Подростки «группы риска»
Проблема "группы риска" среди подростков
Причины:
1. Морфологические и физиологические изменения,
делают организм подростка более уязвимым и
повышают риск соматических заболеваний;
2. Нервные и психические заболевания;
3 . Расширение сферы социальных отношений,
новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.
Факторы риска:
1.«Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок
испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со
стороны взрослых, подвергается насилию и жестокому
обращению..»
2. Соматические заболевания
и тяжелые травмы .
Не менее опасны заболевания ЦНС
3. Неблагополучная ситуация в
отношении подростка со сверстниками
Подростки с явлениями психической неустойчивости.
«Ребенок – это большая ответственность и долг,
за ним нужно ухаживать полноценно,
давать ему любовь и ласку, или же он
вырастет психологически неполноценным .»
«безвольные»
«с неустойчивым настроением»
«повышенно - внушаемые»
Характерные психологические
особенности :
1.отсутствие чувства долга,
неспособность тормозить свои желания ,
подчиняться требованиям школьной
дисциплины .
2.быстро теряют интерес к занятиям и
постоянно нуждаются в стимуляции извне
(поощрение, напоминание, перемена видов
деятельности).
3.при затруднениях в учебе они нередко
уходят с уроков,
катаются на городском транспорте,
играют в футбол.
4.Побеги из школы и дома являются одной
из основных
форм защитной реакции,
хотя в значительной мере
служат удовлетворением
инфантильных потребностей .
Виды работы психолога :
формирование личностных качеств –
правильной самооценки,
чувства ответственности и долга,
целенаправленной деятельнос ти
педагогическая
запущенность
Подростки " группы риска" с преобладанием явлений
аффективной возбудимости
Подростки с ЗПР.
недостаточную
сформированность
общих знаний
и представлений
отставание
речевом развитии
Центральное проявление их школьной дезадаптации –
аффективные разряды,направленные
на сверстников и взрослых.
Склонность к разрешению конфликтов
путем агрессии делает такого
подростка опасным для окружающих
выраженное
отрицательное
отношение
к учебе
установка на
физический труд
Взаимодействие между всеми специалистами,
работающими с данным контингентом детей и их родителями.
Врач- психоневролог
дефектолог
«группа риска»
классный
руководитель
логопед
психолог
родители
социальный педагог
Задача психолога:
- оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми,
формирование у него чувства собственного достоинства
и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели
и владеть собой .
Методы :
2.беседа с родителями и учителями,
с самим учащимся,
3.проективные методы
(например, рисунок «семья»,
незаконченные предложения).
4.диагностика
«Определение склонности к отклоняющемуся поведению»( А.Н.Орел)
5.тренинги и аутотренинги
6.развитиие процессов, как внимание,
памяти, мышления, развития восприятия и
ориентировки в пространстве,
коррекционные упражнения, направленные на развитие образного,
логического мышления, формирование приемов самоконтроля.
Основные направления деятельности психолога
- План работы педагога - психолога с детьми группы риска I. Работа с учащимися
- • посещение уроков с целью наблюдений за учащимися; • проведение психодиагностики; • помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута; • разбор конфликтных ситуаций. II. Работа с родителями учащихся
- • посещение семей группы «риска»; • проведение консультаций для родителей; • выступление на родительских собраниях • разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания. III. Работа с пед. коллективом • консультации по результатам психодиагностики; • выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска»; • выступление с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях; • проведение семинаров для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы «риска».
Благодарю
за внимание!!!