Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10
Деловая игра
![]()

Из опыта работы учителя начальных классов Скакуновой Е.Н.
2015-2016 уч. год
Для знакомства с термином
“толерантность”
учащихся четвертого класса была проведена
деловая игра
“Что такое толерантность”.
Цели и задачи:
Познакомить с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина.
Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.
Прививать интерес к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.
Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.
Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- кроссворд “толерантность”, апельсины (по количеству участников), две вазы, нож, карточки с загадками, пословицами и поговорками; атрибуты для инсценировки “Сказочки о счастье”, листы, фломастеры.
Место проведения: классная комната, свободная от столов.
Предварительная подготовка:
Инсценировка сказки;
Рассказ ученика, деление класса на две команды.
Ход игры:
Песня в начале игры «Мы вместе!» (клип)
“Сегодня мы ребята собрались для того, чтобы поиграть. И для этого мы будем соревноваться и разгадывать кроссворд. И все это для того, чтобы узнать, что такое толерантность. А самые активные, смекалистые и настойчивые за работу получат апельсины.
Итак, кто из вас когда-нибудь слышал это слово, от кого?
Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. А 16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?
Ученик: “На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.
Ведущий: Хорошо или плохо быть толерантным? Будем разгадывать наш кроссворд.
1. Посмотрите и послушайте “Сказочку о счастье” внимательно, приготовьтесь отвечать на вопросы.
На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: “Нельзя так жить!” - И с трона спрыгнул смело. Да в миг порушить свой удел Не в королевской власти? И вот король в карету сел – И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице. - О, всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. - Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл… Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный. - О, мой король, - вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение. - А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха. | - Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом – вон, видишь за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из леса я дрова – Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то… - А ну старуха пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем. Король торопит: - В путь пора, Ещё немного – и ура! Своё настигнуть счастье! И все бы кончилось бедой – Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: “Заблудшая душа, Король, побойся Бога! Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: До дома довезешь дрова. Распилишь и уложишь…” - Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет! |
- Каким был король в начале истории?
- Почему изменился король?
- Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?
- Чему нас учит эта сказка?
В кроссворде появляются слова: “помогать”, “понимать”.
2. А сейчас вы станете артистами японского театра “Кабуки”. По аналогии с игрой “Камень, ножницы, бумага” - Самурай, дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурая, а самурай зарубает дракона”.
- Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?
В кроссворде появляются слова: “уметь договариваться”.
3. Этноигры. Под этой цифрой нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:
- Как относиться к разным народам?
Каждая команда получает по две карточки с загадками:
1)
Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь”. (спички)
Татарская - “Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).
Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)
Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)
- Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?
Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.
2) А сейчас я посмотрю, как вы сумеете, объяснить пословицы удмуртского народа:
Вместе и естся вкуснее, и работа идет быстрее.
Человек, меняющий лошадей, без лошади останется.
У кузнеца – руки – золотые, у поэта – слова.
Доброму человеку все хороши, плохому – все плохи.
Мудр удмуртский народ? Как же относится к разным народам?
3) Объяснить пословицы разных народов:
Рус. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Яп. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.
Англ. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.
Абх. В чей обоз сел, песни и пой.
Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.
Рус. В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.
- что общего?
- выводы?
В кроссворде появляются слова: “уважать народы”.
4. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.
Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?
Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
В кроссворде появляются слова: “внутри одинаковые”.
5. А сейчас отдохнем и поиграем в игру “Техасские объятия”.
Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.
- Вам было весело играть?
- Получится так весело у одного, двух человек?
В кроссворде появляются слова: “вместе веселее”.
Рефлексия.
Вот и разгадан наш кроссворд, выполнены все задания. Поняли ли вы, что такое быть толерантность? В кроссворде стались свободные буквы. Какие еще слова можно туда добавить?
“Любовь”, “добро” и т. п.
Молодцы. В конце нашей игры ответьте пожалуйста, на самые трудные вопросы.
Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы?
Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?
Хорошо или плохо, что все мы разные?
Как жить в мир, где столько разных людей?
Что такое толерантность? Нарисуйте, что вы представляете, когда слышите слово “толерантность”. Обсуждение рисунков, высказывания детей.
Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.
