Совместная деятельность классного руководителя и обучающихся по здоровьесбережению.
Раззакова Малика Сабуровна
Учитель физической культуры,
Классный руководитель
СОШ №58
Казань,2016
Девять десятых нашего счастья основано на здоровье (А. Шопенгауэр)
Имея за плечами опыт воспитания собственных детей, опыт работы классного руководителя, я полностью согласна с высказываем знаменитого философа XIX столетия А. Шопенгауэра.
«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто», – говорили древние мыслители. Эта мудрость бесспорна, потому что только здоровый человек может полностью развить те задатки и способности, которыми одарила его природа. Только здоровье может дать человеку поистине безграничные возможности физического и личностного роста.
К сожалению, статистика последних лет неутешительна.
Согласно данным медицинского осмотра будущих первоклассников более 30% детей, пришедших в 1класс, уже до школы состояли на диспансерном учёте в поликлиниках. Более 50% детей имели функциональные отклонения, т.е. были отнесены ко второй группе здоровья.
Главной причиной такой плачевной картины, на наш взгляд, является тот факт, что здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы: личностно, интеллектуально, духовно, физически
ФГОС второго поколения определяет приоритетной задачей сохранение и укрепление здоровья детей. Результатом реализации важнейших идей ФГОС НОО должно стать - создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство, гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся.
Нашим решением стала реализация воспитательной работы со здоровьесберегающими приоритетами.
Цель, которую мы поставили перед собой – создание коллектива единомышленников, состоящего из учащихся, их родителей, учителей, которые работают в школе, и объединенного единой целью – научить обучающихся разумно и бережно относится к своему здоровью, сохранять его и приумножать за весь период пребывания в школе.
Цель, которую ставит перед собой современное образование – это подготовка детей к жизни. И мы, учителя, стремимся к тому, чтобы каждый обучающийся получил за время учёбы знания, необходимые в дальнейшей жизни, а также сберег и преумножил свое физическое и психическое здоровье.
Взяв за основу следующие принципы:
1.Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
2.Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3.Индивидуально −дифференцированный подход- основное средство оздоровительно- развивающей работы с учащимися.
Нами была поставлена цель обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
В школе была разработана целевая программа «Школа – территория здоровья», которая предполагала не только сохранение физического здоровья, но и психического. На данный момент группой учителей, в том числе и мной, осуществляется 2 этап реализации данной программы.
Здоровьесберегающая деятельность, осуществляемая мною, реализуется в 3-х направлениях.
1. Спортивно-оздоровительная работа с детьми (так как я являюсь учителем физической культуры)
2. Формирование у школьников и родителей представлений о здоровом образе жизни.
3. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей на уроке и во внеурочной деятельности.
Как мной создаются условия для эффективной организации физкультурно - оздоровительной работы:
- обеспечивается двигательный режим на уроках физкультуры;
- проводится полноценная работа с учащимися всех групп здоровья;
- проводится динамическая пауза между 2-м и 3-м уроками, а также между уроками и кружками;
- организовываются подвижные игры на переменах;
− проводятся физкультминутки и минутки здоровья на уроках;
- контролируется посещение учащимися спортивных секций, туристического кружка;
- регулярно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия (дни здоровья, соревнования, походы)
Во внеурочной деятельности мной продолжают формирование ценности здоровья и здорового образа жизни по программам:
- Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного (профилактика вредных привычек и формирование представлений учащихся о своих физиологических и психологических особенностях); - Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Разговор о правильном питании» (формирование основ правильного питания); - Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Формула правильного питания» (формирование основ культуры питания);- «Дорожная безопасность» (профилактика детского травматизма).
Целью спортивно-оздоровительной работы является развитие интереса школьников к активному отдыху. Это направление включает различные формы работы:
−оздоровление на природе
−катание с горок и на коньках
−конкурсы снежных фигур
−проведение детско-родительских спортивно-развлекательных игр.
Особое внимание уделяется оздоровительно-познавательным экскурсиям: − в близлежащие лесопарки (благо, их у нас много), − спортивно-оздоровительные экскурсии, познавательно-оздоровительные экскурсии, − туристические состязания и турслеты, организуемые ЦДТиЭ п.Дербышки.
В целях формирования у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни разработана программа классных часов «Безопасная среда детства». Она включает в себя сценарии игровых занятий, сочетающих обсуждение основного вопроса и практические упражнения.
С целью развития у детей мотивации здорового образа жизни проводятся конкурсы сочинений на темы: «От физкультуры до пьедестала», «Спорт против наркотиков», конкурсы рисунков, стихов, кроссвордов.
Невозможно сформировать у детей интерес к здоровому образу жизни без поддержки родителей. Для этого проводятся родительские собрания и консультации на темы: «Возрастные и психофизиологические особенности школьников», «Режим дня школьника», «Особенности физиологического, психо-физиологического развития учащихся», «Методы семейного воспитания: наказания и поощрения», «Почему важна правильная осанка», «Причины детской тревожности» и др.
Упражнения, проделываемые не только на уроках физкультуры, но и во время перемен и в классных часах, помогают сбросить негативную энергию, раздражение, тревожность, формируют уверенность в своих силах. Для полноценного отдыха во время перемен оборудована рекреация, где дети могут подвигаться или поиграть в спокойные игры.
При формировании у школьников культуры здорового образа жизни большое значение имеют занятия в спортивных секциях и кружках. Исследование показало значительный рост интереса учащихся к занятиям спортом. За два учебных года количество школьников, занимающихся в спортивных клубах и секциях, возросло на 41%. Дети добиваются значительных результатов, о чём убедительно говорят награды, полученные за призовые места в различных конкурсах.
Так как основным показателем, отличающим здоровьесберегающие образовательные технологии, является регулярная диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало- конец учебного года).
Анализ результатов двух этапов исследований функционального состояния организма школьников позволил выявить положительную динамику у 13 детей (53%), отрицательную динамику у 3 детей (8%), без динамики 9 человек (39%).
Эффективность осуществляемых мероприятий выразилась и в снижении на 24% заболеваемости школьников и уменьшении количества пропусков занятий по причине болезни.
Изучение системы социометрических статусов в течение двух лет выявило положительную динамику, главной особенностью которой стало формирование комфортных межличностных отношений в классе, уменьшение в четыре раза количества школьников, имеющих неблагоприятный статус в структуре эмоциональных предпочтений.
При анализе социальных достижений суммировалось участие школьников в олимпиадах, викторинах, творческих конкурсах разного уровня. Количество учеников, стремящихся проявить свои способности, достичь высоких результатов в интересной для них области выросло на 48%. Это свидетельствует об активном формировании у школьников потребности в достижениях.
В своей педагогической деятельности мной применяются здоровьеформирующие образовательные технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Технологии, которые создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования:
- использование данных мониторинга состояния здоровья; учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений;
-учет особенностей возрастного развития обучающихся;
-создание благоприятного эмоционально-психологического климата;
-использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Среди них:
Здоровьесберегающие - обеспечивающие двигательную активность
Оздоровительные - физическая подготовка, гимнастика
Воспитание культуры здоровья - факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.
Применение этих технологий позволяет :
-создать условия безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии,
-определить структуру и организацию учебного процесса, объема учебной нагрузки,
-решаются главные задачи образовательного процесса,
-реализуются программы по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждению вредных привычек, просвещению родителей.
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни. Прежде всего, родителям необходимо иметь четкое представление о здоровом образе жизни и научить этому ребенка. Проблема состоит в том, что организация совместной деятельности родителей и педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в семью требует много усилий со стороны школы и классного руководителя. Поэтому своей целью в данном направлении я ставлю задачу обеспечить участие родителей в реализации программы «Школа – территория здоровья», формировать потребность именно семьи в здоровом образе жизни, дать представление о возможном влиянии детско–родительских отношений на формирование необходимых для ребенка критериев здорового образа жизни, помочь получить родителям знания и навыки, необходимые для создания семейных отношений и воспитания детей, формировать навыки рационального питания, физической культуры.
Создание благоприятного психологического климата — наше кредо.
Благоприятный психологический комфорт способствует предупреждению утомления учащихся, раскрытию их творческих возможностей.
Доброжелательная обстановка, возможность каждому ученику выразить свою точку зрения, тактичное исправление ошибок, поощрение к мыслительной деятельности, добрый юмор — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к сохранению нравственного здоровья учащихся.
Оценка качества проведённой нами работы по здоровьесбережению учащихся за 2 года:
Приемы и методы | Показатели |
Анализ участия учащихся в мероприятиях по сохранению и укреплению своего здоровья | сформированность активной позиции учащихся, ценностных ориентиров и установки на ЗОЖ |
Педагогическое наблюдение | повышение уровня воспитанности, сформированность навыков ЗОЖ |
Анкетирование | сформированность навыков по сохранению и укреплению здоровья |
Беседа «Что такое хорошо». Методика «Закончи предложение» | рост мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья |
Мониторинг здоровья учащихся. Составление паспортов здоровья | положительная динамика здоровья учащихся, снижение уровня заболеваемости |
Социометрия Методика «Какой у нас коллектив» | благоприятный психологический микроклимат |
Тестирование | рост физической культуры, повышение уровня физической подготовки |
Ученическое портфолио | удовлетворенность школьников участием и результатами учебной и внеурочной деятельности |
Мои дети активные, успешные, радостные, здоровые!
А значит, я — УЧИТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ!
Теперь я знаю, что важнее в моём деле,
И что так нужно детям всей Земли.
Я знаю, сделать как, чтоб дети не болели!
Чтоб выросли СЧАСТЛИВЫМИ они!