Опыт работы учителя начальных классов МОУ СОШ № 2 г.Чебаркуля Уваровой Ольги Викторовны
В 1991 году закончила Магнитогорский государственный педагогический институт по специальности учитель начальных классов.
С 1991 по 1994 гг преподавала в школе № 16 г.Магнитогорска
С 1998 по 2013 гг – работ а в М Б ОУ СОШ № 4 г.Еманжелинска
Несколько лет отработала с детьми С(К)О классов 8-го вида
Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. Р. Эмерсон
Тема самообразования :
Формирование орфографической зоркости младших школьников посредством игровой деятельности
актуальность
Первые шаги на пути познания родного языка всегда сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической зоркости на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины. В современной школе главнейшая задача обучение русскому языку младших школьников- формирование орфографической грамотности. Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания
- Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка
Задачи:
- провести теоретический анализ литературы по данной теме
- изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса
- изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся
- разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала
В своей работе использую методику работы профессора М.Р. Львова
Он выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые можно применять на уроках русского языка:
Увидеть орфограмму в слове
Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится , вспомнить правило
Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы
Определить «шаги» , ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи
Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму
Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку
Соврем енные образовательные технологии
- технология игровых методик (ролевые, деловые и другие обучающие игры)
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
- информационно – коммуникационные технологии;
- компьютерные технологии обучения
- проблемное обучение
- развивающее обучение
Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности
«Грамотный ученик тот, кто читает и пишет без ошибок»
Поэтому на самых первых ступенях обучения стараюсь развивать у учащихся:
- внимание к слогозвуковой структуре слова
- развиваю языковое чутьё и фонематический слух
- использую игру как средство развития фонематического слуха
- использую дидактические игры при обучении орфографии
- провожу специально организованное письмо
- работу над ошибками
- использую дидактические средства
для организации работы по формированию орфографической зоркости как одно из условий обеспечения современного качества образования
Орфографические разминки:
шу(б-п)ка, слё(з-с)ки; заб(о-а)лел,
прил(е-и)тел
- «Вставь пропущенную букву»
(на ветк.., у дорог.., о друг.., к лошад..)
- «Раздели на два столбика»
наступает, гоните, носит, думаешь,плавает, водишь, выгоняет, покормим, засветит, одеваешь.
- «Выпиши только те слова, где есть орфограммы».
- «Выпиши только те слова, где нет орфограмм».
сем…я, друз..я, лист..я, б..ю, в..езд, п..ю.
слева, налево, справа, направо, влево, вправо (правописание наречий).
- «Выпиши слова, где есть только корень и суффикс»
Определи маршрут корабля
у
сем…я
в…сна
з
ч…удо
е
сколь…кий
ь
конец
Десантники
посм…трел
объ…снил
уд…вление
Я
И
О
Поймай рыбку
Звёз…ный
Поз…ний
Чес…ный
Повторение в форме игры “Четвёртый лишний” оживляет работу класса, оптимизирует по времени повторением за счет использования игровой формы. Движущиеся изображения (анимация) не только удерживают внимание детей , но и позволяют им проверить свои знания
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Ё
Р
О
Ш
Ф
Н
И
Е
Й
А
И
Н
Г
З
А
М
Ф
А
Р
И
К
А
Б
ФЫ
Г
ВОЛШЕБНОЕ ДЕРЕВО
О
Дер . во
. кно
З . ма
Р . ды
М . лыш
А
Е
Е
И
Я
Покажи гласную.
- С . ДЫ
- В . ДА
- Г . РА
- ЗМ . Я
Сравнительный анализ результатов обученности учащихся 2в класса /2013-2014 уч.год/
Входная диагностика Итоговая диагностика
/Качественная успеваемость в %/
чтение
Игровая деятельность как ведущая в этом возрасте не потеряла своего значения.
Ещё Л. С. Выготский писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». «Вся его жизнь – игра, - писал А.С.Макаренко.- У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
- Отсюда следует, что опора на игровую деятельность - это важный и наиболее адекватный путь включения детей младшего возраста в учебную работу.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель» Л. Н. Толстой
Спасибо за внимание!!!