Детям с ОВЗ занятие папье-маше принесет не только массу положительных эмоций, но и пользу.
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ОВЗ. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Практика показала, что учащиеся с ОВЗ положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:
• формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
• сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
• созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
• дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;
• использованию методов, активизирующих учебный процесс;
Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя. Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия.
Я как учитель труда много экспериментирую ,пробую разные техники., благо в рукоделии их достаточно. Пробую сама, анализируя сложность выполнения работы, так как детишки в классе все разные, кто-то схватывает на лету и это уже хорошо. Самое главное в этот момент удержать этот интерес до конечного результата. И потом можно с уверенностью сказать , это победа заслуженная ученика и учителя. Здесь уместно задать вопрос – а как же остальные дети, у которых газ не загорелся, есть проблемы с моторикой рук. Что они делают на уроках? Индивидуальный подход особенно в коррекционной школе никто не отменял. Но у меня идея фикс ,найти такую технику которая была бы интересна любому ребенку. И впоследствии праздновать наши конечные победы вместе. Выставляя свои работы на различных выставках, дарить учителям, родителям и гордиться собой. Подниматься все выше усовершенствования свои навыки в технике. И я нашла эту технику.
Знакомьтесь это папье-маше — очень ценный материал для изготовления различных учебных пособий, макетов, игрушек, масок, театральной бутафории и некоторых предметов домашнего обихода. Разнообразие приобретаемых учащимися полезных умений и навыков, высокое качество поделок, простота основных рабочих приёмов, общедоступность и дешевизна используемых материалов и инструментов, наконец отсутствие необходимости в специальном оборудовании.
Детям с ОВЗ занятие папье-маше принесет не только массу положительных эмоций, но и пользу.
Папье-маше можно рассматривать как один из естественных методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности у детей. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности - рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.
Так же знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
Также папье-маше развивает воображение детей и является одним из способов реализации творческого потенциала.
Нельзя не отметить положительного влияния папье-маше на развитие таких личностных качеств детей, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая техникой папье-маше, ребенок учится контролировать свои эмоции, таким образом, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Очень важным является то, что на занятиях по ручному труду дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью ее воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше - как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу.
Материалы, используемые для создания изделий по данной технике, являются не токсичными и гипоаллергенными, поэтому, они безопасны для здоровья детей. Изделия из папье-маше могут использоваться как в игре, так и в методических целях.