Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Составляем бюджет семьи"»
МКОУ Сергиевская СОШ
Даниловского района Волгоградской области
Сценарий интерактивного мероприятия-праздника для обучающихся 9класса
по теме «Домашняя бухгалтерия»

Автор: Шеломанова Ольга Ивановна – учитель физики и технологии
высшей квалификационной категории, «Заслуженный учитель РФ».
Педагогический стаж 37 лет.
ст. Сергиевская 2015г.
Цели мероприятия:
Ознакомить учащихся со структурой рационального потребительского бюджета; закрепить навыки распределения поступивших доходов и составление баланса доходов и расходов.
Формировать умение коллективно обсуждать сложную информацию и принимать решение в ограниченное время.
Воспитывать экономичность и бережливость.
Методы обучения: деловая игра.
Дидактические материалы: презентация «Семейный бюджет», карточки задания, раздаточные материалы и бланки.
Межпредметные связи: обществознание, экономика, математика.
Ход мероприятия:
Участник играют группами (игровыми семьями).
Учитель раздает каждой группе разные варианты состава семьи с информацией о доходах, части расходов и собственности семьи. (Приложение №1), (Приложение №2). С помощью презентации учитель дает возможность повторить тему «Семейный бюджет».
I этап игры (5 минут)
Группы решают вопрос об общей фамилии семьи и возрасте каждого члена семьи, рассчитывают доход семьи. Эти данные каждая игровая семья записывает в бланк (Приложение№3).
II этап игры (10 минут)
Семья составляет потребительский бюджет( то есть определяют перечень необходимых затрат на обеспечение основных материальных потребностей) и заполняют бланк (Приложение№4).
III этап игры (15 минут)
Теперь семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов в расчете на один месяц, исходя из общей суммы доходов. После обсуждения и принятия решений в бланк (Приложение №5) заносятся величины расходов в рублях и в процентах к общей сумме расходов. Необходимо соблюдать баланс доходов и расходов с учетом выделения последних на каждую статью расходов. Семья определяет тип бюджета.
Учитель в это время анализирует потребительский бюджет каждой семьи (Приложение №4), находит процентное соотношение статей расходов и определяет наиболее рациональное их соотношение для всех семей.
IV – этап игры (10 минут)
Каждая семья сообщает основные итоги обсуждения и принятые решения:
- сумму всех доходов, полученных за месяц;
- сумму всех расходов за тот же месяц по основным статьям;
- тип бюджета семьи.
Если расходы превышают доходы, то семья должна объяснить, где она взяла недостающие деньги и как собирается рассчитываться с кредитом.
Если доходы превышают расходы, семья закончила этот месяц с определенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами.
После обсуждения баланса каждой семьи учитель сообщает участникам процентное выражение расходов по каждой статье рационального потребительского бюджета (графа 4). Участники игры делают подсчет разницы величин между семейным и потребительским бюджетами и заполняют графу 5. Затем суммируют все числа с учетом знаков (+ или -) по модулю.
В итоге побеждает та семья, у которой результат в подсчетах в 5 графе будет минимальный, то есть, близок к данным потребительского бюджета.
Используемая литература:
Девятова М.И. Основы домашней экономики (Методические рекомендации и поурочные разработки). Елабуга 2003.
Симоненко В.Д. Основы домашней экономики. Книга для учителей образовательной области «Технология». Брянск 1995.
Интернет ресурс МАО — каталог домашних ресурсов
[ Экономика. Семейный бюджет за 2000-2001 гг]
mao.datacom.ru/index.htm
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2005.
3