Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» ЗМР РТ
Методическое объединение педагогов дополнительного образования: «Формы и методы трансляции инновационного педагогического опыта»
Доклад по теме :
«Деятельность объединения «Город мастеров» как результат обобщения инновационного педагогического опыта и показатель качества профессионального уровня педагога художественной направленности»
Подготовила Усачева О.А.
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
г.Заинск, 2017 г
Дата проведения: 02.11.17
- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления: «Деятельность объединения «Город мастеров» как результат обобщения инновационного педагогического опыта и показатель качества профессионального уровня педагога художественной направленности».
Формы обобщения педагогического опыта и его результативности многообразны. Обобщение педагогической деятельности сложный и кропотливый процесс, требующий глубокого изучения и осмысления, и, как правило, продолжительного периода времени. Обобщение и распространение педагогического опыта является одним из основных источников развития педагогической науки, поскольку позволяет выявлять актуальные научные проблемы, создает основу для изучения закономерностей педагогического процесса.
Сама профессия требуют от педагога дополнительного образования высокой квалификации, компетентности и профессионального мастерства. Соответствие данным требованиям определяется не только наличием специального образования, оно формируется как результат постоянного развития творческой личности.
В развитии творческой личности педагога как важнейшего условия эффективности педагогической деятельности заинтересован не только он сам, но и обучающиеся, родители, общество, поэтому задачей учреждений дополнительного образования является создание условий для развития творческой личности педагога. Виды деятельности по предоставлению педагогам возможностей проявлять свои достижения могут быть разнообразными.
Какими могут быть формы и методы изучения и обобщения педагогического опыта?
Например - мастер-класс является одной из активных форм распространения собственного педагогического опыта и представляет собой открытый показ, мероприятие, презентацию достижений учителя - мастера.
В период с 2014 по 2017 год мною и воспитанниками объединения «Город мастеров» было проведено более 10 мастер-классов на разные темы в рамках августовского совещания работников образования и науки, городских праздниках и мероприятиях.
Распространение педагогического опыта в форме мастер-классов «Новогодние украшения» в рамках клуба выходного дня стало уже традиционным.
Так же одной из форм изучения и обобщения опыта являются открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Посещая открытые занятия, коллеги и руководители коллективно обсуждают, отмечают те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых опыт конкретного педагога становится передовым и может стать достоянием других.
Одно из открытых занятий «Выражение намерений через украшение» презентовалось на муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».
Мною была разработана программа «Город мастеров», учебно – методический комплекс, включающий в себя диагностический инструментарий, здоровьесберегающие технологии, разработки открытых занятий, мастер – классов, инструкционные карты, новые технологии по теме «Моделирование и конструирование из пластиковых форм изделий декоративно-прикладного творчества». Многие методические разработки и пособия представлялись в работе методических объединений, в конкурсах методических материалов на уровне города, региона и республики, презентовались работы на образовательных сайтах www.prodlenka.org, http://kindergenii.ru/for-teacher/dekor-podsvechniki.htm; www.art-talant.org/raspisanie-konkursov.html.
Где еще педагог может проверить свои силы? Это конечно конкурсы профессионального мастерства. Для чего нужны профессиональные конкурсы? Постараюсь выделить, на мой взгляд, самой главное:
-демонстрация собственного педагогического стиля;
-формирование психологической стрессоустойчивости;
-самообразование, дальнейшее творческое развитие;
–самореализация, профессиональный рост педагога;
-профессиональное общение;
-повышение престижа учительской профессии.
За последние три года я приняла участие в профессиональных конкурсах различного уровня.
муниципальный конкурс среди педагогов дополнительного образования на получение Гранта главы Заинского муниципального района в номинации «Наставник года»;
республиканский конкурс о присвоении звания «Образцовый детский коллектив»;
всероссийский творческий марафон для педагогов «Путь к знаниям»;
II международный конкурс презентаций портфолио «Профессионалы в системе образования»;
республиканский конкурс грантов «Лучший педагог дополнительного образования»;
республиканский конкурс фотографий для ПДО «Моя работа – мое хобби»;
муниципальный этап республиканского конкурса для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;.
Сейчас множество профессиональных конкурсов: от муниципальных до международных. Во многих можно участвовать дистанционно, главное, уметь выбирать конкурсы на образовательных интернет порталах (прочитать сначала отзывы, советы, мнения участников).
Еще одной формой распространения педагогического опыта являются семинарские занятия по проблемам педагогики.
Семинары способствуют развитию предметно-методологической компетентности педагогов, совершенствуют умение транслировать передовой положительный опыт учителей в педагогическое сообщество.
В 2015 год на Открытом региональном семинаре «Профессиональная компетентность педагогов декоративно-прикладного направления как условие творческого развития подрастающего поколения» был обобщен опыт моей работы по теме: «Вместе с детьми по ступенькам творческого роста». В 2017 приняла участие в онлайн - семинаре «ИКТ-компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС»; участие в практическом семинаре «Осуществление творческого подхода к освоению народных традиций» и выступление с докладом «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения младших школьников к национальной художественной культуре Татарстана на занятиях по керамике» на открытом региональном семинаре в г. Нижнекамск.
Педагог дополнительного образования не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим.
Поэтому систематически повышаю свою квалификацию на курсах повышения квалификации в РЦВР (республиканском центре внешкольной работы) г. Казань и НИСПТР (Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов».
В планах не останавливаться на достигнутом, продолжать участвовать в семинарах, конкурсах и различных мероприятиях.
Стремление развиваться и соответствовать современным требованиям к уровню профессионального мастерства сегодня приветствуется как никогда.
5