Просмотр содержимого документа
«Декоративное искусство. Городецкий конь.»
Композиция в городецкой росписи
- Цветочная роспись с включением мотива «птица» и «конь»
Городецкий конь
Никак не ведал Прохор с Городца,
Взяв кисть и приступив, крестясь, к иконе,
Что в мир ворвутся прихотью творца
С его икон диковинные кони.
Но мастер с Приузолья, чудодей,
Проснувшись рано, до восхода солнца,
Себе на удивленье и – людей,
Изобразил того коня на донце.
Лебяжьешей, гриваст и тонконог,-
Конь в обрамленье розанов-купавок
Гарцует в суете земных дорог
Без меркантильных ипподромных ставок.
Расположение коня
- По сторонам цветочного дерева
- Внутри цветочной гирлянды
Конь в городецкой росписи – символ богатства.
В основном он чёрного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причёсанной гривой. Округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причём тонкие они только ниже колен. Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя- круто согнута в колене перед грудью.
Городецкие кони бывают двух видов, они отличаются только гривами, во всем прочем они всегда одинаковы, кроме мелких незначительных деталей.
Городецкие мастера
коня пишут в два этапа: подмалевок и оживка. Вначале необходимо нанести контур коня, затем закрасить седло и сбрую красной краской, потом — коня — черной, а затем белой краской сделать оживки с помощью точек, штрихов, капелек.
Последовательность выполнения росписи коня.
- Кистью, насыщенной черной краской, пишется мазок, подобный тому, каким пишут шейку и грудь птицы. К этому мазку приписывается еще один, образующий вместе с первым изогнутую каплевидную форму, в которой уже угадывается изогнутая шея и гурдь коня.
- К передней части туловища коня приписывают очертание седла.
- От задней линии седла пишется круп коня.
- К изогнутой шее приписывают небольшую округлую продолговатую головку.
- К голове коня приписывают острые треугольные ушки.
- К туловищу дописывают верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой.
- К верхним частям ног приписывают их нижние части от колена до копыта. При этом городецкий художник никогда не стремится к анатомической правильности, создавая обобщенный, но вместе с тем достаточно убедительный образ.
- Тщательно выполняют копытца коня, иногда похожие на черные остроконечные листики.
- Следующая стадия работы - изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняется свободными плавными движениями кисти.
- После окончания работы над силуэтом коня закрашивают ярким нарядным цветом седло, пишут уздечку.
- Завершающей стадией работы становится белильная оживка. Белилами пишут круглый глаз коня, параллельными тонкими штрихами обозначают его гриву, украшают хвост, мелкими мазочками оттеняют копытца. Чем больше любит художник своего конька, тем изысканней и нарядней украшает он его сбрую.