ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
«ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА»
«Приветственная песня» на мелодию песни «Учат в школе»
Все, кто любят наш язык,
Слово уважать привык,
Собрались сегодня в нашем зале,
Знания новые искать,
Мир словесный постигать
Мы друг другу в этот день
Пообещали
На вопросы отвечать
И в значенья слов вникать
Будем вместе, будем вместе
Будем вместе.
С русским языком дружить,
Добрым словом дорожить
Лучше вместе, потому что
Интересней.
УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Школьная страна вновь приветствует Вас на своих дорогах. Сегодня у нас в школе – День русского языка, праздник русского языка.
УЧЕНИК: Какой праздник может быть у русского языка. Мы его изучаем каждый день, диктанты пишем. Оценки не всегда хорошие получаем. Не может быть никакого интересного праздника с русским языком!
УЧИТЕЛЬ: А вот и нет! Этот праздник особый, ведь мы с вами окажемся в сказочном мире, мире слов и произведений А.С.Пушкина.
Тогда наш праздник начинается!
1. Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белому свету.
Как по этим путям-дороженькам идёт славушка великая
Про язык наш могучий.
2. Ты думаешь, что сидя в этом зале, много о русском языке
сказать можно?
3. Всё – не всё! Мало ли много!
На празднике всё можно.
Слушайте, выступайте,
И знания получайте!
Звучит песня Георгия Гладкова «Говорим на русском языке»
ПРАЗДНИК «РУССКОГО ЯЗЫКА»
( НА СЦЕНЕ СТОИТ СТОЛ ЗА НИМ СИДЯТ УЧЕНИЦЫ, РАССМАТРИВАЮТ: АЗБУКУ, РУССКИЙ ЯЗЫК, СЛОВАРЬ, КНИГУ А.С.ПУШКИНА)
1 учен.: ( в руках держит Азбуку)
Вот Азбука – начало всех начал.
Открыл букварь – и детство так и дунуло!
А Константин – философ по ночам.
Не спал, наверное, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки основа
Грядущего неписаного слова,
Великого, как Тихий океан.
2 учен: Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
3 учен: Известные мастера русского слова Ломоносов, Тургенев, Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
4 учен: В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» Иван Сергеевич Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: (открывает книгу И.С.Тургенева и читает).
«Ещё один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!..»
4 учен: Да, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются, но вы помните случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!»
(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги.У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)
Королева Пунктуация:
Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.
("Грустные вести" А. Шибаев )
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
"Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Королева Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь - ка правила учить…
Королева Орфография: Да-да , пойду его лечить.
Заставлю правила учить!
( разыгрывается сцена «В Королевстве Пунктуации»)
ПРИДВОРНЫЙ: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришёл чужестранец! Нечёсаный, лохматый! И главное, нас. Знаки препинания, не признаёт. Вперёд идёт напролом.
КОРОЛЕВА: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
( вход ФЕЯ).
ФЕДЯ: Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (обращается к Королеве). Эй ты, каракатица. Что у тебя на голове?
КОРОЛЕВА: (поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простой королевой, а с королевой Пунктуации! За что ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
ФЕДЯ: Федя.
КОРОЛЕВА: Так вот, Федя, если ты дерзкий, то может и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрёшь.
ФЕДЯ: Давайте ваше предложение и запятую вот так: Казнить, нельзя помиловать!
КОРОЛЕВА: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
ФЕДЯ: Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
КОРОЛЕВА: Ладно, думай. Но смотри, ошибёшься, домой не попадёшь.
ФЕДЯ: Ну, куда же ляпнуть-то её. Думай, Федя, думай. О! Догадался:
Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
КОРОЛЕВА: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
ФЕДЯ: Не надо. Мне домой, если можно.
КОРОЛЕВА: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?
ФЕДЯ: ( ставит запятые) Не надо, мне домой , если можно.
КОРОЛЕВА: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. ( Федя уходит)
КОРОЛЕВА: А знаете ли вы, ребята, что 6 июня весь мир отмечает День русского языка. А мы собрались здесь с вами, чтобы тоже отметить этот день. На правах Королевы Пунктуации разрешите наш праздник считать открытым.
( на сцену выходит ученица)
1 чтец: Великий русский писатель Максим Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.
Ученица:
А многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова «У, блин» или «У, клево». Еще совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины- это сорт выпечки, употребляемый в пищу.
Ученик:
Любой здравомыслящий человек употребит слово «клево», когда у людей хороший клев на рыбалке, ему радостно. Самое главное в нашей жизни это быть «крутым». Были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди до 90-х годов ХХ века не попадались.
Ученица:
Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодежи. Их деятельность жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются».
Ученик:
Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения великих классиков: А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого и др..
Послушайте «Новый русский» перевод стихотворения Некрасова
Мужичок с ноготок
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел: был сильный мороз.
Вижу: вдруг прет ко мне по наклонной
Пацан, правда, « не крутой;
Блиновый на вид и прикидик не клевый.
«Здорово, чувак!» - я ему говорю.
«А где родаки?» - «Да шнурки-то в стакане,
А от тебя я, в натуре, тащусь».
Я –то сперва не врубился, не въехал.
«Что обломался? – он мне говорит.
«бывалый, наезжать на тебя я не стану.
Ужо прикольнулся. Бывай и прощай».
«Ну , трогай!» - воскликнул малюточка басом,
Схватил за уздцы и быстрей пошагал.
Ученица:
Горько и обидно становится от того, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность.
Ученик:
«не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им» -писал М.Горький.
2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
4-й: Русский язык – это язык национальной гордости и достоинства!
1-й:Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
1 ведущий:
- Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.
2 ведущий:
- Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День русского языка.
Слово предоставляется учителю русского языка и литературы МБОУ «Байгильдинская СОШ» Зайцевой Ираиде Вениаминовне.
Наш праздник продолжается и мы приглашаем в нашу студию Дипломанта конкурса фильма на тему «Русский язык в моей жизни»……_______________________________________________________________________
Ему слово.
1 ведущий
Сегодня День Русского языка мы отмечаем
И в Байгильдино всех вас дружно встречаем,
Целый день мы Пушкина читаем,
И его стихи мы распеваем.
В студию приглашается Дипломанты конкурса чтецов…_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________….
В номинации «Для вдохновенных песнопений избрать возвышенный предмет» (исполнение музыкальных произведений на слова А.С.Пушкина) лучше всего проявили себя ….
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 ведущий.
Свет наш зеркальце скажи
Да всю правду доложи.
Кто сценку лучшую представил
И Пушкина творения прославил.
В номинации «Игра сменяется игрою..» (театрализованная композиция по творчеству А.С.Пушкина) победили .. Им слово._______________________________________________________________________________
1 ведущий.
Мы пишем к вам, чего же боле,
Что можем мы еще сказать.
В своих эссе о Пушкине и русском языке,
Старались чувства, мысли описать.
Что получилось у ребят,
Жюри должно теперь сказать.
Для подведения результатов конкурса сочинения – эссе на тему «Мой Пушкин» и «Почему я изучаю русский язык?» слово предоставляется ……._______________________________________________________________________________
2 ведущий.
Усердней с каждым днём смотрю в словарь
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
А.С.Пушкин и Владимир Иванович Даль –этих великих людей сближает не только историческая эпоха. Объединяют их любовь к русскому языку и словесности, многогранный талант, одарённость, трудолюбие. Их имена – гордость и слава культуры России, и её науки.
Слово предоставляется ветерану педагогического труда Николаеву Петру Николаевичу.
___________________________________________________________________________________
1. Благодарим мы прежние эпохи,
Учёных, и поэтов, и народ,
Они язык, что подарили Боги
Хранили даже в самый трудный год.
2. Благодарю я мать, что мне читала
И раскрывая каждой сказки смысл,
Она ошибки с детства исправляла
И пробуждала к жизни мою мысль.
3. Благодарю я Куприна и, Толстого
Тургенева и Чехова всегда.
Что берегли родной язык, и снова
Он нужен нам, как воздух и вода.
4. Родная речь, родной язык любимый,
Мы силу черпаем в тебе во все века.
Вместе: ТЫ – НАША ДРАГОЦЕННОСТЬ, НАША СИЛА,
И РОЛЬ ИГРАЕШЬ В ЖИЗНИ МАЯКА!
2 ведущий:
- Дорогие ребята, на этом наша передача, посвященная Дню Русского языка, подходит к концу. Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Звучит песня "Выучи русский язык".
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи, выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи, выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи, выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи, выучи русский язык!
исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)
Все, кто любят наш язык,
Слово уважать привык,
Собрались сегодня в нашем зале,
Знания новые искать,
Мир словесный постигать
Мы друг другу в этот день
Пообещали
На вопросы отвечать
И в значенья слов вникать
Будем вместе, будем вместе
Будем вместе.
С русским языком дружить,
Добрым словом дорожить
Лучше вместе, потому что
Интересней.
исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)
Все, кто любят наш язык,
Слово уважать привык,
Собрались сегодня в нашем зале,
Знания новые искать,
Мир словесный постигать
Мы друг другу в этот день
Пообещали
На вопросы отвечать
И в значенья слов вникать
Будем вместе, будем вместе
Будем вместе.
С русским языком дружить,
Добрым словом дорожить
Лучше вместе, потому что
Интересней.
исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)
Все, кто любят наш язык,
Слово уважать привык,
Собрались сегодня в нашем зале,
Знания новые искать,
Мир словесный постигать
Мы друг другу в этот день
Пообещали
На вопросы отвечать
И в значенья слов вникать
Будем вместе, будем вместе
Будем вместе.
С русским языком дружить,
Добрым словом дорожить
Лучше вместе, потому что
Интересней.
Звучит песня "Выучи русский язык".
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи, выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи, выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи, выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи, выучи русский язык!
Звучит песня "Выучи русский язык".
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи, выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи, выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи, выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи, выучи русский язык!
Звучит песня "Выучи русский язык".
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи, выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи, выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи, выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи, выучи русский язык!