СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефис между частями слова в наречии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дефис между частями слова в наречии. Учебник Ладыженской

Просмотр содержимого документа
«Дефис между частями слова в наречии»


Конспект урока

  1. Тема урока: Дефис между частями слова в наречии

  2. УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др., 2007

  3. Класс: 7 «Б»

  4. Тип урока: открытие нового знания

  5. Форма проведения урока:

  6. Цели урока:

Деятельностная цель: Усвоить словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис.

Выработать умение находить в тексте эти наречия и верно писать их.

Содержательная цель: Предупредить возможные ошибки в написании созвучных словоформ (по зимнему пути, по-зимнему холодно) на основе семантико-грамматического анализа).

Научить применять правило «Дефис между частями слова в наречиях»


  1. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Межпредметные и внутрипредметные связи: орфография, морфология,

  2. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, проектор, учебная доска, учебник

  3. Оформление доски:

  4. Ход урока.

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

  1. Организационный момент

(1-2 минуты)

Здравствуйте, ребята!

Дежурный, назовите отсутствующих.

Слушают учителя.

Дежурный называет фамилии


  1. Актуализация знаний

(4-5 минут)

 Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одной орфограммой, которая связана с наречием. Поэтому, прежде чем приступить к её изучению, давайте повторим пройденный материал (внимание на доску):

1 вариант выписывают себе слова с –а (-я), 2 – с -о.

Изредк…, вправ…, наглух..., издавн…, заведом…, искос…, дочист…, начист…, надолг…, досух…, начерн…, нанов… докрасн…,, занов…, добел…, справ…, слев…, налев…, засветл…, снов…, насух…, сначал….

Слушают учителя, открывают тетради, выполняют задания по вариантам. Позже 2 ученика читают выписанные слова.


1 – изредка, издавна, искоса, дочиста, досуха, докрасна, добела, справа, слева, снова, сначала.

2 - вправо, наглухо, заведомо, начисто, надолго, начерно, наново, заново, налево, засветло, насухо.

Смыслообразование (Л)

Общеучебные

Логические (П)

  1. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Теперь запишем под диктовку несколько словосочетаний:

нежно-зеленая листва, прозрачно-белый туман; поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь; юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня; поступить по-своему, по-иному, сделать кое-как, когда-нибудь, еле-еле.

- Какая орфограмма присутствует в написанных словах?



- С какими словами у вас возникли трудности?


- Какой частью речи являются эти слова?

- Правильно, ребята. В связи с этим, как вы считаете, какой теме посвящён сегодняшний урок?

- Верно

Слушают учителя, записывают в тетради слова. Один из учеников пишет слова на доске.





-в словах присутствует орфограмма написание слова через дефис ( уточнить)

- поступить по-своему, по-иному, когда-нибудь, кое-как, еле-еле

- наречием


-Сегодняшний урок посвящён дефису между частями слова в наречиях.

Смыслообразование

Самоопределение (Л)

Прогнозирование

Целеполагание (Р)

Постановка и решение проблемы (П)

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

  1. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

На доске вы видите слова. Внимательно прочитайте их и постарайтесь выявить закономерность написания.


По-осеннему, по-новому, по-заячьи, по-дружески, по-весеннему, по-этому.

Во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых.

Кое-как, кое-где.

Где-то, как-то, где-либо, когда-либо, сколько-нибудь, откуда-нибудь.


- Правильно, ребята. Давайте подтвердим наш вывод, прочитав правило на страницах 117, 119.

- Давайте попробуем составить схему для данного правила.

- Теперь откроем справочники и запишем. Не забываем про примеры.

Обратите внимание на написание наречий «точь-в-точь» и «бок о бок».

Смотрят на доску и выполняют задание. Отвечают на вопрос учителя:

в словах можно выявить следующую закономерность:

  • по- + -ему (-ому)

  • по- + -и

  • в- (во-) + -ых (-их)

  • кое-

- -то, -либо, -нибудь

Читают правило.

Два ученика идут к доске и предлагают свои схемы.

- Записывают схему и примеры в справочник

Общеучебные

Логические (П)

Смыслообразование (Л)

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

  1. Первичное закрепление

(4-5 минут)

Давайте закрепим изученное правило и выполним небольшое упражнение. Запишем под диктовку словосочетания.

Светило по-зимнему, по настоящему делу, когда-нибудь приедет, по зимнему пути, говорить по-английски, идти по тому берегу, всё было по-старому, смотреть куда-то, шёл по этому мостику, выполнить точь-в-точь, отрезать поменьше, мало-помалу приближаемся, стоять бок о бок, в-седьмых, по солнечному дню.

Один из учеников идёт к доске. Остальные пишут в тетрадях. Проверка осуществляется после каждого написанного словосочетания ( сначала учениками, потом учителем).

Смыслообразование (Л)

Общеучебные

Логические (П)

Контроль (Р)

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

(4-5 минут)

Давайте проверим, как вы усвоили правило. Решим тест. Каждый из вас получил листочки. Обведите кружочком правильные ответы.


1. Отметь наречия, пишущиеся через дефис.

а) (по)волчьи е) (на)цыпочки

б) (до)суха ж) (видимо)невидимо

в) (с)налету з) (в)миг

г) (в)третьих и) (на)смену

д) (по)русски к) (из)редка


2. Отметь наречия, пишущиеся через дефис.

а) (по)лисьи д) (с)глазу (на)глаз

б) (с)низу е) (по)немецки

в) (по)твоему ж) (в)третьих

г) (мало)помалу з) (во)первых

3. Отметь наречия, пишущиеся через дефис.

а) (в)четвером е) (до)бела

б) (давным)давно ж) (на)верху

в) (на)цыпочках з) точь(в)точь

г) (по)прежнему и) (в)прикуску

д) (в)скорее к) бок(о)бок


4. Отметь наречия, пишущиеся через дефис.

а) (по)птичьи д) (нежданно)негаданно

б) (на)бок е) (еле)еле

в) (в)верху ж) бок(о)бок

г) (по)дружески з) (в)пятых

Решают тесты на листочках.

Меняются листочками и проверяют ответы друг друга по ответам, выведенным на доску.

Ответы:

  1. а, г, д, ж

  2. а, в, г, е, ж, з

  3. б, г, з

  4. а, г, д, е, з

Смыслообразование (Л)

Общеучебные

Логические (П)

Контроль

Оценка (Р)

  1. Включение нового знания в систему знания и повторение.

(7-8 минут)

- Орфограмма «дефис» встречается не только в наречиях, но и в других частях речи. Давайте вспомним в каких


Всё верно. Давайте вспомним правила, связанные с правильным написанием дефиса и выполним следующее упражнение. На доске вы видите группу слов. Разделите их на три группы: 1) слитное написание; 2) написание через дефис; 3) раздельное написание. При написании слова в тот или иной столбик обозначаем условия написания, а так же часть речи.

Кое(?)где, тёмно(?)голубой, вагоно(?)ремонтный, выпукло(?)вогнутый, по(?)дружески, пол(?)метра, точь(?)в(?)точь, как(?)то, по(?)своему дому, бок(?)о(?)бок, кое(?)кто, трёх(?)сотый, санкт(?)петербургский, пол(?)лимона, во(?)первых, по(?)осеннему парку, нефте(?)наливной, полу(?)круг, пол(?)Москвы, северо(?)восточный, пяти(?)тысячный, кто(?)либо.


При выполнении упражнения можете пользоваться справочниками. Выполняйте внимательно. В конце урока сдаём тетради на проверку. Суммарная оценка за тест и это задание пойдёт в журнал.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы:

- Данная орфограмма встречается в существительном, сложном прилагательном, неопределенных местоимениях,

Выполняют упражнение в тетрадях.

1) вагоноремонтный (ремонт вагонов), полметра, нефтеналивной ( нефть наливать), полукруг (полу),

2)кое-где, тёмно-голубой (т.к.оттенок цвета), выпукло-вогнутый( выпуклый и вогнутый), по-дружески, точь-в-точь, как-то, кое-кто, санкт-петербургский ( Санкт Петербург), пол-лимона ( пол-л), во-первых, пол-Москвы (пол-М), северо-восточный (северо-восток), кто-либо

3) по своему дому, бок о бок, трёхсотый (порядковое числительное на –сотый), по осеннему парку, пятитысячный (порядковое числительное на –тысячный)

Смыслообразование (Л)

Общеучебные

Логические (П)

Контроль (Р)

  1. Рефлексия деятельности.

(2-3- минуты)

Вот и подходит к концу наше занятие. Пусть каждый поставит себе оценку, в соответствии с критериями, указанными на доске:

5 – Понял всё сам(а) и смогу объяснить, рассказать другому

4 – Сам(а) понял(а), но объяснить, рассказать другому не смогу

3 – Понял частично

2 – Ничего не понял

Домашнее задание -

Каждый ребёнок производит самооценку.






Записывают домашнее задание

Самоопределение (Л)

Контроль

Оценка (Р)


Учитель-предметник __________________________________________________________________________________

Методист по русскому языку ___________________________________________________________________________