Управление образования администрации Новосибирского района
Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Гусинобродская основная общеобразовательная школа № 18»
Новосибирского района
Научно — практическая конференция школьников среднего звена
«Я — исследователь»
Секция естественные науки ( химия, физическая география, биология)
«Действие кошачьей мяты на поведение кошек»
Автор:
Баяндина Виктоия Николаевна
МКОУ «Гусинобродская ООШ №18»
Научный руководитель:
Макидонская Тамара Анатольевна
учитель биологии
2013г
Содержание
Введение....................................................................................................................... 3
Глава 1............................................................................................................................4
Принципы подкрепления желательного поведения как эффективные
методы воспитания......................................................................................................4
1.1 Об авторе теории подкрепления............................................................................4
1.2 Принципы теории подкрепления – настоящие законы.......................................5
1.3 Применение подкрепления....................................................................................5
Глава 2............................................................................................................................6
Кошка и кошачья мята.................................................................................................6
2.1 Домашняя кошка.....................................................................................................6
2.2 Кошачья мята..........................................................................................................8
Глава 3..........................................................................................................................11
Исследования..............................................................................................................11
Вывод...........................................................................................................................12
Список используемой литературы............................................................................13
Приложения.................................................................................................................14
2
Введение
Сегодня нам бы хотелось поговорить о мяте, так как она очень распространена в наших краях. Еще полторы тысячи лет до нашей эры египетские врачи советовали, есть мяту своим пациентам. Там же впервые начали получать мятное масло. Как «пряность» мяту всегда использовали в Японии. Древние Римляне назвали эту траву Mentha по имени одной из нимф - сказочных богинь лугов, гор, ручьев. И они очень ценили это растение. Чтобы поднять гостям настроение, к их приходу натирали столы свежими листьями мяты, а комнаты опрыскивали мятной водой. В Средние века немецкие студенты во время занятий носили на голове венки из мяты. Первой европейской страной, где мята была введена в культуру, стала Англия, произошло это в 12 веке. Здесь же появилось первое научное описание этого растения. Главная цель промышленного выращивания мяты - это получение ментолового масла для лечебных и пищевых целей. Мята содержит аскорбиновую кислоту, каротин, рутин, ментол, органические кислоты, дубильные вещества, микроэлементы. Есть интересный факт Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода мелисса — Мелисса лекарственная. В природе встречаются разные виды этого растения: мята длиннолистая, полевая, водяная, курчавая, мята-блошница, мята яблочная, колосковая, или зеленая. А мы вам расскажем про мяту Перечную, потому что она самая популярная и про кошачью мяту, так как я думаю. что у многих есть кошки и мы все небезразличны к их поведению.
Цель работы - изучение действия непетолактона, содержащегося в кошачьей мяте на поведение домашних котят и кошек.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Познакомиться с теорией подкрепления желаемого поведения
3. Изучить действие непетолактона кошачьей мяты на поведение котят и кошек.
Объектом практического применения теории подкрепления могут быть человек или животное.
В нашей работе предмет исследования – домашние кошки.
Методологической базой нашей работы послужила одна из теорий формирования поведения – теория подкреплений Б.Ф. Скиннера. Его теория во многом отступает от представлений о биологической основе поведения. По его мнению, поведение находится под контролем внешних подкреплений – событий, которые происходят во время или сразу по завершению желательного поведения.
Теорию подкреплений желательного поведения изучали и применяли на практике учёный Конрад Лоренц, писатель и биолог-исследователь, Карен Прайор. Именно с книг Карен Прайор началось для меня увлекательное путешествие в мир знаний о формировании желательного поведения человека и животных.
Методика исследования: наблюдение за поведением котят и взрослых кошек до и после применения положительного подкрепления, фото.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Принципы подкрепления желательного поведения как эффективные методы воспитания.
1.1 Об авторе теории подкрепления.
Автором теории подкреплений является американский психолог Скиннер Беррес Фридерик (1904-1990), профессор Гарвардского университета, внесший значительный вклад в теорию и методику обучения. По его мнению, поведение находится под контролем внешних подкреплений. Позитивные подкрепления увеличивают вероятность воспроизведения того или иного поведения, а негативные подкрепления, наоборот, снижают её. Скиннер был практиком. Он говорил, что не верит в теоретические выводы. Его интересовало лишь «говорящее» поведение, которое можно наблюдать. Заслуга Скиннера в том, что он показал: поведение часто находится под контролем вознаграждений и может быть изменено просто при изменении условий, в которых получают вознаграждения.
1.2 Принципы теории подкрепления – настоящие законы.
Желательное поведение эффективно формируется на основе принципов подкрепления. Эти принципы – настоящие законы. Они ничем не отличаются от законов физики. Эти законы описывают все ситуации обучения точно так же, как и падение яблока описывается законом всемирного тяготения. Как бы мы ни старались изменить поведение – собственное или другого человека, или животного, - мы всегда используем эти законы. Даже если сами этого не осознаём.
Обычно мы пользуемся этими законами неправильно. Мы угрожаем, спорим, лишаем чего-либо. Набрасываемся на окружающих, когда ситуация складывается не так, как бы нам хотелось, и упускаем возможность похвалить за правильные действия. Мы грубы и нетерпеливы друг с другом и даже с самим собой, со своими домашними питомцами. Мы хотим достичь своей цели, но мало знаем, как это сделать.
Знание законов подкрепления может стать настоящим чудом.
1.3 Применение подкрепления.
Подкрепление – это не система наград и наказаний. Это событие, которое происходит во время или сразу по завершении желательного поведения и повышает повторение хорошего поведения в будущем. Подкрепление может быть положительным то, что нравится или отрицательным, что человеку или животному неприятно.
Самое главное – это связь по времени между событиями: проявляется поведение, проявляется и подкрепление.
Если поведение не повторяется, значит, подкрепление произошло слишком рано или слишком поздно. А может быть выбранный нами стимул не является подкреплением для данного субъекта. Очень хорошо мы проследил работу этого принципа на своих домашних животных.
Многие относятся к теории подкрепления как знакомому знанию, которое все и так давно знают и понимают. На самом деле большинство людей этого вовсе не понимают, иначе они не вели бы себя по отношению к окружающим так плохо. Мало кто пишет о правилах подкрепления так, чтобы ими можно было пользоваться в повседневной жизни, в обычных житейских ситуациях. Исследователь-биолог, писательница Карен Прайор написала книгу о том, как она применяет эти правила на практике.
Исходя из вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
теория подкрепления не решает всех проблем. Но очень многие жизненные сложности, задачи и неприятности можно решить, правильно применив законы подкрепления. Применение этих принципов должно быть практическим. Методы подкрепления не являются догмой и навсегда определёнными инструкциями. Относиться к ним надо творчески.
Принципы подкрепления желательного поведения как эффективные методы воспитания действуют всегда и для любого человека и животного. Важно знать, как они действуют и творчески применять их на практике.
Глава 2. КОШКА И КОШАЧЬЯ МЯТА
2.1 Домашняя кошка
ДОМАШНЯЯ КОШКА - это уникальная, независимая, серьезная, веселая и игривая, ласковая, добрая и умная. Много можно писать об этих кошках с такими противоречивыми характерами и взглядами на мир, но одно качество их объединяет - они самые ДОМАШНИЕ ЛЮБИМЦЫ.
Домашняя кошка отличается и большим разнообразием поведенческих характеристик, так как не подвергалась селекции, задача которой - выделение каких-либо специфических черт характера или особенностей животных. Большинство домашних кошек активны, ласковы и несколько сдержанны и недоверчивы во взаимоотношениях с породистыми кошками.
Кошка активна как днем, так и ночью, в зависимости от конкретных условий проживания. Экономно сохраняет и расходует свою энергию благодаря сну, на который приходится значительная часть времени и составляет до 12-16 часов. При этом кошка может быстро уснуть практически в любой ситуации. Органы чувств у домашней кошки хорошо развиты. Кошки могут слышать звуки вплоть до 35-40 кгц, а человек только до 20 кгц. У кошек с прямостоячими ушами, каждое ухо может двигаться независимо от остального. Нюх домашней кошки в четырнадцать раз сильнее человеческого, т. к. у кошек в два раза больше чувствительных обонятельных ячеек в носу. Органом осязания служат вибриссы, которые расположены в четыре ряда на верхней губе, несколько на каждой щеке, над глазами и на подбородке. Острые сосочки, расположенные на языке, позволяют животному отделять мясо от костей. Эти же сосочки помогают кошке в уходе за ее шерстью. Кошки способны развить скорость до 50 км/час на короткое расстояние. Без труда могут с места заскочить на вертикальную стену более 2-х метров. Кошка способна протиснуться через любую щель, в которую она может протиснуть голову. Походка у кошки тихая и осторожная. Во время ходьбы кошка лапами задних ног становится точно в след передних ног, что обеспечивает лучшую опору для задних лап, когда они проходят по пересеченной местности.
В расслабленном состоянии когти прячутся в специальных чехлах из кожи и меха в подушечках пальцев, что позволяет сохранять их острыми, и позволяет беззвучно преследовать добычу. Нормальная температура тела кошки колеблется между 38 и 39 °C, частота сердечных сокращений - 140-220 ударов за минуту. Для домашней кошки характерно маркировочное поведение - животные трутся мордой о различные предметы, в том числе. о человека.
Популяция/статус сохранения:
Домашняя кошка произошла от степной (ливийской) кошки. Африканские дикие кошки присутствовали в городах более 7,000 лет тому назад; а были одомашнены в Египте около 4,000 лет назад. Изначально человек приручил кошку для помощи борьбы с грызунами, но возможно, истинное приручение, имело под собой религиозное основание.
2.2. Кошачья мята
Есть на свете удивительное, нежное, серо-зеленое растение с бархатными листьями в форме карточной "пики", с мелкими бледно-лиловыми или светло-голубыми цветами на кончиках тонких веток, которое называется "кошачья мята". Растут эти мелкие кустики высотой до 70 сантиметров . Стебли кошачьей мяты представляют собой в сечении квадрат - это характерно для всех растений этого семейства. Листья имеют зубчатые края и, как и стебли, покрыты мелкими волосками. Цветки растут гроздьями - это губоцветное растение. Цветок напоминает открытую пасть змеи.
На протяжении многих столетий человек наблюдал необыкновенную тягу кошек к этому растению и британские кошки не исключение.
Представьте себе, что в вашем распоряжении есть некое вещество, обладающее волшебной способностью вливать в вас новые силы, расслаблять и освежать. Это вещество имеет исключительно естественный характер, недорого, безвредно, не содержит жиров и калорий. Кроме того, оно превосходно пахнет, а его приобретение и производство укладываются в рамки закона. Растение, содержащее его, не требует особого ухода и растет в изобилии, дома же его можно вырастить в обычном цветочном горшке. Давным-давно природа создала именно такое вещество, восстанавливающее силы. Однако у природы много причуд, и она завещала его не людям, а кошкам - большим и маленьким. Оно известно во многих странах мира как "котовник кошачий" или "кошачья трава". Хотя названия "котовник кошачий" и "кошачья мята" часто используются как взаимозаменяемые, на самом деле они подразумевают две разновидности рода непета - многолетнего стелющегося растения, родственного мяте перечной и мяте колосистой. Обе цветут в начале лета и одинаково привлекательны для кошек. "Непета катария", или "кошачья мята", достигает метра в высоту. "Непета фаассении" или "непета муссинии", больше известная как котовник кошачий. Отщипните лист кошачьей мяты, и вы почувствуете приятный запах мятного масла, которое вырабатывается особыми железами, расположенными на поверхности листьев. Мембраны вокруг этих желез очень тонкие и легколомаются, вследствие чего выделяется пахучая субстанция. Поскольку большая часть масла теряется вследствие испарения, сухая кошачья мята менее ароматна, чем только что сорванное растение. Эфирное масло кошачьей мяты на 70% состоит из особого химического соединения, называемого непеталактоном. Именно оно и привлекает кошек разных пород и всех размеров. "Некоторые кошки наслаждаются кошачьей мятой как пикантным, повышающим энергию угощением, тогда как другие попросту "кайфуют" от нее, как от наркотика, - писала Дж. Р.Бикс, доктор ветеринарных наук, в книге "Революция в кошачьем питании" в 1986 году. - Котята, которым еще не исполнилось и трех месяцев, игнорируют кошачью мяту, а на сиамских кошек она вообще, как правило, не действует". Восприимчивость к кошачьей мяте - наследственная черта. Треть кошек вообще не реагирует на мяту, другие две трети, как принято считать, делятся поровну: одни лишь частично реагируют, другие находятся в полной ее власти. Запах кошачьей мяты передается в мозг (а кошки именно вдыхают вещество, а не поедают его) теми же биохимическими путями, что и марихуана или ЛСД, но, в отличие от этих веществ, кошачья мята не вызывает привыкаемости. Период наслаждения весьма короткий - от 5 до 20 минут. После окончания действия вещества кошка не способна реагировать на кошачью мяту приблизительно в течение часа.
Страсти по кошачьей мяте. Кошачья мята – Травотерапия.
Кошачья мята крайне привлекательна для кошек. Существует примерно 250 различных видов Nepeta cataria, называемой котовником кошачьим или кошачьей мятой. Кошачью мяту можно найти в игрушках для кошек, в саду, или же купить. Существуют даже виды, имеющие лимонный запах. Некоторые владельцы используют мяту, чтобы побудить своих питомцев играть с определенными игрушками, в особенности это касается когтеточки.
Выраженность реакции. Не каждая кошка реагирует на кошачью мяту – такая реакция считается врожденной и определяемой генетическим аппаратом клеток животного. Интересно, что около 80% кошек в Соединенном Королевстве реагируют на это растение, а в Австралии большинство кошек, напротив, никак не реагируют, поскольку они произошли от небольшой генетической ветви животных, не чувствительных к данному растению. Также было подмечено, что у котят реакция на кошачью мяту не проявляется до возраста 6 - 8 недель, а до окончательного формирования такого поведения может пройти 12 недель жизни. У кошек, чувствительных к кошачьей мяте, отмечается эйфория, они катаются по полу, мурлычут, воют, облизываются, подпрыгивают, у них даже наблюдается слюнотечение. Такая выраженная реакция длится всего несколько минут и не повторяется в течение следующих 1 - 2 часов. Повторное воздействие кошачьей мяты снижает выраженность реакции у животного, поэтому риска развития привыкания к этому растению нет. Некоторые специалисты рекомендуют владельцам кошек предлагать своим питомцам кошачью мяту всего два раза в неделю, если они хотят доставить им удовольствие.
Максимум возможного?
Обычно кошки не едят кошачью мяту, однако нередко можно заметить, что они жуют листья или придавливают их языком к небу. При этом из листьев выделяется масло, содержащее активный компонент, называемый непетолактоном. Считается, что эффекты непетолактона опосредованы воздействием на обонятельные рецепторы; непетолактон со временем разрушается. Поэтому кошачью мяту до момента использования следует хранить в морозильнике.
Глава 3. Исследования 1. Постановка опыта. Объект исследования – домашние кошки (7 взрослых и 2 котят) Место проведения – домашние условия. 2. Ход опыта: Домашним кошкам (котята и кошки) в пищу добавляем растертые и измельченные листья кошачьей мяты, чрез несколько минут наблюдаем разные реакции. Котята практически не реагируют, а взрослые кошки испытывают различные модели поведения. Результат Проведя ряд наблюдений, мы выделили четыре модели поведения, имеющие место после воздействия на животное кошачьей мяты. Кошка фыркает -1 кошка; делает облизывающие и жующие движения и потряхивает головой – 2 кошки; трется щеками и подбородком об источник запаха или о другие предметы – 2 кошки; кувыркается, трется всем телом о пол -2 кошки. К этим моделям можно прибавить царапающие движения, выпускание когтей, выделение слюны, движения умывания лапами, причесывание и мяуканье. Можно заметить, как кошка всматривается в пространство или преследует несуществующего партнера. Через 2 часа производим принцип подкрепления, эффект действия проявляется практически тот же. Вывод Котята, которым еще не исполнилось и трех месяцев, игнорируют кошачью мяту. Восприимчивость к кошачьей мяте - наследственная черта. Период наслаждения весьма короткий - от 5 до 20 минут. Кошачья мята (вещество непеталактон) по-разному может воздействовать на мозг кошки. Кошачья мята в целом совершенно безвредна. Однако не стоит давать ее кошке регулярно и часто. Если дать мяту кошке, находящейся в состоянии стресса, вещество, возможно, может помочь изменить ситуацию. Под воздействием этого растения может с меньшими проблемами пройти путешествие в машине, посещение ветеринарного врача и даже переезд в новый дом. Теория подкрепления американского психолога Скиннера демонстрирует на многочисленных примерах в нашей повседневной жизни соё проявление. Законы теории подкрепления просты, их можно написать за несколько минут и выучить. Гораздо сложнее применять эти законы на практике. Наши домашние питомцы помогают нам в их изучении и применении, в оценке результатов воспитания и обучения. Обучение с помощью законов подкрепления подобно ирге, а результат зависит от скорости нашего мышления и выбора. Итак, подкрепление – это событие, которое происходит одновременно с действием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2007. – 783.: ил. – (серия «Мастера психологии») 2. Фрэнккин Р. Мотивация поведения.- СПб.: Питер,2003. – 651 с.:ил. – (серия «Мастера психологии») 3. Чалдини Р. Психология Влияния – СПб: Питер, 2009. – 304 с.: ил. – (серия «Мастера психологии») 4. Прайор К. Не рычите на собаку! : книга о дрессировке людей, животных и самого себя / Карен Прайор; пер. с англ. Т.О.Новиковой. – М.: Эксмо, 2010. – 288 с. – (Психология. Плюс 1 победа). 5. Интернет – ресурсы. |
Приложение №1 Диаграмма
Приложение №2 Кошка фыркает.

Кошки делают облизывающие движения и потряхивают головой.


Кошки трутся щеками об источник запаха или о другие предметы.


Кошки кувыркаются, трутся всем телом о пол.


Кошки не реагируют никак.

