Оборудование: Математика: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро. Школа России. «Просвещение» 2016, презентация, пословица, сказочные герои, задания для групповой работы, алгоритм деления с остатком.
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний.
III Целеполагание и мотивация.
IV Первичное усвоение новых знаний.
V Осознание и осмысление учебного материала.
VI Первичное закрепление.
VII Контроль и самопроверка.
VIII Подведение итогов, рефлексия.
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД |
I Организационный момент. | - Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания. - Соберите из отдельных слов пословицу. -Кто готов, прочтите, что у вас получилось (зачитывают варианты). На доске открывается девиз: Где есть желание, найдется путь -О чем эта пословица? (мнения) -Пословица - девиз нашего урока, к чему он призывает? (мнения) -Что бы вы посоветовали человеку, который решил с желанием взяться за какое-то дело? (мнения) -И я вам этого желаю. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие. |
II Актуализация опорных знаний. | -Ребята, вы любите сказки? Сегодня на уроке мы будем вместе сочинять сказку. А чтобы все получилось, надо правильно выполнять задания. - С чего начинается сказка? (Жили-были…) А кто жил в нашей сказке, мы узнаем выполнив первое задание. Ребята, работаем по группам: 1. «Весёлые примеры». Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры, записать на листочек решение и найти ответы на доске. 1 группа: Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40) Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54 : 9 = 6) Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36) 2 группа: Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50) Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46) Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (45 : 5 = 9) 3 группа: (50 : 10 = 5) Ребята в группах устно решают, записывая на листах только ответы. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты. А теперь найдите ваши ответы на доске и возьмите карточку.  Молодцы с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть картинки. Переверните и узнаем кто жил в нашей сказке. (Нюша, Ёжик и Крош) - А что они любили делать? Давайте узнаем и выполним второе задание  Взвимопроверка - Поменялись листочками с содеем по парте и проверили решение. Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты. - Молодцы справились. Найдите карточку с правильным ответом и переверните её, узнаете, что Нюша, Ёжик и Крош любят. (бабочек, птичек, морковки) | Коммуникативные УУД: Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Регулятивные УУД: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие. |
III Целеполагание и мотивация. | Постановка проблемы. Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? (ДЕЛЕНИЕ). Наши герои очень хотели научиться делить правильно. - Расскажите, что вы знаете о делении? Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных и прочитайте примеры с названиями компонентов действия деления: 10:5 9:3 13:4 - Открыли тетради и записали: число и классная работа. Записываем в тетрадь. - Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет) -Почему не смогли решить последний пример? В чём было затруднение? 13:4 -Чем похожи примеры и чем отличаются? ( в примере 13:4 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое) -Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления) -А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия. Практическая работа. -Предлагаю такую ситуацию - у Кроша было 13 мячей, можно их разделить на 4 части. Нюша сомневается. - Попробуем. - Разделили? - Делаем вывод. - Сколько получится в каждой части? (по 3) Все ли мячи разделили? (нет) Почему оставшийся мяч ни куда не положили? (потому что делили поровну) Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток) - Давайте сделаем схематический рисунок и запишем это выражение. -Как вы думаете, а куда записать оставшийся мяч? - В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 13 : 4 = 3 (ост. 1) (уч-ль проговаривает) -Сколько разделили без остатка?(12) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу ×) -Так сколько раз по 4 содержится в 13? (3 ост. 1) -Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. -Так какая тема урока? (Деление с остатком) Деление с остатком -Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (да) ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: УЗНАЕМ порядок деления числа с остатком НАУЧИМСЯ выполнять действие деление с остатком. ПОВТОРИМ таблицу умножения | Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание; Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: владение диалогической формой речи. Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. |
Физминутка | Веселая зарядка со Смешариками | |
IV Осознание и осмысление учебного материала. | Задание №1 -А сейчас поработаем у доски. Ежик и Крош решили разложить помидоры по тарелкам. Как это можно сделать? - Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь. Наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток. - Как вы думаете мы всегда сможем выполнять рисунки к примерам? - А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? - Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) (карточки с алгоритмом розданы детям) АЛГОРИТМ Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка. Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток. | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: сохранять заданную цель урока Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму. |
V Первичное усвоение новых знаний. | Работа по учебнику с. 28 №1 - - Решите примеры используя алгоритм. 2) Работа по учебнику с. 28 № 4 - Решите задачи и начертите эти отрезки. | Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи. Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод |
VI Первичное закрепление. Контроль и самопроверка. | Какая тема нашего урока? Какое открытие вы для себя сделали? Самостоятельная работа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 56 : 9 = 45 : 5 = 86 :9 = 60 : 5 = 33 : 6 = 54 : 6 = Выполни деление с остатком: 9 : 4= 50 : 9 = 48 : 7 = 15 : 6 = 84 : 9 = 19 : 5 = -Оценки вы получите по результатам самостоятельной работы. - Давайте проверим, научились ли Нюша, Ёжик и Крош делить с остатком. - Как вы думаете у них все получилось? - Какая же сказка у нас получилась. Давайте её повторим и придумаем концовку. | Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. |
VIII Подведение итогов, рефлексия. IX. Домашнее задание | Методика пяти пальцев. - Приготовьте свои ладошки. Мизинчик – мыслительный процесс. - Что мы узнали нового? -Что сегодня делали? Безымянный – близость цели. - Добились ли желаемого результата? Средний - состояние духа. - Каким было настроение на уроке? Указательный - помощь. - Что не поняли? В какой помощи нуждаетесь? Большой – благодарность. Поблагодарите друг друга за урок Молодцы вы хорошо работали на уроке. Спасибо всем! с. 28 № 5, 6 | Регулятивные: уметь осуществлять самооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие. Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими. |
VII Контроль и самопроверка. | 1)Работа в тетрадях на печатной основе с. 34 №89 37:7=5 (ост.2) 23:4=5(ост.3) 19:3=5(ост.4) 57:9=6(ост.3) 47:5=9(ост.2) 49:3=15(ост.4) 65:9=7(ост.2) 78:8=9(ост.6) Проверка. | Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие. Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими. Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания. |