СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дерево.Второе рождение - из опыта работы учителя технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как повысить у школьников престиж к рабочим профессиям. Из личного опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Дерево.Второе рождение - из опыта работы учителя технологии»

КАК ПОВЫСИТЬ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕСТИЖ К РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ

(ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЫШАЕВА И.В.)

ДЫШАЕВ И.В.

г.Чебаркуль, МОУ «СОШ № 6»

В эпоху инновационного подхода к образованию технологическая подготовка школьников на сегодняшний день должна соответствовать современным требованиям. Сегодня, когда высокие технологии предъявляют особые требования к подготовке специалистов, способных создавать и управлять новейшими производствами, вопросы технологического образования приобретают важное общественное, политическое и социально-экономическое звучание.

Современная экономика, основанная на знаниях, модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы на основе инновационных технологий выдвигают особые требования к подготовке кадров высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических специалистов. Поэтому подготовка кадрового потенциала должна начинаться с уроков технологии уже в школе.

Без изучения технического труда невозможно целостное развитие ребенка и формирование у него полноценного представления об окружающем мире.

Без качественного технического образования нет инновационного будущего. Уроки технологии, особенно для городских школьников, пожалуй, единственная возможность познакомиться с конструкцией различных приборов, токарных станков, машин и оборудования, поработать с ними. Помимо этого, не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению, многие относятся к практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии.

Думаю, ни для кого не секрет, что главный труд детей - это учеба. Поэтому для воспитания творческих черт личности у учащихся необходимо их главному труду - учебе придать творческий характер. Когда школьникам известно, что их преподаватель внес личный вклад в развитие науки и техники, они слушают его с огромным вниманием, его слова для них обладает необыкновенной силой, они хотят у него учиться. На своих уроках в мастерской школы № 6 города Чебаркуля я стараюсь заинтересовать ребят личным примером, достучаться до каждого сердца, разбудить в каждом из них еще столь хрупкие росточки таланта.

Детское техническое творчество - это самое эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся. Оно создает весьма благоприятные условия для развития творческого и технического мышления. Сложному механизму творческого мышления присущи интуиция и логика. Считаю, что мышление начинается там, где создается проблемная ситуация, которая предполагает поиск решения в условиях неопределённости и дефицита информации. В качестве вознаграждения за труд приходит интуиция. Специфичность акта творчества заключается во внезапном озарении.

Как, например, было со мной, когда я неоднократно проходил мимо поваленных деревьев в окрестностях Чебаркуля и случайно набрел на «чудо природы», которое мы вместе с ребятами на уроках технологии превратили в «Ложку Гулливера».


Дерево, используемое нашими предками на протяжении многих веков, обеспечивало легкость строения зданий, долговечность и хорошую теплоизоляцию. Однако вследствие быстрого гниения чуть не ушло в небытие, уступив современным материалам из стекла, металла и пластмассы. Но сегодня мы видим, что дерево, как строительный материал возродилось в новом качестве, позволяющим занять ему достойное место среди строительных материалов высокого качества. Возрождение дерева произошло благодаря внедрению клееного и оцилиндрованного бруса, которые можно смело назвать одними из лучших современных экологических строительных материалов.

Кроме того, я считаю, что экологическая нравственность — это ответственность за свои поступки перед природой, то есть бережное, осознанное отношение к окружающей среде. Уровень экологической культуры населения — один из критериев цивилизованного общества и показатель развития человека как элемента экологической системы, бережного отношения к природному богатству своей страны – России.

Перед школой стоит важная задача - воспитание у школьников сознательного отношения к природе, чувства гражданской ответственности за состояние окружающей среды.

ФОТО ЗИМА ПРИРОДА И РЕБЯТА 9Б

Научно-технический прогресс, экономическая мощь страны находятся в прямой зависимости от творческого потенциала её работников и в первую очередь от контингента творчески мыслящих школьников.

К современным технологиям обучения относится и технология интегрированного обучения. В нашей школе стало системой проведение открытых интегрированных уроков по истории и технологии.

Такие уроки проводятся, как правило, в виде нетрадиционных уроков:

  • Урок – реклама различных товаров (Ручка, школьный портфель, линейка, пылесос «Из истории создания и изобретения нужного предмета», 8 класс;

  • Интегрированный урок «Исторический музей этнографии и истории родного края. История Чебаркуля с 18 века», 5 класс;

  • Урок - исследование «Изобретение токарного станка времен эпохи Петра1», 7 класс;

  • Урок - творческая мастерская «Быт, традиции, промыслы России», 7 класс.

При проведении интегрированных уроков выстраивается содержание образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и в то же время формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Школьникам очень нравятся такие уроки, ведь подобные занятия способствуют развитию творческого мышления и создают предпосылки для успешной социализации личности.

Для меня как патриота своей страны важно искать на уроках технологии такие методы и формы работы, которые воспитывали бы и в ребятах любовь к Родине, ее прошлому и традициям. Я считаю, что и на уроках технологии также возможно воспитание школьников в духе народности и патриотизма.

Содержание патриотизма среди прочих составляющих включает в себя уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, а также осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости.

Цели современного технологического образования - трудовое воспитание школьников, формирование у них технологических компетенций, необходимых прежде всего для:

• формирования положительного отношения к трудовой деятельности;

• освоения технологий трудовой деятельности с использованием различных орудий труда от традиционных механических ручных инструментов до современной радиоэлектронной аппаратуры;

• приобретения опыта проектной деятельности, а также развития технического и декоративно-прикладного творчества;

• грамотной и безопасной эксплуатации технических устройств;

• профориентации и выбора профиля дальнейшего образования;

повышение у школьников престижа к рабочим профессиям.

В связи с этим учебный процесс необходимо организовать так, чтобы занятия по технологии стали одной из главных потребностей каждого школьника. Ребята должны рваться в кабинет технологии за осознанными навыками работы за станком, и эти занятия должны осознаваться, как некое служение своей школе, чтобы на уроках технологии можно было что-то сделать для себя, для товарищей и для того, чтобы помочь ученикам младших классов осваивать учебные дисциплины.

Именно уроки технологии знакомят детей с процессом создания полезной вещи - от замысла к ее реальному воплощению, учат их жить в технологически развитом обществе, используя современные инструменты и технику, вводят ребенка в суть многих предметов и мотивируют его к изучению естественнонаучных дисциплин, математики и других дисциплин, изучаемых в школе. Поэтому ежегодно перед выпускными экзаменами в рамках профориентации вот уже восьмой год я вожу девятиклассников на Чебаркульский Металлургический Завод «Уральская кузница» для повышения престижа рабочих профессий.


Таким образом, смею утверждать, что предмет «Технология» не только не потерял своей актуальности, но и является одним из важных предметов, помогающим школьнику сформировать целостную картину мира, планировать и достигать свои целей, уметь работать в группе, владеть навыками самопрезентации. В активе у современного учителя технологии должны быть современные педагогические приемы (технология педагогических мастерских, интерактивная, ТРИЗ и т.д.), проектная технология и профориентация должны быть фундаментом урока, также как и научные достижения.

Современная школа должна быть инновационной, а технологическое образование должно быть таким, чтобы была реальная возможность реализовать основную национальную идею страны - сделать Россию конкурентоспособной страной и независимой от импортных товаров и различного рода санкций.

Фото из личного архива Игоря Дышаева

Каких только поделок нет в мастерской учителя технологии средней школы № 6 Игоря Дышаева, который в 2014 году стал победителем в общегородском конкурсе учебных мастерских муниципальных общеобразовательных учреждений, награжден Сертификатом Лауреата выставки детского творчества за коллективную работу «Ложка Гулливера». На уроках технологии мальчишки изучают основы дерево- и металлообработки, различные технологии и хитрости, которые несомненно пригодятся им в дальнейшей жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: пе!

дагогическая система и управление: в 2 кн. Методическое

пособие. — М.: АПК и ПРО, 2004. — 136 с.

2. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание

// Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, № 5 . — С.

26–30.

3. Воронина Е.В. Разработка модели профильной подготовки

учащихся как направление обновления содержания обще!

го образования // Профильная школа Москвы: опыт, про!

блемы перспективы: матер. н.!пр. конф. г. Москвы (14–15

мая 2003 г.). — М: НИИРО, 2003. — С. 56.

4. Гран Р.Й. Реформы образования и старшая школа. — М.,

2003.

5. Гузеев В.В. Профильную старшую школу и начальное про!

фессиональное образование можно объединить в одну си!

стему // Профильная школа Москвы: опыт, проблемы, пер!

спективы: матер. н.!пр. конф. г. Москвы (14–15 мая 2003 г.).

— М.: НИИРО, 2003. — С. 37–43.

6. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Па!

радоксы наследия, векторы развития. — М., 2000.

7. Осколовская И.М. Дидактические основания отбора содер!

жания образования в условиях дифференциации: (Классы

с углублённым изучением предметов, профильные, кор!

рекционные средние школы) // Ступени педагогического

творчества. — М., 2001. — С. 172–198.

9. Пинский А.А., Кравцов С.С. и др. Проблемы взаимосвязи рын!

ков труда и школьного образования в условиях введения про!

фильного обучения: матер. семинара/ Ред. А.А. Пинский, Н.Ф.

Родичев, С.С. Кравцов. — М.: Альянс!пресс, 2004. — 44 с.

10. Пичугина Г.В. Технологическое образование школьников в

школах Японии// Школа и производство, 2011, №2 —

С. 9–12

11. Подгорная Е.Я. Профильное обучение и социализация лич!

ности // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3.

— С. 42–46.

12. Сасова И.А. Образовательные стандарты второго поколе!

ния и новые учебники технологии//Школа и производство,

2011, №3 — С.3–7.

13. Филатова Л.О. Преемственность в общем и профессио!

нальном образовании: новые возможности в условиях вве!

дения профильного обучения в старших классах // Допол!

нительное образование, 2003, № 10 — С. 12!16.