СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактика "Механизмы эволюционного процесса"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные задания на закрепление темы: "Механизмы эволюционного процесса"

Просмотр содержимого документа
«Дидактика "Механизмы эволюционного процесса"»

12



Глава. Механизмы эволюционного процесса Тема: Роль изменчивости в эволюционном процессе Задание 1. Изменчивость

Заполните таблицу:

Изменчивость

Значение для эволюции

Модификационная

(ненаследственная, определенная, фенотипическая)


Наследственная

(неопределенная, генотипическая):

А) Мутационная

Б) Комбинативная


Задание 2. Мутационная изменчивость

Заполните таблицу:

Виды мутаций

Характеристика

Геномные:

  • полиплоидия

  • гетероплоидия

Хромосомные:

внутрихромосомные —

  • АБСД → АБ

  • АБСД → АБСДСД

  • АБСД → АСБД

межхромосомные —

  • АБСД → АБСД1234

Генные:

  • доминантные

  • рецессивные



Задание 3. Роль изменчивости в эволюционном процессе

Укажите правильные варианты ответов:

Тест 1. Какой вид изменчивости приспосабливает организм к определенным условиям среды, не меняя при этом генотипа?

  1. Мутационная.

  2. Модификационная.

  3. Комбинативная.

  4. Соотносительная.

Тест 2. Какой вид изменчивости дает материал для естественного отбора, так как связан с изменением генов?

  1. Мутационная.

  2. Модификационная.

  3. Комбинативная.

  4. Соотносительная.

Тест 3. Какой вид изменчивости дает материал для естественного отбора, так как связан с перекомбинацией генов при образовании и слиянии гамет?

  1. Мутационная.

  2. Модификационная.

  3. Комбинативная.

  4. Соотносительная.

Тест 4. Какой вид изменчивости у листьев, сорванных с одного дерева?

  1. Мутационная.

  2. Модификационная.

  3. Комбинативная.

  4. Соотносительная.

Тест 5. Какой вид изменчивости у детей от одних родителей?

  1. Мутационная.

  2. Модификационная.

  3. Комбинативная.

  4. Соотносительная.

Тест 6. Какой вид изменчивости у одуванчиков, выросших из половинок одного корня, но один рос на лугу, а второй — высоко в горах.

  1. Мутационная.

  2. Модификационная.

  3. Комбинативная.

  4. Соотносительная.

**Тест 7. Что характерно для мутационной изменчивости?

  1. Происходят изменения в генотипе.

  2. Изменения происходят в фенотипе, без изменения генотипа.

  3. Большинство возникающих мутаций доминантны.

  4. Популяция насыщена большим количеством рецессивных мутаций, которые проявятся только тогда, когда перейдут в гомозиготное состояние.

**Тест 8. Что характерно для комбинативной изменчивости?

  1. Является результатом полового размножения.

  2. Дает материал для естественного отбора.

  3. Приводит к появлению уникальных гамет и генотипов.

  4. Помогает приспособиться каждому организму к конкретным условиям среды обитания.

  5. Происходит изменение генов.

  6. Происходит изменение хромосом.

**Тест 9. Что характерно для модификационной изменчивости?

  1. Под влиянием среды происходит изменение фенотипа и генотипа организма.

  2. При изменении среды меняется фенотип, генотип не меняется.

  3. Появившиеся изменения передаются по наследству.

  4. Помогает приспособиться организму и даже частям организма к различным факторам среды.

  5. Создает предпосылки для образования новых видов.

Тема: Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.
Формы естественного отбора Задание 4. Формы борьбы за существование

Заполните таблицу:

Формы борьбы

Примеры борьбы или соревнования

Примеры взаимопомощи

Внутривидовая



Межвидовая



Борьба с неблагоприятными условиями среды


Задание 5. Формы естественного отбора

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:













  1. Объясните стабилизирующую форму отбора на примере размеров ушной раковины у зайцев.

  2. Почему уши у зайцев, живущих южнее, имеют большие размеры, чем уши у зайцев, живущих в северных районах?

  3. Какое значение для эволюции имеет стабилизирующая форма отбора?

  4. Объясните движущую форму отбора на примере изменения окраски у березовой пяденицы.

  5. Какое значение для эволюции имеет движущая форма отбора?

  6. Объясните разрывающую форму отбора на примере тараканов, живущих на островах, и тараканов, живущих наиматерике.

Задание 6. Формы естественного отбора

Заполните таблицу:

Формы отбора

Механизм действия

Роль в эволюции

Стабилизирующая форма



Движущая форма



Разрывающая форма



Тема: Другие факторы эволюции Задание 5. Дрейф генов

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:





















  1. В своих опытах С.Райт посадил в пробирки по две пары гетерозиготных дрозофил. Воспроизвели его опыты на дрозофилах с белыми и красными глазами. Объясните полученный через несколько поколений результат.

  2. Что называется дрейфом генов?

  3. Почему дрейф генов является важным фактором эволюции?

Задание 6. Популяционные волны

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

А — колебания численности зайца русака и некоторых млекопитающих.

Б — полевая мышь во время весеннего паводка.















  1. Почему наблюдается зависимость в изменении численности зайцев и хищников?

  2. Что называется популяционными волнами?

  3. После наводнения резко изменилась численность мышей в популяции. Как это скажется на генофонде популяции?

  4. Почему популяционные волны являются важным фактором эволюции?

Задание 7. Изоляция как фактор эволюции

1 — коала; 2 — опоссум; 3 — кенгуру; 4 — вомбат; 5 — разные виды галапагосских вьюрков.















  1. Как сохраняются уже существующие виды в условиях географической изоляции?

  2. Как образуются новые виды в условиях географической изоляции?

  3. Какое происхождение имеют 13 видов галапагосских вьюрков?

  4. Что привело к появлению трех родов галапагосских вьюрков?

Задание 8. Географическая и экологическая изоляция

Заполните таблицу:

Вид изоляции

Примеры

Причины

Географическая изоляция



Экологическая изоляция



Задание 9. Факторы эволюции

Дайте ответы на вопросы:

  1. Как называется изменчивость, при которой изменяется фенотип, но не меняется генотип?

  2. Какая изменчивость изменяет генотип особи?

  3. Какая изменчивость приводит к перекомбинации генов и появлению бесконечно большого разнообразия генотипов и фенотипов?

  4. Какая изменчивость дает материал для эволюции?

  5. В чем заслуга С.С.Четверикова?

  6. Какие формы борьбы за существование различал Ч.Дарвин?

  7. Какая форма отбора сохраняет уклонения от среднего значения признака, приводит к образованию новых видов? Какая форма отбора направлена на сохранение среднего значения признака, сохраняет имеющиеся виды при неизменных условиях существования?

  8. Кто впервые обнаружил и экспериментально доказал явление дрейфа генов?

  9. Какой фактор эволюции случайно и ненаправленно изменяет частоту встречаемости генотипов в популяции, является одной из частых причин дрейфа генов?

  10. Какие виды изоляции приводят к образованию новых видов?

Задание 10. Дайте определения или объяснения следующим понятиям:

1. Мутационная изменчивость. 2. Комбинативная изменчивость. 3. Модификационная изменчивость. 4. Формы борьбы за существование. 5. Движущая форма отбора. 6. Стабилизирующая форма отбора. 7. Дрейф генов. 8. Популяционные волны. 9. Географическая изоляция. 10. Экологическая изоляция.






Тема: Приспособленность — результат действия факторов
эволюции Задание 11. Защитные окраски

1 — гусеницы бражника; 2 — листовидки; 3 — березовой пяденицы; 4 — божьей коровки; 5 — шершня; 6 — осы; 7 — бабочки-стеклянницы.











  1. Какой тип покровительственной окраски имеют изображенные на рисунке насекомые?

  2. Как возникла покровительственная окраска по К.Линнею?

  3. Как возникла покровительственная окраска по Ж.Б.Ламарку?

  4. Как возникла покровительственная окраска по Ч.Дарвину?

  5. Почему приспособленность всегда относительна?

Задание 12. Защитные окраски

Заполните таблицу:

Вид защитной окраски

Характеристика

Примеры

Маскировка:



Демонстрация:

— предупреждающая

— отпугивающая

— привлекающая



Мимикрия:



Тема: Видообразование Задание 13. Дивергентное видообразование (по Ч.Дарвину)

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
















  1. Почему преимущественно выживают наиболее уклонившиеся от среднего состояния особи?

  2. Что Ч.Дарвин понимал под дивергенцией?

  3. Сколько родов и семейств образовалось через14 тысяч поколений по схеме дивергентной эволюции Ч.Дарвина? Ответ поясните.

  4. На какие виды действовала стабилизирующая форма естественного отбора?

Задание 14. Происхождение систематических групп

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


  1. На каком основании виды объединены в 8 родов?

  2. На каком основании 1-й и 2-й род объединены в 1-е семейство, 3-й и 4-й род — во 2-е семейство, 5-й и 6-й род — в 3-е семейство, 7-й и 8-й род в 4-е семейство?

  3. На каком основании 1-е и 2-е семейство объединены в 1-й отряд, 3-е и 4-е семейство — во 2-й отряд?

  4. На каком основании 1-й и 2-й отряды объединены в один класс?

  5. Почему данная классификация является естественной?



Задание 15. Географическое видообразование

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:





  1. С чем связано географическое видообразование?

  2. Почему южноазиатские подвиды синицы большой скрещиваются с евроазиатским и восточноазиатским подвидами, а восточноазиатский и евроазиатский — не скрещиваются друг с другом?




Задание 16. Экологическое видообразование

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:




  1. Что лежит в основе экологического видообразования?

  2. Какие причины препятствуют скрещиванию особей форели озера Севан, относящихся к различным популяциям?







Тема: Основные направления эволюционного процесса Задание 17. Прогресс и регресс в эволюции

Заполните таблицу:

Направление эволюции

Характеристика

Примеры

Биологический прогресс



Биологический регресс







Задание 18. Ароморфозы позвоночных животных

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:































  1. Какие ароморфозы в нервной, кровеносной и дыхательной системе привели к появлению земноводных?

  2. Какие ароморфозы в нервной, кровеносной, дыхательной и половой системе привели к появлению пресмыкающихся?

  3. Какие ароморфозы в нервной, кровеносной, дыхательной и половой системе привели к появлению птиц?

  4. Какие ароморфозы в нервной, кровеносной, дыхательной и половой системе привели к появлению млекопитающих?

  5. Приводят ли ароморфозы к биологическому прогрессу? Ответ поясните.

Задание 19. Идиоадаптации позвоночных животных

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



















  1. Приведите примеры идиоадаптаций у ежа, кенгуровой крысы.

  2. Приведите примеры идиоадаптаций у летучей мыши, верблюда.

  3. Приведите примеры идиоадаптаций у утконоса, тюленя, морской коровы.

  4. Приводят ли идиоадаптации к биологическому прогрессу? Ответ поясните.

Задание 20. Дегенерации

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1 — печеночный сосальщик; 2 — свиной цепень; 3 — повилика на крапиве; 4, 5 — саккулина и ее корневидные выросты; 6, 7 — взрослая асцидия и ее личинка.
















  1. Приведите примеры дегенераций у печеночного сосальщика и свиного цепня.

  2. Приведите примеры дегенераций о повилики.

  3. Приведите примеры дегенераций у саккулины и асцидии.

  4. Приводят ли дегенерации к биологическому прогрессу? Ответ поясните.

Задание 21. Соотношение путей эволюции

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:




  1. Какие пути ведут к биологическому прогрессу? Ответ поясните.

  2. Какие пути ведут к морфофизиологическому прогрессу? Ответ поясните.





Задание 22. Вопросы к зачету:
  1. Какой ученый-креационист реформировал ботанический язык — ввел около 1000 ботанических терминов, описал 1200 новых родов и 8000 новых видов?

  2. Кто из ученых считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству?

  3. Кто из ученых предложил теорию градации, разделил животный мир на 14 классов и расположил их на 6 ступенях, считал, что всем организмам присуще стремление к прогрессу?

  4. Какой фактор Ч. Дарвин считал главным, направляющим фактором, который приводит к приспособленности организмов к среде?

  5. Что по Ч. Дарвину лежит в основе естественного отбора?

  6. Приведите примеры эмбриологических доказательств единства происхождения позвоночных животных.

  7. Приведите примеры морфологических доказательств эволюции.

  8. Какие органы называются гомологичными?

  9. Приведите примеры ископаемых переходных форм, известные науке.

  10. Перечислите биогеографические области, выделенные А.Уоллесом.

  11. Что такое вид?

  12. Что такое популяция?

  13. Что называется видовым критерием?

  14. Какой вид изменчивости не связан с изменением генотипа, не наследуется, по Ч. Дарвину называется определенной изменчивостью, без изменения генотипа приспосабливает организмы к среде обитания?

  15. Какие виды изменчивости дают материал для эволюции, т.к. связаны с изменением генотипа или перекомбинацией генов?

  16. Какой вид наследственной изменчивости способствует распространению возникших мутаций?

  17. Какие три формы борьбы за существование различал Ч.Дарвин?

  18. При каких условиях на организмы действует движущая форма естественного отбора?

  19. При каких условиях на организмы действует стабилизирующая форма естественного отбора?

  20. После наводнения резко упала численность грызунов, что впоследствии скажется на генофонде популяции. Какой это фактор эволюции?

  21. Какие ученые впервые обнаружили такой фактор эволюции, как дрейф генов?

  22. Перечислите известные вам факторы эволюции.

  23. Что по Ж. Б. Ламарку привело к приспособленности организмов?

  24. Что по Ч. Дарвину привело к приспособленности организмов?

  25. Что является единицей эволюции по Ламарку? По Дарвину?

  26. Чем характеризуется биологический прогресс?

  27. Приведите примеры ароморфозов, которые привели к появлению млекопитающих.

  28. Приведите примеры идиоадаптаций, которые привели к появлению многообразия млекопитающих.

  29. Приведите примеры дегенераций.

  30. Какими путями по А.Н.Северцову достигается биологический прогресс?


Ответы:


Задание 1.

Изменчивость

Значение для эволюции

Модификационная (ненаследственная, определенная, фенотипическая, групповая)

Наследственная (неопределенная, генотипическая):

А) Мутационная


Б) Комбинативная


Помогает приспособиться к различным условиям обитания.



Приводит к изменению генов, хромосом, генотипов. Поставляет материал для естественного отбора.

Приводит к перекомбинации генов в потомстве. Поставляет материал для естественного отбора.


Задание 2.

Тест 1: 2. Тест 2: 1. Тест 3: 3. Тест 4: 2. Тест 5: 2. Тест 6: 2. **Тест 7: 1, 4. **Тест 8: 1, 2, 3. **Тест 9: 2, 4. **Тест 10: 1, 4, 7.


Задание 3.

Формы борьбы

Примеры борьбы или соревнования

Примеры взаимопомощи

Внутривидовая


Наиболее напряженная форма борьбы. Соперничество из-за территории, из-за самки (олени, моржи); состязание в популяции одновозрастного соснового леса.

Защита самцами самок и детенышей, охрана добычи и территории, забота о потомстве, совместная охота.

Межвидовая


Взаимоотношения хищника и жертвы, хозяина и паразита, конкуренция между видами, которые живут в сходных экологических условиях и используют одинаковые источники питания .

Взаимопомощь (актиния и рак-отшельник). Протокооперация (совместная рыбная ловля пеликанов и бакланов). Мутуализм (взаимоотношения между термитами и жгутиковыми простейшими.

Борьба с неблагоприятными условиями среды

Резкие колебания внешних условий среды приводят к выживанию наиболее приспособленных к этим условиям среды. В пустыне выживают одни растения и животные, в тундре — другие.


Задание 4.

1. Ушные раковины зайцев способствуют теплоотдаче. Зайцы с небольшими размерами ушных раковин быстро перегреваются и вероятность погибнуть у них больше. У зайцев с большими ушными раковинами больше вероятность погибнуть от переохлаждения, преимущественно выживают зайцы со средними размерами ушных раковин. 2. В местности с теплым климатом органы теплоотдачи должны быть развиты лучше, поэтому и ушные раковины должны быть больше. Небольшие уши зайца-беляка, живущего при более низких температурах, обеспечивают достаточное охлаждение тела. 3. Сохраняет среднее значение признаков, если среда обитания не изменяется. 4. Изменение условий обитания приводит к выживанию особей, более приспособленных к новым условиям. На потемневших стволах преимущественно выживают березовые пяденицы с более темной окраской. 5. Приводит к образованию новых видов при изменении среды обитания. 6. Островные насекомые должны иметь или очень мощные крылья, чтобы не попасть в океан, или вообще не летать. Мадагаскарские тараканы утратили крылья, но имеют очень цепкие лапки. На материке отбор в пользу бескрылых насекомых отсутствует и Американские тараканы (блаберусы) сохранили крылья.


Задание 5.

Формы отбора

Механизм действия

Роль в эволюции

Стабилизирующая форма


Отбор в пользу установившейся нормы признака и ее сужения при неизменных условиях обитания.

Оберегает виды от существенных изменений на протяжении длительного времени.

Движущая форма


Отбор в пользу отклонений от среднего значения признака при изменении условий существования.

Приводит к образованию новых видов при попадании особей в иные условия существования.

Разрывающая форма

Отбор направлен против особей со средним значением признака, разрывает популяцию на несколько групп, которые приспосабливаются к различным условиям на одной территории.

Приводит к образованию новых видов при попадании особей в иные условия существования.


Задание 6.

1. Через несколько поколений в небольших популяциях частота аллелей изменилась случайным образом. В некоторых популяциях был полностью утрачен аллель А, в некоторых — а, часть популяций содержала оба аллеля, но с различной частотой встречаемости. 2. Случайное ненаправленное изменение частот аллелей в малых популяциях называется дрейфом генов. 3. Приводит к случайному изменению частот встречаемости аллелей генов в малых популяциях, изменяет генофонд популяций.


Задание 7.

1. Рост численности хищников начинается через некоторое время после роста численности зайцев. Уменьшение численности хищников происходит в периоды низкой численности зайцев. 2. Периодические подъемы и спады численности получили название популяционных волн. 3. Приведет к случайному и резкому изменению генофонда. 4. Изменяют генофонд популяции, частоты редких аллелей генов могут возрасти в сотни и тысячи раз.


Задание 8.

1. Разрыв ареала на не сообщающиеся между собой части, что ограничивает скрещивание особей из разных частей ареала. 2. В изолированных частях ареала происходит накопление различных мутаций, что в конечном счете приводит к ускоренному видообразованию. 3. Австралия отделилась от Южной Азии 100 млн. лет назад до появления плацентарных животных, и сумчатые животные сохранились на материке благодаря изоляции. 4. От материка до Галапагосских островов 700 км. Это расстояние могут преодолеть только хорошие летуны. Вероятно, буря занесла вьюрков с материка на острова, в результате изоляции и пищевой специализации образовались 14 видов галапагосских вьюрков.


Задание 9.

Вид изоляции

Причины

Примеры

Географическая изоляция


Разрыв ареала на не сообщающиеся между собой части, что ограничивает скрещивание особей из разных частей ареала.

Сравнение фауны и флоры различных континентов и островов. Чем древнее остров и чем значительнее водная преграда, тем больше отличий в фауне и флоре.

Экологическая изоляция


Приспособление популяций к жизни в разных экологических условиях в пределах ареала, скрещивание особей разных популяций в разное время и в разных местах.

Некоторые лососевые рыбы нерестятся через год, в четный год одна популяция, в нечетный — другая. Популяции оказываются изолированными. Разные популяции форели озера Севан нерестятся в устьях разных рек, впадающих в озеро, и оказываются изолированными.


Задание 10.

1. Ненаследственная. 2. Мутационная. 3.Комбинативная. 4. Наследственная, мутационная и комбинативная. 5. Сделал важный вывод о насыщенности природных популяций большим количеством рецессивных мутаций. 6. Внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями среды. 7. Сохраняют уклонения движущая и разрывающая формы отбора, сохраняют среднее значение признака стабилизирующая и дестабилизирующая формы отбора. 8. С.Райт. 9. Популяционные волны. 10. Географическая и экологическая.


Задание 11.

1. Геномные, например, полиплоидия; хромосомные и генные мутации. 2. Изменчивость, связанная с слиянием гамет при половом размножении. 3. Фенотипическая изменчивость, при которой не происходит изменения генотипа. 4. Внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями внешней среды. 5. Отбор уклонений от средних значений признака при изменении условий среды обитания. 6. Отбор в пользу установившегося в популяции среднего значения признака. 7. Случайное ненаправленное изменение частот аллелей в малых популяциях. 8. Колебания численности особей, составляющих популяцию. 9. Разрыв ареала на не сообщающиеся между собой части, что ограничивает скрещивание особей из разных частей ареала. 10. Приспособление к жизни в разных экологических условиях в пределах ареала, репродуктивная изоляция в результате скрещивание особей разных популяций в разное время и в разных местах.


Задание 12.

1. Маскировка у гусениц бражника, мимикрия листовидки и бабочки-стеклянницы, предостерегающая окраска у божьей коровки, шершня, осы. 2. Существовала изначально. 3. Стремление к самоусовершенствованию, упражнение и передача по наследству. 4. В результате наследственной изменчивости в каждом поколении появлялись особи, более незаметные на окружающем фоне, чем остальные. В результате естественного отбора они преимущественно выживали. 5. Организмы приспособлены к конкретным условиям жизни, в другой среде нужны новые приспособления.


Задание 13.

Вид покровительственной окраски

Характеристика

Примеры

Маскировка:


Окраска и форма, делающая животных в сочетании с поведением менее заметными на фоне окружающей среды.

Зеленый кузнечик на зеленом фоне, зеленые гусеницы бражника.

Демонстрация:


— предупреждающая

— отпугивающая


— привлекающая

Окраска животных, делающая их заметными на фоне окружающей среды.

Яркая окраска, сочетающаяся с защитными приспособлениями.

Демонстрируется внезапно, часто сопровождается угрожающей позой и звуками.

Яркая окраска, способствующая привлечению особей противоположного пола.



Божья коровка, шершень, оса, шмель.

Гусеница винного бражника, бабочки с глазчатыми пятнами.

Яркая окраска птиц, бабочек.

Мимикрия:

Подражательное сходство незащищенного организма с несъедобными или защищенными животными (миметизм) или с предметами окружающей среды (мимезия).

Мухи-осовидки, шмелевидки, бабочка-стеклянница, листовидка.



Задание 14.

1. Особи, отличающиеся друг от друга, имеют меньше общих потребностей, меньше конкурируют и имеют большие шансы на выживание. 2. Расхождение признаков. 3. На схеме шесть родов (a14, q14, p14 — 1 род, предок а10 ; s14, f14 — 2 род, общий предок f10; o14, c14, m14 — 3 род, общий предок m10; F14 — 4 род, предок F10; n14, r14, u14 — 5 род, общий предок u10; d14, i14, z14 — 6 род, общий предок z10). Первое семейство — первый и второй роды, второе — третий род, третье — четвертый род, пятый и шестой роды входят в четвертое семейство. Первое и второе семейство можно объединить в один отряд, так как у них общий предок А, третье семейство — единственное семейство во втором отряде, предок F, четвертое семейство — единственное семейство в третьем отряде, предок I.4. На виды В, С, D, E, F, G, H, К, L.


Задание 15.

1. Виды каждого рода произошли от разных предковых видов. 2. 1-й и 2-й род произошли от вида С, 3-й и 4-й род — от вида D, 5-й и 6-й род — от вида F, 7-й и 8-й род — от вида G? 3. 1-е и 2-е семейство произошли от вида В, 3-е и 4-е семейство — от вида Е. 4. Произошли от вида А. 5. Отражает родственные связи, происхождение и эволюцию.


Задание 16.

С расширением ареала или появлением физических преград, которые приводят к изоляции популяций. 2. В результате отступления ледника происходило расширение ареала на север. В результате адаптаций к разным условиям образовались различные подвиды, в зоне контакта евроазиатского и восточноазиатского различия стали настолько большими, что гибриды уже не образуются.


Задание 17.

1. Основано на жизни организмов в различных экологических условиях, происходит изменение генофондов популяций, что и приводит к видообразованию. 2. Разные популяции форели озера Севан нерестятся в устьях различных рек, впадающих в озеро.


Задание 18.

Направление эволюции

Характеристика

Примеры

Биологический прогресс


Возрастание приспособленности организмов, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида.

Цветковые растения, млекопитающие, костные рыбы, насекомые.

Биологический регресс

Снижение уровня приспособленности к условиям обитания, уменьшение численности и площади видового ареала, в конечном итоге — вымирание вида.

Растения семейства гинкговых, среди животных — выхухоли, ехидны, утконосы.


Задание 19.

1. Происходит увеличение мозга, особенно переднего, появляется второй круг кровообращения и трехкамерное сердце. Появляются органы воздушного дыхания — легкие и конечности с суставами для передвижения по земле. 2. Происходит дальнейшее увеличение переднего мозга, в сердце появляется неполная перегородка. Увеличивается поверхность газообмена в легких, внутреннее оплодотворение и откладывание яиц позволяет эмбрионам развиваться на суше. 3. Появляется оперение, передние конечности превращаются в крылья. В переднем мозге появляется кора, сильно развивается средний мозг и мозжечок. Происходит полное разделение артериального и венозного кровотока сплошной перегородкой в сердце. Интенсивный обмен веществ и оперение дали возможность птицам стать теплокровными животными. 4. К появлению млекопитающих привели: волосяной покров, дальнейшее развитие коры больших полушарий, четырехкамерное сердце, живорождение, выкармливание детенышей молоком, зубы в альвеолах и появление костного нёба. 5. Следствием морфофизиологического прогресса является биологический прогресс.


Задание 20.

1. У ежа иголки, крылья и эхолокация у летучей мыши, горб с запасом жира у верблюда, конечности-ласты у тюленя. 2. Нет, идиоадаптации не повышают уровень организации. 3. Различные идиоадаптации приводят к заселению различных сред обитания и видообразованию и, следовательно, к биологическому прогрессу.


Задание 21.

1. Происходит упрощение нервной системы и органов чувств, у свиного цепня полностью отсутствует пищеварительная система. 2. Отсутствие листьев, корней и хлорофилла у повилики, мешковидное тело и корневидные выросты у рака саккулины, редукция нервной трубки и хорды у взрослой асцидии. 3. Морфофизиологический регресс может привести к увеличению численности, появлению новых видов, т.е. к биологическому прогрессу.


Задание 22.

1. Ароморфозы приводят к повышению уровня организации и образованию новых видов и заселению новых сред обитания. Затем наступает период идиоадаптаций и образуется большое количество новых видов. После упрощения так же наступает период идиоадаптаций. Таким образом, к биологическому прогрессу приводят все три пути. 2. К морфофизиологическому прогрессу ведут только ароморфозы.


Задание 23.

1. К.Линней. 2. Ж.Б.Ламарк. 3. Ж.Б.Ламарк. 4. Естественный отбор. 5. Борьба за существование. 6. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза. 7. Эвглена зеленая, асцидия, яйцекладущие млекопитающие. 8. Органы, соответствующие друг другу по строению и происхождению независимо от выполняемых функций. 9. Псилофиты, семенные папоротники, стегоцефалы, котилозавры, зверозубые ящеры. 10. Палеоарктическая, Неоарктическая, Эфиопская, Индомалайская, Неотропическая, Австралийская. 11. Совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, биохимических и физиологических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенную область — ареал. 12. Относительно изолированные группы особей одного вида. 13. Совокупность признаков, отличающих один вид от другого. 14. Модификационная. 15. Мутационная и комбинативная. 16. Комбинативная. 17. Внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды. 18. При изменении среды обитания. 19. При неизменных условиях обитания. 20. Популяционные волны. 21. Н.П.Дубинин, Д.Д.Ромашов, С.Райт. 22. Наследственность, изменчивость, отбор, популяционные волны, дрейф генов и изоляция. 23. Внутреннее стремление к прогрессу, упражнение или не упражнение органов под влиянием среды, передача по наследству приобретенных признаков. 24. Наследственность, изменчивость и отбор. 25. По Ламарку — особь, по Дарвину — популяция. 26. Возрастание приспособленности к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и расширение ареала. 27. Волосяной покров, четырехкамерное сердце, живорождение, выкармливание детенышей молоком, зубы в альвеолах и появление костного нёба. 28. Летающие, плавающие, бегающие, прыгающие, травоядные, хищные и другие. 29. Паразитические черви и растения. 30. Ароморфозами, идиоадаптациями, дегенерациями.