Дидактические игры в начальной школе делятся на 4 вида:
1. Игры на развитие мышления.
2. Игры на развитие внимания.
3. Игры на развитие памяти.
4. Игры на развитие воображения.
1. Игры на развитие мышления.
* «Спроси – отвечу»
Цель: расширение круга вопросительных слов; развитие умения задавать вопросы и давать на них полные ответы.
Разные вопросы задаю я всем:
- Как?
- Откуда?
- Сколько?
- Почему?
- Зачем?
- Где?
- Куда?
- Какая?
- Отчего?
- О ком?
- Что?
- Кому?
- Который?
- Чья?
- Каким?
- О чем?
Вот какой я мастак, вопросительный знак!
Х о д и г р ы. Ученики читают стихотворение. Каждому ряду предлагается столбик вопросительных слов. Нужно придумать предложения с этими словами, чтобы задать вопрос соперникам. За каждый правильно составленный вопрос и полный ответ насчитываются очки. Выигрывает тот ряд, который в результате набрал большее количество очков.
* «Волшебная палочка»
__«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.
___Например, передающий называет
на математике: любое число, а принимающий — число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше);
на русском языке: существительное — прилагательное (глагол) к нему;
на литературе: название сказки, рассказа, повести — одного из персонажей этого произведения;
на химии: вещество — его характеристику (органическое-неорганическое, металл-неметалл);
на истории: фамилию исторического деятеля — имя (или страну, или даты жизни).
___Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».
___Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность словосочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за словом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из ее особенностей, дает свой ответ. Например:
СТОЛ — стол с чернильными пятнами___БЕЖИТ — собака бежит,
_______стол со скатертью, ручей бежит,
_______раскладной стол, девочка бежит,
_______обеденный стол; дорога бежит.
___Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение«Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.
___Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.
___Примеры вариантов:
___— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;
___— говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствующих ответил бы точно так же, то они встают;
например, передающий: два плюс три — принимающий: пять (часть детей встает, они согласны);
но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности,
например, передающий: елка — принимающий: зеленая (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, высокие, с шишками, искусственные и т. д.); или трубочист — черный, мяч — круглый, небо — голубое и т. п.;
___— передающий выбирается (или назначается) один на всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в руки (если этот вариант использовать для работы всех детей, то он становится наименее социо-игровым, если же все присутствующие разделились на малые группки и в них сами выбирают передающего и сами перевыбирают его за какую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать жизненно ценным для занятия).
* «Кто последний?»
Цель: Развитие умения распространять предложение.
Оборудование. Сюжетные картинки.
Ход игры. Учитель показывает классу картинку и составляет короткое предложение из двух слов. Затем предлагает детям дополнить его одним словом. Каждый следующий ученик удлиняет фразу еще на одно слово. Например: Катя рисует. Катя рисует домик. Катя рисует домик красками. Катя рисует домик красками в альбоме. Катя рисует домик красками в новом альбоме и т. д.
Выигрывает тот, кто придумает самое последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно.
2. Игры на развитие внимания.
* «Полетушки»
Традиционная детская игра на внимание. В.И.Далем был записан такой старинный вариант этой игры:
Полетушки. Все дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол.
Вожак начинает игру. Называет птицу либо летучее насекомое, а назвав его, подымает палец вверх и быстро опускает его на стол.
Дети должны делать то же. Если же кто прозевает лететь, то есть поднять или опустить палец, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называя нелетучую тварь или вещь, то дает залог. Залоги после разыгрываются.
Вот пример. Вожак, подымая палец, говорит:
— Сова летит, летит!
Дети подымают и опускают пальцы.
—Петушок летит, кочеток летит!
Пальцы подымаются и опускаются.
—Козелок летит! — говорит вожак, подымая и опуская палец.
Кто из детей полетел с козелком, тот дает залог. (По кн.: Кедрина Т. Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. М, 1992.)
В современных школах эта игра выглядит иначе: учитель-ведущий называет существительные, а ученики выполняют заранее установленные движения. Например, на летающий предмет хлопают в ладоши (или встают, или машут руками), на нелетающий — не хлопают или прижимают руки к сиденью стула или вдоль тела.
Акцент в игре лучше всего делать на скорость реакции, произнося слова с минимальными паузами. Чем старше школьники, тем труднее ведущему удерживать скорость.
Кто ошибся, тот выходит из игры, отдав ведущему свой фант.
Менять в игре можно не только набор движений. Само условие «летает-не летает» можно заменить, например, на «одушевленное-неодушевленное» «склонение первое-непервое» (на уроке русского языка), «четные-нечетные» числа ответов при устном счете, «делится на три-не делится» (на уроках математики или алгебры).
В начальных классах распространен простой вариант, требующий свободы для широкого движения рук. Учитель «машет крыльями» на каждое слово, дети же отвечают имитацией полета только при назывании летающего предмета.
Учителю следует приготовить разнообразный перечень того, что летает, чтобы дети при желании (и это стоит поощрять) могли имитировать разные способы полета: муха, синица, ТУ-134, журавль, комар, ракета и т.п. На «нелетающие» слова рук не поднимать и не повторять движения учителя. Кроме летающих и нелетающих можно ввести третью категорию — «и так и этак»; например, парашютист, страус, акробат, тополиный пух и т. п., — договориться о том, как обозначать слова этой категории (например, сесть на стул, поджав ноги, или сесть на пол, спрятавшись за стул).
Для уроков в начальной школе можно предложить другие посильные варианты этого задания: «растет и не растет», «двигается — не двигается», «больше или меньше», «живое-неживое». Движения при этом следует выбирать другие. Например, «летает — машем руками», «не растет — садимся на корточки и обхватываем свои колени двумя руками», «ходит — пантомимическая походка скольжением ног» и т. п.
Очень важно, чтобы при произнесении слова учитель сам постоянно проделывал бы оговоренное движение, а ученики делали его только в нужный момент. Ведущим может быть не только учитель, но и вызвавшийся ученик.
Для усложнения можно совместить сразу несколько заданий: летает — растет — живое. Тогда ученики сталкиваются с тем, что правильных ответов может быть несколько. Например, синица и летает, и растет, и живая. Ученики будут делать разные движения, и поведение их будет верным. Особенно трудно будет тем ученикам, которые на слово «синица» не стали махать руками, как учитель, а решили показать движение «дышит» или «растет». На слово же «бревно» эти движения никто делать, кажется, не должен.
* «Слухачи»
Выбирается водящий (а лучше команда водящих из трех-четырех человек), который затем выходит из помещения. Остальные играющие выбирают одну-две строчки из какой-нибудь известной всем песни, стихотворения или одно из пройденных правил или определений (например: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу»; или: «Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется кристаллизацией»).
___Каждое слово строчки распределяют по группам участников. Когда водящий возвращается, все одновременно начинают безостановочно произносить свои слова. Водящий — «слухач» (или команда «слухачей») ходит между компаниями, выуживая отдельные слова и складывая их в заданную строчку.
___Вариант. Задумывается слово. Например бумага. Выбирается известный мотив — один на всех. Одна группа поет: «бу-бу-бу-бу-бу», другая — «ма-ма-ма-ма-ма», третья — «га-га-га-га-га». В этом варианте ведущие «слухачи» меняются быстрее, поэтому задание проходит оживленнее.
___На первый взгляд кажется, что такой вариант уместен только для младших школьников. Это не так. Складывание безостановочно распеваемых слогов из задуманных фамилий писателей(Сер-ван-тес, Тур-ге-нев), художников (Ве-ро-не-зе, Ре-шет-ни-ков), философов (Ге-гель, Со-ловь-ев), ученых (Фа-ра-дей, Ло-мо-но-сов) школьникам интересно и полезно (во многих аспектах) на уроках и литературы, и физики, и истории, и мировой художественной культуры.
*«На дружбу»
Кроме почерка
Еще одна просьба трудящихся: чтобы диктанты почаще были «на дружбу». Что ж, это понятно: в суровых условиях лучше держаться вместе.
Об исходном классическом варианте «диктанта на дружбу» рассказал Вячеслав Букатов (см. Приложения, с. ???). У нас «на дружбу» означало, что в результате какой-то работы в группе из 4-5 человек у всех в тетрадках все должно быть одинаковое.
– И почерк? (Вячеслав Михайлович предсказывал этот вопрос.)
– Кроме почерка,– сухо говорю я и, чтобы на корню пресечь торговлю на эту тему, сразу, без дальнейших объяснений, щелкаю секундомером. – Время пошло!
Никто не спрашивает, какое время, на что время. С первого класса привыкли, что раз щелчок секундомера – то оно пошло и с каждой секундой его становится меньше. Значит, надо подобрать попки, собраться с мыслями и договориться друг с другом. А то дело не получится сделать хорошо…
– Смотрите, у Лехи ошибка! Леха, ты куда спешишь? Надо одновременно с нами!
– Придется всем написать пЕрог, а потом исправить на И. Чур, зачеркивать слева-направо снизу-вверх.
– Ребя, как пишется: прЕключение или прИключение?
– На каком слове перенос будем делать?..
– Ты что, так переносить нельзя, это ж не слог!
– Кать, что это у тебя за закорючка? Запятая? А здесь разве надо?..
– А что, у всех есть запятая? Да это же не сложное предложение, а однородные члены! Так, все рисуем запятую и зачеркиваем.
Вот эти разговоры-договоры – они очень важны для них. Это и есть подлинное «учить-ся» (учить себя).
Оценивается работа тоже «за дружбу». По часовой стрелке (или против) команды переходят в соседнюю, сверяют работы соседей «на одинаковость», договариваются об отметке, расписываются и возвращаются к своим тетрадкам.
Минута (не больше!) – на обмен недоумениями между командами. Если разговор конструктивный, то он продолжится и на перемене.
Так как задание это связано с двигательной активностью, то на уроках по любому из школьных предметов оно обычно дается в качестве своеобразной разминки-зарядки.
___Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев.
___Во время выполнения упражнения каждому из учеников нужно быстро сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать самому [ученику], а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть.
___Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два-три ученика то встают одновременно, то, не уловив решения партнеров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнера ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами «1» и «10».
___Встать «по пальцам» — упражнение, в котором каждый из учеников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает активизировать ученическую позицию на занятии.
___Это упражнение хорошо, то есть «на отлично», выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Практически в момент выполнения задания участники не знают, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий.
___Нередко в группе оказываются два-три ученика, которые встают каждый раз, и пять-шесть неработающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее: после 2-3 конов самых активных отсадить в отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!», когда ведущий поворачивается к классу. Из оставшихся неактивных тут же обнаруживаются вполне активные.
___А еще можно поступить и так. Объединив нескольких наиболее активных учеников в особую группу, можно устроить соревнование на скорость реакции (точнее счета): 1 группа — число, которое показывает учитель, особая группа — число, которое всегда на «х» меньше (например на «3» или «4»).
Между учениками (сидящими за партами, но лучше – на стульях, поставленных полукругом) распределяются буквы алфавита (по нескольку букв каждому) с условием: никто ничего не записывает – все работают по памяти!
На уроках это упражнение осваивается быстро, и ученики (как в средней, так и в старшей школе) с энтузиазмом берутся печатать правила, определения, термины, словарные слова, слова иностранного языка. Обращаем внимание учителей, что набор тех или иных букв не следует закреплять за учениками надолго. И для развития игровой атмосферы, и для тренировки ученической памяти полезно каждый новый кон начинать с нового распределения букв и мини-тестирования.
В упражнении «Умная клавиатура» каждый ученик вынужден внимательно следить за ходом печатания даже в том случае, если в его наборе нет буквы, нужной для печатания. Если он не будет делать этого, то ни одновременного пропуска, ни точки не получится. В этом случае ведущий объявляет, что клавиатура бракованная и, выбросив воображаемую клавиатуру в мусорную корзину, распаковывает новую, то есть заново раздаёт участникам буквы.
Конечно, ученикам при этом приходится несладко.
3. Игры на развитие памяти.
*«Видимо-невидимо»
_Задание является социо-игровым вариантом, например, словарной работы (или терминологической) на уроке.
____Пока ученики по жеребьевке объединяются в несколько команд по 5-6 человек, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать-двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат снимается (или закрывается), а команды записывают все запомнившиеся слова.
____Затем компании учеников обмениваются своими записями для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.
____Проверенные листочки возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих». Исправления сверяются с плакатом, вывешенным уже для проверки и выяснений возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.
____На уроках русского языка такими темами могут быть, например: непроизносимые согласные; безударные гласные в личных глагольных окончаниях; сложные прилагательные с дефисом; безударные гласные в окончаниях наречий и т.д
*«День и ночь»
На доске 6 -8 картинок. Детям предлагается запомнить изображения. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза. Педагог переворачивают две картинки. Команда «День!» - дети открывают глаза и называют перевернутые картинки.
*«Спички»
В данной игре могут принимать участие несколько учеников. Перед началом задания следует разделить их на пары и каждому выдать по 6 спичек. Затем ведущий (педагог) выкладывает из них определенную композицию, показывает на несколько секунд детям и предлагает им воссоздать такую же по памяти.
В данной игре в качестве инвентаря можно использовать не только спички, но и любые другие доступные предметы, например пуговицы, ручки или счетные палочки.
4. Игры на развитие воображения.
* «Аббревиатуры»
Аббревиатуры (сокращенные названия) + Письмо из букв
___Учитель предлагает классу прочесть полностью рад общепринятых аббревиатур (ДК, ЗАГС, ТВ, КВН, МГУ, ООН и т.д.) и сокращений (детсад, исполком, завуч и т.д.). После того, как все в классе освоили самые распространенные аббревиатуры и сокращения, начинается игра в аббревиатуры, сочиненные всеми и каждым участником занятий.
___Ученики выходят и пишут на доске или произносят свои аббревиатуры: КВР, ОУР, ДТП и т.д. Отгадывающие собираются вокруг автора каждой из аббревиатур (возникает малая группка) и пытаются расшифровать ее.
___Педагогу полезно обратить внимание, кто из участников с интересом принимает роль загадывающего, кто с азартом отгадывает, а кто остерегается включаться в работу без заранее известного способа отгадывания или не зная ответа.
___Расшифровка аббревиатур позволяет ученикам в игровой ситуации упражнять свое воображение, расширять своё знание окружающей реальности и проявлять своё интеллектуальное развитие. Увидеть за буквами слова, да еще организованные между собой в название какого-то учреждения, вида деятельности и т.п. — задача для детей не столько трудная, сколько неожиданная.
Известно много прибауток, в которых все слова начинаются на одну букву. Например: «Павел Петрович пошел погулять. Поймал попугая, понес продавать. Просил полтинник, получил подзатыльник». Или: «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто».
___Задание заключается в следующем: какая команда сумеет за две (или три минуты — не более) сочинить (пусть не очень связный) рассказ, в котором среди использованных слов было бы не меньше, допустим, двадцати, начинающихся с одной буквы. Конечно, вряд ли командам будет по силам сочинить рассказ, в котором большинство слов начиналось бы с буквы «ё» или «щ». А вот такие согласные, как «н», «с», «в», «к», «л», дают большие возможности (для справки: буквы, часто встречающиеся в русском языке, расположены в центре клавиатуры пишущих машинок и компьютеров).
___Перед началом можно договориться, что любые несообразности допустимы (пусть кот клюет клюкву, а свинья съедает селедку с салом), лишь бы рассказ получился связным. Побеждает та команда, которая составила рассказ с самым большим количеством слов на заданную букву.
___Но можно играть и с условием, по смыслу противоположным: сочинить рассказ по одной из пройденных на предыдущих уроках тем, в котором отсутствовали бы слова, содержащие какую-то букву. Понятно, что без тех же «ё» и «щ» обойтись легко (и никакого конкурса не получится), а вот составить нечто содержательное об умножении многочлена на одночлен (на уроке математики) или малом круге кровообращения (на уроке анатомии) без согласных букв «м» или «с» достаточно сложно.
___Задание на отсутствие гласных букв (а, о, е) вносит дополнительную трудность, связанную с навыками правописания, что дает учителю возможность варьировать доступность и привлекательность игрового задания в ту или иную сторону.
-Озвучка
Этот приём можно применять как в самом начале фильма, так и во время любого из его эпизодов. Заранее выберите подходящий эпизод (например, на уроке иностранного языка — соответствующий уровню подготовки ваших учеников, а на географии — пройденной теме).
Отключите звук и дайте ученикам задание озвучить происходящее.
Можно заранее объединить класс в рабочие группки-команды (рекомендуется). Потом дать просмотреть фрагмент один раз, — и, через пару минут подготовки, группки должны осуществить дубляж фильма. (Очерёдность показов лучше устанавливать по считалочке.)
- Что дальше?
Это задание можно выполнять несколько раз подряд на разных фрагментах фильма. Остановите просмотр на «самом интересном месте» и спросите учеников: «Что же будет дальше?».
Если вы используете полнометражный художественный фильм, то, подобное задание можно дать на дом (сочинение рассказа). На самом же уроке сочинению подобных рассказов следует отводит не более 3-4 минут (при условии работы «малыми группами»)
На уроке иностранного языка (или, наоборот, русского) можно дополнить задание особыми условиями. Например, ограничить учеников использованием только будущего времени (или наоборот, прошедшего).
Если сочинённые истории ученики будут не рассказывать друг другу, а показывать, то это даст больший эффект, но и займёт больше времени. Стоит ли «овчинка выделки» решать самому учителю…