СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра для родителей: «Я сам!»: воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловая игра для родителей: "Я сам!": воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра для родителей: «Я сам!»: воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности»


Деловая игра для родителей: «Я сам!»: воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности

Цель: 
• познакомить родителей с вопросом воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности;
• заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать, рассуждать

План подготовки и проведения деловой игры:

1. Индивидуальные консультации для родителей на темы: «Первые шаги к самостоятельности», «Кризис трех лет».
2. Оформление стенда на тему «Я сам».
3. «Библиотечка для родителей» — выставка литературы для родителей по теме «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста», литературные произведения для детей (И. Муравейка «Я сама», З. Александрова «Что взяла, клади на место», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», народные потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка» и другие).
4. Оформление папки – раскладушки «Значение самообслуживания в воспитании детей».
5. Памятка для родителей:
• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере как, что и в каком порядке делать.
• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
• Если у малыша что-то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
• Старайтесь использовать игровую ситуацию.
• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.





Атрибуты игры:

- жетоны с цифрами 1-2 - номер стола №1 и №2
- песочные часы;
- аудиокассета с записью легкой музыки;
- воздушные шары с листами-вопросами внутри;

Участники игры: воспитатели, родители.

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей деловой игре. Начать нашу встречу хотелось бы с высказывание польского писателя, Януша Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…».

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Сегодня наша встреча пройдет в форме деловой игры: «Я сам!» — воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности».

Жеребьёвка:
Участники игры вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды)

Ведущий: Приглашаю всех занять свои места за столиками № 1 и № 2 в соответствии с жетонами.
Правила игры:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— соблюдать культуру речи и тактичность;
— придерживаться регламента.
Итак, начинаем нашу игру.

1 этап: Придумать название команды, девиз, выбрать капитанов. Время 3 минуты. (Звучит легкая музыка).

2 этап: «Разминка»
Составьте список действий, которые ребенок, на ваш взгляд, может выполнять самостоятельно, а какие с помощью взрослого? (заполните таблицу). Поочередно называют произведения, чья команда последняя назовет, та и побеждает. Время 5 минуты.

3 этап: «Конкурс капитанов». Время 3 минуты.
Для участия в этом конкурсе мы приглашаем капитанов команд.

Вам нужно вывернуть правильно одежду ребенка и сложить аккуратно в той последовательности, в какой он будет одеваться. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл.

4 этап: «Рассуждаем». Время 10 минут.
Ведущий предлагает одному участнику из каждой команды выбрать один из двух воздушный шаров. Участник каждой команды достаёт из них листы с вопросом для каждой команды. Идет обсуждение в командах.

1шар: Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?

2 шар: По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?

Итак, самостоятельность – это способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счёт (самостоятельно).

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. В младшем дошкольном возрасте у детей резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это приведет к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности, например, в самообслуживании, его нужно научить действиям, которые необходимы в процессе одевания, умывания, приёма пищи.



5 этап: «Разберемся в ситуации». Время 10 минут.
Разбор проблемных ситуаций.
1. «Илюша (3 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
— Сам! Сам! Сам!
— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Примерные вопросы:
— Правильно ли поступила мать? Обоснуйте Ваше мнение.
— Как вы думаете, почему она так поступила?
— Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
— Что Ваш ребенок делает сам?

2. «Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»
Зато дома со взрослыми, у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Примерные вопросы
— Чем обусловлена беспомощность Алеши?
— Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
— Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?

Ведущий: Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае — беспомощным, упрямым.

Помните о том, что самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Задача взрослых - развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.

Наша встреча подходит к завершению, хотелось бы закончить ее стихотворением Константина Мурзалиева «Я сам!»

Я всё умею делать сам: Сам просыпаюсь по утрам, Сам говорю: - Пора вставать! - Сам застелю свою кровать! Я сам! Я первый на ногах, Сам одеваюсь впопыхах, Чтоб никуда из-за меня Не опоздала бы родня! Сам чищу ваксой башмаки, Сам завяжу на них шнурки - Как следует, без узелка, А это ж целых два шнурка! И вот иду я в детский сад - Я сам! Не то, что год назад! Метёт метель, сечёт ли дождь, А ты идёшь себе, идёшь… Я и до школы бы дошёл, Я сам дорогу бы нашёл, Но только надо, говорят, Сперва закончить детский сад!



Литература

1. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. – М.,1983. – С. 143.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – С.128.