«Демонстрация опыта педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) »
ОГКОУШ № 39
Воспитатель: Лецкая Е.Е.
Важным качеством воспитателя являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда. Общество меняется, предъявляет все новые и новые требования к обучению и воспитанию детей. Мы с вами должны успевать во время сориентироваться. Джон Дьюи писал: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». Поэтому современному воспитателю надо развиваться, совершенствоваться, следить за тенденциями времени, уметь выбирать главное. В системе ФГОС для детей с умственной отсталостью воспитатель должен помочь ребенку стать самостоятельной личностью. Мы с вами должны стремиться развивать в ребенке неповторимость, индивидуальность, уверенность в себе и в своих силах, ответственность, человеческое достоинство, уважать самого себя. Ребенок должен быть любознательным, активным, стремиться познать самого себя, познать окружающий мир.
Целью воспитательной работы в ОГКОУШ № 39 является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого коррекционно-развивающего пространства. С учётом требований ФГОС для учащихся с умственной отсталостью организация внеурочной деятельности на сегодняшний день – одна из важнейших тенденций. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Под внеурочной деятельностью понимается деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Из опыта своей работы считаю целесообразным рассмотреть организацию внеурочной деятельности в условиях ОГКУОШ № 39 группы продлённого дня с учётом требований введения ФГОС умственно отсталости. Внеурочная деятельность в ГПД, как и деятельность обучающихся в урочное время, направлена на достижение результатов освоения адаптированной основной образовательной программы школы и ставит перед собой цель:
создание условий, обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, правового самосознания.
Для реализации поставленной цели стараюсь продуктивно и эффективно решить ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятный психологический климат пребывания ребенка в школе;
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- разнообразить виды деятельности для развития творческих способностей; ребенка;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся,
организации внеурочной деятельности в ГПД
Внеурочная деятельность организуется по 4 направлениям развития личности: «Формирование экологической культуры», «Духовно- нравственное развитие и воспитание», «Формирование безопасного образа жизни», «Формирование здорового образа жизни».
Приоритетным направлением в моей работе я выбрала программу формирования экологической культуры - это комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа формирования экологической культуры вносит вклад в достижение требований к личностным результатам освоения АООП: формирование представлений о мире в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и готовности, обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры
Основные задачи программы:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни организована по следующим направлениям:
1.Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации.
2.Реализация программы формирования экологической культуры в урочной деятельности.
3.Реализация программы формирования экологической культуры в внеурочной деятельности.
4. Работа с родителями (законными представителями).
5.Просветительская и методическая работа со специалистами образовательной организации.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в достижении жизненных компетенций: элементарные природосберегающие умения и навыки: умения оценивать правильность поведения людей в природе; бережное отношения к природе, растениям и животным; элементарный опыт природоохранительной деятельности; навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях: умения действовать в неблагоприятных погодных условиях (соблюдение правил поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.); умения действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания (порядок и правила вызова полиции, «скорой помощи», пожарной охраны); умения оказывать первую медицинскую помощь (при травмах, ушибах, порезах, ожогах, укусах насекомых, при отравлении пищевыми продуктами).В рамках указанных направлений внеурочной работы разрабатываются дополнительные программы (практикумы) экологического воспитания обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в работе школьного Профцентра .Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в рамках духовно-нравственного воспитания. Экологическое воспитание направлено на формирование элементарных экологических представлений, осознанного отношения к объектам окружающей действительности, ознакомление с правилами общения человека с природой для сохранения и укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.
Формы организации внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительные мероприятия, досугово-развлекательные мероприятия, ролевые игры, занятия, развивающие ситуации, общественно полезная практика, спортивные игры, соревнования, дни здоровья, занятия в кружках, прогулки, тематические беседы, праздники, недели здорового образа жизни, мини-проекты, экологические акции, походы в парк Винновская роща и т.д.
Просветительская работа с родителями:
Просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни включает:
- проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, круглых столов и т.п.;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий, и т.п.
Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами
Просветительская и методическая работа с педагогами и специалистами, направленная на повышение квалификации работников образовательной организации и повышение уровня их знаний по проблемам охраны природы и экологии, включает:
- проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;
- приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- привлечение педагогов, медицинских работников, педагогов-психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению природоохранных мероприятий.
В образовательной организации имеется наличие технических, информационно-коммуникативных средств обучения, которые соответствуют требованиям ФГОС для учащихся с умственной отсталостью : стол, шкафы, интерактивный комплекс: моноблок, проектор, интерактивная доска, классная доска.