Урок чтения во 2 классе
Тема урока: Дело мастера боится. В. Брюсов « Труд».
Цели урока: подвести обучающихся к выводу: все в мире создано трудом, и
счастье человека в труде;
расширить работу над пословицами;
совершенствовать технику чтения, выразительность;
развивать речь обучающихся, умение слушать и понимать
прочитанное;
воспитывать и прививать желание трудиться.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты .
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: читать слова по слогам и орфоэпически; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы, делать выводы.
Оборудование: слоговые таблицы, толковый словарь, предметные картинки,
Картинки с изображением профессий, распечатки с пословицами о труде, загадки, костюмы для инсценировки сказки и стихотворения, карточки со стихами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II .Целеполагание.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Речевая разминка- чистоговорка.
Ра – ра – ра- весь мусор уберем с утра.
Ро – ро – ро –весь мусор соберем в ведро.
Ре – ре – ре – метем усердно во дворе.
Ри – ри – ри –двор убираем – раз – два – три!
а) чтение и заучивание по строкам;
б) чтение чистоговорки всем классом с повышением и понижением голоса;
в) чтение по рядам ( каждый ряд читает свою строчку, а последнюю все вместе);
г)одновременное чтение всем классом (каждый свою строчку и последнюю вместе).
2. Чтение по таблице «Узнай слово с одного взгляда».
IV. Мотивация учебной деятельности.
1. Вступительная беседа.
- Сейчас я прочту стихотворение, а вы его послушаете и ответите о чем оно? Чему посвящено?
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
(В. Лифшица)
- Ответьте, на поставленный перед текстом вопрос. ( о труде)
-На всей планете люди трудятся.
- А для чего людям необходимо трудиться?
- Люди трудятся не только для того, чтобы обеспечить себя едой, одеждой, чтобы самому хорошо жить, а для того, чтобы богаче и краше стала Земля, чтобы в нашей стране люди жили счастливо и спокойно.
- Мы много говорим о труде. А что обозначает слово « труд»?
- Откуда можно узнать точное толкование этого слова? ( из толкового словаря)
(Зачитывается толкование слова из словаря С, И. Ожегова)
Труд-работа, занятие, усилие, направленное к достижению цели, чего – нибудь.Целенаправленная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей , необходимых для жизни человека.
-Каждая работа, занятие осуществляется при помощи орудий труда.
- О каких орудиях труда идет речь в загадках?
Загадки:
-Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. ( гвоздь)
-Всех на свете обшивает,
Что сошьет не надевает. ( иголка)
-Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. ( лопата)
-Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. ( топор)
-У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка –
Держит две косички. (бант)
(На доске предметные картинки и запись отгадок)
Гвоздь, иголка, лопата, топор, бант.
Задание: найти лишнее слово и сказать, как одним словом можно назвать все остальные предметы.
V. Новая тема.
Беседа.
-С каким произведением о труде мы познакомились в разделе «Дело мастера боится»?
(Дети перечисляют стихи и рассказы из изученного раздела).
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением- стихотворением В, Брюсова « Труд».
1. Чтение стих-я учителем .
2. Чтение учениками шепотом.
3. Проверка восприятия:
-Какое слово для поэта стало священным?
- Как понимаете выражение «все довольство жизни нашей»?
Довольство – достаток
- Что создано трудом человека?
4. Выборочное чтение.( зачитать, что создано трудом человека)
5. В чем состоит ваш труд?
6. Выразительное чтение текста учениками.
VI.Физминутка.
VII.Закрепление и осмысление знаний.
1.Беседа.
-Чем может быть награжден каждый человек, который трудится?
- Какая самая большая награда дня?
Строителя – выстроенный дом.
Повара – вкусно приготовленный обед.
Врача – выздоровевший пациент.
Учителя – ученик, который в жизни чего то достиг, хороших результатов.
Хлебороба – хороший и большой урожай.
2. Наглядно продемонстрирует итог труда хлебороба ученик, прочитав стих С. Погореловского « Слава хлебу на столе».
Слава миру на земле
Слава хлебу на столе!
Вот он хлебушко-
хлебушко душистый,
Вот он - теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
VIII.Физминутка.
3.Чтение стих-я учителем.
Пословица недаром молвится.
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему - то поучают
И от беды нас берегут.
4. Толкование пословиц.
Без труда нет и плода.
Без труда хлеб не родится никогда.
5. Чтение пословиц и их заучивание.
IX. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений.
- Много написано стихотворений , рассказов и сказок о труде. Сегодня ребята подготовили сказку о смекалистом и трудолюбивом солдате, и о жадной старухе.
(Инсценировка сказки « Каша из топора» в костюмах)
X.Закрепление.
-Начни с мелочей ты, мгновенно
Изменится все постепенно.
Получится все, что захочешь,
Добьешься всего, что ты хочешь.
- Попробуй успеть все, что можно,
Ведь быть увлеченным не сложно.
Природа для нас постаралась,
И каждому что-то досталось.
- Умелые руки – строгают,
Готовят на кухне, стирают,
Печатают книги, торгуют,
И вяжут, и шьют, и рисуют…
-Давайте все делать проворно,
Учиться и жить плодотворно;
Вдеть нитку в иголку бабуле,
В аптеку сходить для дедули.
- Окучить на даче картошку,
Нарезать продукты в окрошку.
- Учить постоянно уроки,
Не путать ни даты , ни сроки.
Решать с увлеченьем задачи –
И труд увенчают удачи.
-Успехи в делах и везенье
Зависят всегда от терпенья!
Хватайся за каждое дело,
Чтоб сердце от радости пело!
XI.Рефлексия.