Развивать навыки выразительного чтения.
Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.
Уметь отличать и находить деепричастия.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика, формы работы | Время (в мин) |
1. | Организационный | Великий мыслитель Фейербах утверждал: «Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, доставленной другому человеку». Я думаю, что вы доставите радость всем нам своей работой на уроке, испытаете радость познания. | 1 мин |
2. | Вступительное слово | Сегодня мы отправимся в путешествие по океану Знаний к материку Морфология, в страну Деепричастий. Мы отправляемся в путь, где нам встретится немало трудностей. Вы команда, и от действий каждого из вас будет зависеть, как мы пройдем препятствия. Результаты работы будем заносить в «Рабочий лист». Готовы! | 1 мин. |
3. | Работа по теме урока 1)Фронтальный опрос. Цели: познакомиться с новой частью речи. | Лингвистическая разминка. - Определите лишние слова (записать) 1. Любоваться, гулять, восхищаясь, гордиться 2. Быстро, весело, хорошо, любуясь 3. Говорил, гуляя, улыбался, радовался 4. Основательно, красиво, современно, воплотив. - Прочитайте, какие слова вы записали. Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят? Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов. - На какие вопросы они отвечают? - Словами какой части речи они являются? Определение темы урока. Запись в рабочих листах Деепричастие. | 3 мин |
| В русских сказках цари часто путешествовали по своему царству. Сегодня и мы отправимся путешествовать. Совсем недавно мы путешествовали с вами по большому городу Причастию, а сегодня начнем путешествие по городу чуть поменьше. | 2 мин |
| Город: Деепричастие. Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе. Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие». Перед вами картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе? Давайте проведём анализ морфологических признаков глагола и наречия с помощью приёма ФИШБОУ  Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?). С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия. Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же. – Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей. – Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь! Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего... Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости... | 2 мин |
| - На чьей стороне мы в этом споре: глагола, наречия или деепричастия? Давайте выберем общие черты деепричастия. 2) Самостоятельная работа по учебнику. -Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение. Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии и с помощью приёма ФИШБОУ составьте рассказ об этой части речи. (Кто не уверен, может поработать карандашом) Проверьте себя.  | 6 мин |
Физкультминутка. | Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку отдыха. Я называю вам части речи, а вы, услышав деепричастие, должны хлопнуть. Если слышите другую часть речи, то молчите. Пришли, класс, учащиеся, сидя, внимательно, суббота, изучая, четверо, повторяя, правильно ,прочитав, пишем, отвечаем, все, здорово, отвечая, молодцы. | |
Письмо Деепричастия | Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. К нам пришло письмо. Письмо Деепричастия. Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол! Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье причастий и считалось близким родственником действительных причастий, хотя и в краткой форме. Потом меня переселили в новую семью, дали другое имя. В результате этих перемен я утратило многие воможности. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века. Конечно с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значения действия, хоть и добавочного, и вид,возвратность. Матери же унас разные. Свой матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость. Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми. И все вопросы задает как? каким образом? Или еще лучше: что делая? что сделав? | 4 мин |
Таблица | - Итак, что же обозначает деепричастие? - Каковы постоянные признаки деепричастия? - Как изменяется деепричастие? - Каким членом предложения является деепричастие? - На какие вопросы отвечает эта часть речи? | 3 мин |
| Совершив путешествие по городу, возвращаемся в стольный град Морфологию. Но нам встретилось препятствие. Необходимо перейти сквозь небольшой тоннель. Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно! Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых (если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Поэтому, чтобы вы не совершили этой ошибки, вы получаете на память о нашем уроке «Памятку деепричастия». Это избавит вас от проблем в дальнейшем. | 1 мин |
| Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?! Деепричастия.... Произносить их надо правильно, употреблять в предложений, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется убедительно ответил на этот вопрос английский поэт Р. Саути своим необычном стихотворением «Лодорский волопад?» Чтение стихотворения. Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре. Что в этом стихотворенй показалось необычным? (52 деепричастий) | |
| Итог урока. О какой новой части речи мы сегодня узнали? Каковы признаки деепричастия? Какую роль играют деепричастия в речи? Какова синтаксическая роль деепричастий? | 2 мин |
| Рефлексия. -Закончите предложения На этом уроке я понял(а) … На этом уроке я вспомнил(а) … На этом уроке я запомнил(а) Оцениваю свою работу на … | 2 мин |
| Вспомним слова А.С. Пушкина, которыми он заканчивает свои сказки. И я там был Мед, пиво пил. По усам текло, в рот не попало. | 3 мин |
| | 1 мин |
№ вопроса | причастие | деепричастие |
1. От какой части речи образуются? | От глагола |
2.На какие вопросы отвечают? | Какой? Каков? | Что делая? Что сделав? |
3. Что обозначают? | Признак предмета по действию | Добавочное действие |
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? | Глагола прилагательного | Глагола наречия |
5. Как изменяются? | По родам, числам, падежам | Не изменяется |
6. Имеют суффиксы: | -ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т- | -а- (-я-); -вши- -ши- -в-; -учи- (уст.) |
Чем отличаются по морфемному составу? | Имеет окончание | Не имеет окончание |
8. Какими членами предложения могут быть? | Определение, сказуемое | обстоятельство |
9. На какой вопрос отвечают как член предложения? | Какой? Каков? | Как? Когда? Почему? |
10. Какую часть речи распространяют в предложении | Существительное, местоимение | глагол |
11. Как обособляются? | После определяемого существительного | Всегда обособляется |
12. Роль как средства выразительности | Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу” | Украшает глагол, дополняет его другими действиями; “создает живописную картину действия” |
1.Деепричастие не изменяются.
2.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
3. В предложении деепричастие является обстоятельством.