СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Десять рекомендаций по работе с волонтерами

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде всего, решите, для чего в Вашем учебном заведении нужны добровольцы. Что они будут делать в Вашем учебном заведении? Каковы Ваши планы и ожидания? Каким образом Вы будете поощрять деятельность волонтеров? Кто будет координировать деятельность добровольцев? Как Вы будете фиксировать их ответственность? Как и в чем, Ваше учебное заведение примет на себя ответственность за действующих в ней добровольцев?

Только ответив на эти и другие вопросы, которые возникнут в Вашей команде в период обсуждения возможности привлечения ребят добровольцев, начинайте действовать!

Просмотр содержимого документа
«Десять рекомендаций по работе с волонтерами»

Десять рекомендаций по работе с волонтерами

1. Планируйте добровольческие программы.

Прежде всего, решите, для чего в Вашем учебном заведении нужны добровольцы. Что они будут делать в Вашем учебном заведении? Каковы Ваши планы и ожидания? Каким образом Вы будете поощрять деятельность волонтеров? Кто будет координировать деятельность добровольцев? Как Вы будете фиксировать их ответственность? Как и в чем, Ваше учебное заведение примет на себя ответственность за действующих в ней добровольцев?

Только ответив на эти и другие вопросы, которые возникнут в Вашей команде в период обсуждения возможности привлечения ребят добровольцев, начинайте действовать!

Добровольцы нужны там, где требуется неформальные отношения и человеческое тепло, участие и сострадание, где необходимо творчество и новые идеи, там, где преданность делу и вера в него позволяют защищать и оберегать, исцелять и поддерживать, просвещать и подвигать на свершения.

Если мы хотим развивать нашу деятельность, и точно знаем, для чего нам нужны добровольцы, какую работу мы готовы поручить им, то все проблемы, неизбежно возникающие с их приходом, превратятся в достижения Вашего учебного заведения.

2. Осуществляйте  привлечение добровольцев.

Независимо от возраста, пола, и профессии, социального статуса и личных качеств, люди хотят быть полезными, а значит, могут стать добровольцами.

Вам необходимо осознать, что Нас окружает молодежь, имеющая множество полезных ресурсов. Их нужно только позвать и попросить о помощи.

Привлекая ребят к работе в Вашем учебном заведении. Вам необходимо не только ясно и понятно объяснять, для какой конкретной работы нужны добровольные помощники, но, прежде всего, объяснять цели этой работы. Кому поможет то, что Вы намерены делать?

Привлечь молодых людей к Вашей деятельности могут самые разнообразные возможности, открывающиеся в учебном заведении для них. Это и соучастие в достижении целей, и возможности приобретения новых знании, навыков. Это и воз­можность ПРОЯВИТЬ заботу, сострадание, милосердие, быть нужными и полезными, найти новых друзей и многое другое.

3. Выявляйте мотивации и осуществляйте отбор добровольцев. 

Добровольчество - это уникальная возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества. Поэтому общественные школьные (студенческие) организации - самая благоприятная среда для развития добровольчества. Высокие цели и минимум бюрократии, неформальное общение и наглядность результатов работы, многообразие возможностей для самореализации и поддержка единомышленников - все это притягивает активных молодых людей.

В то же время, каждым человеком движут собственные мотивы в соответствии с его жизненными ценностями и опытом. Основным мотивом деятельности молодежи служит желание удовлетворить собственные потребности. Чтобы обеспечить условия, мотивирующие добровольческую работу молодых людей, кураторы должны создавать ситуации, в которых добровольцы, выполняя необходимую работу, могут в то же время удовлетворить эти потребности.

Для разных сфер деятельности нужны ребята с разными личностными качествами. Необходимо осуществлять отбор добровольцев для каждого вида работ. Отбор можно проводить методом собеседования или тестирования, можно привлекать и специалистов (психологов, социальных работников и социальных педагогов), опытных работников Вашего учебного заведения. Если человек не соответствует требованиям, не бойтесь отказать добровольцу, но лучше предложите ему другую работу.

5. Информируйте и ориентируйте добровольцев.

Добровольцу, исполняющему самые скромные поручения 1 раз в квартал, необходимо знать и понимать, каким общественным процессам он сопричастен, что изменится в результате деятельности Вашего учебного заведения и его личного вклада. Привлекайте добровольцев к совещаниям и собраниям.

Необходимо ориентировать молодежь, выявляя желания и потребности добровольцев, сопоставляя их с потребностями и возможностями Вашего учреждения.

6. Обучайте добровольцев и делегируйте им полномочия.

Большинство ребят, придя в школьную (студенческую) организацию для добровольной работы, нуждаются в дополнительных знаниях и навыках. Организуйте лекции, семинары, обучающие программы по темам, которые интересуют добровольцев и будут полезны для их работы. Не бойтесь делегировать добровольцам полномочия. Молодые люди ответственно подойдут к делу и поручениям, если увидят Вашу ответственность, ответственность персонала и других добровольцев. Опасаясь поручать добровольцу серьёзные дела, если он готов к этому, Вы можете охладить его стремления и уже не получить той отдачи, которую могли бы.

При определении задач, ответственности, поручений не забывайте определять вместе с добровольцем ожидаемые результаты его работы в учебном заведении. После исполнения работы фиксируйте их достижение, даже если результаты достигнуты не в полной мере.

Люди хотят расти! Добровольная работа, совмещенная с личностным ростом, дает уверенность в своих силах и самоуважение.

7. Разработайте систему мониторинга, контроля и оценки работы добровольцев.

Работа добровольцев должна отслеживаться и контролироваться. Для каждого человека важно, чтобы его работу замечали. Для каждой организации важно, чтобы люди, работающие в ней, двигались к общей цели, а не в разные стороны. Организуйте систему учета добровольческой работы, рабочего времени добровольцев, мероприятий для добровольцев. Следите, чтобы каждый доброволец был закреплен за определенной программой, проектом, акцией, сферой деятельности.

Сводки или отчеты о работе, наблюдения координаторов, обсуждения на собраниях - все это поможет контролю. Однако наиболее эффективна обратная связь с самими добровольцами. Есть ли у него трудности, с которыми он работает? Возможно, он устал или хочет изменить вид деятельности, пройти дополнительное обучение или реализовать новую идею? Назначайте координаторов по работе с добровольцами. Проводите опросы, анкетирования Ваших добровольцев.

Определяя формы оценки результатов труда добровольцев в вашем учебном заведении, Вы получаете серьезные аргументы для поддержки ее деятельности. Смело используйте эти аргументы в отношениях с бизнесом, властью, СМИ.

8. Оказывайте поддержку добровольцам в их начинаниях, продумайте механизмы их удержания в школьной (студенческой) организации.

Планы работы Вашей организации не должны мешать творчеству добровольцев. Включите в план работы «День добровольческих идей и предложений» и Вы узнаете, как много видят и могут предложить Ваши добровольцы, как много ресурсов они могут привнести для совершенствования и развития работы школьной (студенческой) организации.

Поддерживайте Ваших добровольцев в их начинаниях, не сдерживайте инициативу по пустякам. Дайте добровольцам дополнительные ресурсы для реализации их идей, и они увеличат их во много раз.

Удержать добровольцев в организации поможет только искреннее внимание к ним и их работе. Вовремя изменить работу, дать совет, или помочь, предоставить дополнительные возможности, или обучить, познакомить с другими людьми и по-человечески поддержать - все это серьезные дела, если он готов к этому, Ваша ответственность за то, чтобы ребята не уходили из организации, не уносили обиду за невнимание к ним к их работе и потребностям.

Организуйте сами или предложите волонтерам организовать «Клуб добровольцев» вашей школьной (студенческой) организации. Совместные встречи, чаепития, праздники, дискуссии, встречи с интересными людьми создадут общность, в которой каждому станет теплее и комфортнее. Помните, групповые мотивации порой бывают сильнее индивидуальных.

И все же, будьте готовы к тому, что кто-то уйдет из Вашей организации. И это будет происходить постоянно, из года в год. Добровольцы - это не Ваш оплачиваемый персонал! Несмотря на то, что Вы в них много вложили и, по Вашему мнению, сделали все, чтобы они оста­лись, их право уйти из Вашей организации без объяснения причин.

9. Поощряйте и продвигайте Ваших добровольцев.

Если вовремя замечать, что волонтер готов взять на себя дополнительную ответственность или реализовать собственную идею, проект, программу, что он готов провести исследования, вести самостоятельную научную работу, что он лидер, продвигайте его, назначайте на новую вакансию или создайте ее для него.

Продвижение добровольца может существенно повлиять на рост Вашего учебного заведения в частности школьной (студенческой) организации. Поощряйте ответственную инициативу, продвигайте своих добровольцев и Вы увидите, как растет Ваша организация.

Важным аспектом в работе с добровольцами является поощрение. Необязательно оно должно выражаться в материальных предметах, ценных подарках и т.д. Гораздо важнее общественное признание. Проявите творческий подход к этому шагу и найдите свою особую форму поощрения добровольцев именно в Вашей организации.

10. Способствуйте созданию благоприятного психологического климата в организации и вовремя разрешайте конфликты.

Постоянно следите и фиксируйте проблемы, связанные с работой добровольцев в Вашей организации. Обсуждайте эти проблемы, ищите решения. Нерешенные, отложенные проблемы быстро превращаются в упущенные возможности.

Установление позитивных деловых взаимоотношений персонала и добровольцев в организации.

Ответственность руководителя. Осознайте и назовите самые сильные аргументы в пользу совместной работы персонала и добровольцев в интересах Миссии организации.

Предложите персоналу сопоставить эти аргументы с опасениями личностного и делового характера и Вы получите хорошие шансы для создания благоприятного климата, разрешения межличностных конфликтов в организации. Основной персонал и добровольцы могут быть коллегами и партнерами, привнося в организацию дух сотрудничества и творчества.