Хороша наша Татьяна.

  • Хороша наша Татьяна.

  • Любо, любо, любо, любо.

  • Она бела да румяна.

  • Любо, любо, любо, любо.

  • Вдоль по улице гуляла.

  • Любо, любо, любо, любо.

  • Уж вы чебо-чеботочки.

  • Любо, любо, любо, любо.

  • 15. Переставляя буквы в словах, составь устаревшие слова .

  • Типал, мелзякна,оркоты, ректьсняка, ёлсевка.

  • ________________________________________________________________________________________________

  • 16. К устаревшим словам подбери синонимы из правого столбика. Соедини стрелками.

  • Волость судьба

  • Талан болезнь

  • Волглый район, область

  • Цигарка больной

  • Латка заплата

  • Шлях зовёт

  • Батог сигарета

  • Хворый неезженая дорога

  • Хвороба сырой влажный

  • Кличет кнут

  • 17. Подбери синонимы к ним из современного русского языка.

  • Зодчий, брань, внимать, лекарь, благоухание.

  • ______________________________________________________________________________________________________

  • 18. Объясните значение устаревших слов.

    • плоть

    • вежды

    • не видеть ни зги

    • стезя

  • 19. Соедини устаревшие слова с частями тела, которые они обозначают

    • чело

    • уста

    • очи

    • выя

    • долонь

    • ланита

    • десница

    • шуйца

    • перст

    • рамена

  • 20. Найди в тексте и замени устаревшие слова современными

  • Однажды я очень быстро бежал в школу, дабы не опоздать на урок.

  • Моя вредная привычка долго спать по утрам привела к пагубе в этот день. Опоздание!

  • Какой зазор испытывал я, стоя пред одноклассниками и учителем, червлёный как рак.

  • 21. Некоторые историзмы остаются в устойчивых выражениях. Попробуй их растолковать

  • бить баклуши - __________________________________________________________________

  • точить лясы - ____________________________________________________________________

  • не покладая рук - _______________________________________________________________

  • Ответы

  1. Колокольчик, колбаса, коловорот, колодец, колесо.

  • Лопата, лопух.

  • Прореха, решето, решётка, изрешетить.

  • Очки, очёчник, очкарик, воочию ( увидеть).

  • Перстень, напёрсток, перчатка.

  • Устный, наизусть, устье (реки).

    1. стрелец

    • 2.красноармеец

    • 3. солдат

    1. пушкарь

    • 2.артиллерист

    • 3. ракетчик

    1. лук

    • 2. винтовка

    • 3. автомат

    • 1. купец

    • 2. торговец

    • 3.предприниматель

    • 1.воздухоплаватель

    • 2.авиатор

    • 3. лётчик

    • 1.страж

    • 2. городовой

    • 3.милиционер

    Чёлка.

  • 3.

    • 2.Глас – голос,

    • врата – ворота,

    • хладный – холодный,

    • влачить – нести,

    • надобно – надо,

    • вельми – важно,

    • присно – постоянно,

    • ветрило – парус,

    • рад – город,

    • лепота – красота.

    • молвить – сказать,

    • рать – войско,

    • дозволить – разрешить,

    • сий (предмет) – этот.

  1. Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

  • Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

  • Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

  1. Седмицу – неделю, град – город. Кушаками – поясами, сафьянными – кожаными. Вершка – мера длины 4,4 см, аршинными – мера длины 71 см.

  2. Архаизмы: чело, глас, рыбарь, ветрило.

  • Историзмы: кафтан, кольчуга, царица, крепостной, треуголка.

  • 7.

    • Сословие

    • царь, барин, бояре, дворянин

    • Предметы быта

    • жернов, котомка, мошна, полог

    • Одежда

    • кушак, плат, армяк, кафтан

    • Жилище

    • палаты, хоромы, горница, темница, терем,

    • Меры веса, длины

    • крат, верста, пуд, вершок

  • 15. Лапти, землянка, корыто, крестьянка, весёлка.

  • 17. Архитектор, ругань, слушать, врач, аромат.

  • 18.

    • плоть

    • тело живых существ, мягкая его часть

    • вежды

    • веки (подвижные кожные складки вокруг глаз)

    • не видеть ни зги

    • ничего не видеть, сплошная тьма

    • стезя

    • дорога, направление

  • 20. Однажды я очень быстро бежал в школу, чтобы не опоздать на урок.

  • Моя вредная привычка долго спать по утрам навредила в этот день. Опоздание!

  • Какой стыд испытывал я, стоя перед одноклассниками и учителем, красный как рак.

  • 21. Бить баклуши – бездельничать или делать лёгкую работу.

  • Точить лясы – заниматься пустой болтовнёй.

  • Не покладая рук – что – делать усердно, старательно.

  • Список использованной литературы

  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М., 1978

  • Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей» М.: Дрофа, 2006

  • http://fb.ru/article/142756/arhaizmyi-i-istorizmyi-primeryi-i-znachenie#image414856 (Архаизмы и историзмы. Примеры и значение. Автор Дмитрий Польских, 2014)

  • tor-ba.ru/photo-bazar.ru