СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детская йога для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детская йога

 

 

Спорт, тренировки

 

11.02.2011 21:45

 

Детская йога помогает развить координацию, гибкость, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние детям любого возраста. Йога для детей способствует развитию спокойствия, концентрации и эмоционального равновесия у детей и подростков. Позы животных и комплексы упражнений с интересными историями помогут развить концентрацию у дошкольников. Динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму. Предлагая детям познакомиться с системой йоги в веселой, игровой форме, «детская йога» показывает, как дети в возрасте от 6 лет и старше могут направить свою естественную энергию на укрепление здоровья: упражнения помогут развить естественную гибкость, способность к концентрации, хорошую осанку и координацию движений.  Йога для детей и подростков Подросткам йога поможет достичь эмоционального равновесия, повысить самооценку и справиться со стрессами повседневной жизни. Йога для детей это:

 

  • знакомство с возможностями тела,
  • воспитание осмысленного отношения к собственному здоровью,
  • формирование правильной осанки,
  • упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы,
  • развитие координации и пластики движения тела,
  • дыхательные упражнения и упражнения на расслабление,
  • самомассаж,
  • игры-тренинги на приобретение навыков общения, наблюдательности, внимания, самостоятельности, фантазии, активности.

Желательно детей распределять по трем возрастным группам: 4-7 лет - 1час, 8-11 лет - 1 час 15 мин, 12-15 лет - 1 час 30 мин. Методика и материал подберать согласно возрастным возможностям детей и учитывают индивидуальные особенности развития каждого ребёнка. Основное наполнение занятий - это асаны в сочетании с дыхательными упражнениями. Малыши в возрасте от 4 до 7 лет не могут четко выполнять упражнения (согласовывая их с дыханием), невозможно заставить их выпрямиться там, где надо, или долго держать асану, поэтому занятия с ними, в основном, для для удовольствия малышей, игры и гибкости тела. С ними нужно заниматься с особой осторожностью, для них главное – играть, заставлять их что либо делать с особой четкостью(если нет опасности травм) нельзя. Пользу для здоровья, естественно, они получают. Примечание: Детская йога не подразумевает какой либо религиозной направленности(если инструктор не является приверженцем восточной духовной системы йоги), поэтому родители являющиеся Христианами могут приобщать своего ребенка к самому древнему и эффективному искусству оздоровления тела - ЙОГЕ. Что думают врачи о детской йоге? Детский распорядок жизни в современности даже более стрессовый, чем взрослый. Врачи подчеркивают, что дети обладают большей пластичностью психики и гораздо лучшей усваиваемостью новой информации. Однако это вовсе не означает, что детям не нужна передышка в виде смены событий или спортивной нагрузки. Детская йога в Белоруссии или России не столь распространена, как в США и Европе, тем не менее с ее помощью можно сбалансировать жизнь ребенка и естественным образом переключить его внимание со сложностей обучения и компьютерных игр на концентрацию внимания и отдых. Конечно же, для того, чтобы ребенок занимался йогой, необходима консультация инструктора, особенно при наличии у ребенка каких-либо заболеваний. Но и в случае отсутствия такой возможности родители, заинтересованные в гармоничном воспитании ребенка, могут заняться йогой вместе с ним! Сначала о плюсах йоги для детей Во-первых, для занятий йогой не требуется специального оборудования – только удобная одежда и спортивный коврик. Практиковать йогу можно и по несколько минут в день, например, для утренней зарядки (равно как и для вечерней) необходимо всего 10-15 минут. Причем детские инструкторы по йоге утверждают, что зарядка может состоять всего из нескольких асан, не требующих особенных физических усилий, просто эти упражнения помогают организму проснуться. Во-вторых, детям, как правило йога очень интересна, поскольку многие асаны – это отображение природных явлений. Объясняя детям происхождение той или иной асаны и ее пользу для организма, можно в немалой степени заинтересовать их йогой. В-третьих, существует множество научно доказанных фактов положительного влияния йоги на здоровье детей. Причем, ее терапевтическое действие распространяется на многие заболевания, к примеру, английские исследователи недавно получили отличные результаты йога-терапии у детей с аутизмом (отклонение в психическом развитии ребенка, в основном выраженное в стойком нарушении контакта с окружающим миром, причем, такие дети бывают чрезвычайно развиты, обладают не по годам объемной массой разнообразной информации). Основная мысль исследования состояла в том, что дети способны гораздо больше, чем это предполагается, а целенаправленные занятия йогой способствуют большей концентрированности, самоосознанию и, что немаловажно, осознаю себя в обществе. В-четвертых, йога способствует формированию выносливости физической и умственной. А нормальная циркуляция крови, которую обеспечивают йогические асаны, способствует сохранению здоровья всех органов детского организма и их нормальному развитию. К примеру, проблема детского ожирения, столь распространенная в современном мире, может разрешиться в том числе и с помощью йоги. К сведению, по статистике ВОЗ каждый десятый ребенок в мире страдает ожирением. Известно, что если у человека в детском и подростковом возрасте имеются избыточные килограммы, то, скорее всего, проблема ожирения будет преследовать и во взрослом возрасте, а это значит наличие многих внутренних заболеваний… именно поэтому важно решить проблему лишних килограммов в детстве. В-пятых, йога может помочь и в том случае, когда у ребенка очень мало времени на отдых и расслабление. Методики йоги позволяют значительное и глубокое расслабление, а значит – восстановление работоспособности. Вот что советуют инструкторы по детской йоге в случае, если вы решили приобщить ребенка к искусству йоги самостоятельно. 1. Выделить специальное время для йоги: в первой половине дня или вечером, в зависимости от расписания ребенка. 2. Утренние занятия стоит составить из асан, приносящих бодрящий эффект, вечерние необходимо сочетать с глубоким расслаблением. 3. Начинать занятия можно с 10 минут, постепенно можно увеличить занятия до 20-30 минут. Но это лишь в том случае, если ребенок нормально переносит выполнение всех асан и не чувствует усталости в конце занятия. 4. Обращать внимание на дыхание ребенка – оно должно осуществляться только через нос, за исключением специальных асан с необходимостью более интенсивного выдоха через рот 5. Устройте занятия в игровой форме, дайте ребенку изобразить дерево или цветок именно так, как он это видит, а затем показать асану в правильном варианте. О предостережениях для занятий йогой Необходимо убедиться, что имеющиеся у ребенка заболевания не находятся в фазе обострения. Начинать занятия нужно с самых простых асан. По мере их освоения переходить к более сложным. Состояние ребенка должно находится под контролем врача, если имеются серьезные заболевания. Ни в коем случае не осваивать сложные, например, перевернутые асаны без ведения инструктора. Что такое детская йога? Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста и развития детей. Занятия йогой необходимы с самого раннего возраста. На занятии применяется методика совершенствования не только физического тела, но и души ребенка. Развитие тела – это физическое развитие. Выполнение поз йоги детьми помогает поддерживать здоровье, развивать гибкость, выносливость, умение концентрировать внимание. Развитие души заключает в себе познание мира и самого себя, чувственный, эмоциональный опыт ребенка в овладении им искусствами и воспитании искусства в нем – умении общаться с красотой. Только объединив и гармонично развив тело, душу ребенка, можно воспитать его свободной всесторонне развитой личностью. Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных, растения  или предметы.Группа состоит из детей от 4 до 12 лет. Занятия в группе «Йога для детей» отличаются от «взрослой» йоги. Дети легко и с удовольствием осваивают асаны ,дети близки они к  природе и играючи познают традиции древней хатха-йоги. О пользе детской йоги Дети - это маленькие йоги, они естественны и открыты от природы, они чистые и гибкие, их сознание свободно от страха и социальных стереотипов. Однако чем старше становится человек, тем больше он начинает терять свою природную гибкость физическую и психологическую. Хорошо, если с раннего возраста удается включиться в программу здорового образа жизни, тогда с возрастом человек не утратит легкости и подвижности тела, радостного отношения к миру, сохранит свежесть и молодость тела, духа и души. Детский вариант йоги был разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет. Регулярные занятия йогой с инструктором и дома помогут ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепят здоровье и  иммунитет, повысят сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправят осанку, помогут сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект йоги - рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения. Наилучшим способом общения с детьми является игра. Игра – это способ познания мира. «Игра помогает воспитанию, ибо она питает нашу любознательность и лежит в основе всякого развития и творчества», - говорил Блаженный Августин. Игра, а точнее сам факт наличия в любой игре правил, учит ребенка понимать, что в жизни есть тоже определенные законы. При этом, когда ребенок играет, он не испытывает страха, что может сделать что-то неправильно. Поэтому с йогой детей необходимо знакомить именно через игру. Подражание – еще один метод обучения детей. Названия асан, изображающих позы зверей, птиц, растений, даются в доступной и понятной детям форме. Например: «кузнечик», «цапля», «лягушка», «кошечка», «дерево» и т.д. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает внимание и наблюдательность. Занимайтесь вместе с детьми! Проявляйте сами интерес к физическим занятиям и тогда вы сможете легко увлечь детей, ведь йога так выразительна и занимательна! Развивайте дух здоровья в растущем человеке! Йога для детей Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости, хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов , ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений и впоследствии избежать таких распространенных заболеваний позвоночника как, сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным, не умеющим сосредоточиться, невнимательным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают. В подростковом возрасте йога поможет преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и душевное равновесие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и концентрации, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму и одновременно повысить самооценку и справиться со стрессами повседневной жизни. Все же, несмотря на большие различия в методах преподавания йоги для всех возрастных групп, общим принципом для них является динамичность и разнообразие. На занятиях детской йогой асаны сочетаются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии. Задача опытного инструктора – направить детскую энергию на созидание, на укрепление здоровья, следования здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру. В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.

 

Музыкально-ритмические движения в жизни детей

 

     

 

Спорт, тренировки

14.12.2010 01:23

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним» А.И.Буренина  Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.  Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.  Музыка, а в ее основу заложен ритм, является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения. Ритм в основе своей имеет моторную природу. Об этом с несомненностью говорят все наиболее фундаментальные экспериментально-психологические исследования, посвященные чувству ритма. В музыкально-ритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных образов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении), структура произведения, темповые, динамические, регистровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музыкально-ритмической основы произведения.  Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве. Базируется она на законах музыкального ритма. Для достижения положительных результатов движение должно быть организовано, точно дозировано в распределении времени, пространства и силы. Таким организатором является музыкальный ритм. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. С развитием музыкальных и двигательных навыков появляется способность изобретать и комбинировать по своему усмотрению полученный материал... Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу.  Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Именно через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Занятия ритмикой доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.  Исследованием проблемы музыкально-ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них Д.Б.Кабалевский, Б.М.Теплов, Е.А. Флерина, М. А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю.А. Двоскина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева, Н.А. Ветлугина, О.П.Радынова и многие другие.  Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений. Зачастую музыкальный предмет считается бесполезным занятием: «два притопа, три прихлопа» и больше ничего, но на самом деле это заблуждение. В качестве примера можно привести зарубежный опыт. В США и Японии музыка введена в качестве ежедневного урока, начиная с детского сада. Что же касается нашей страны, то занятия музыкой многими считаются не обязательными, если конечно ребенок не собирается учиться в музыкальной школе. Однако знания о том, какие возможности открывает перед ребенком музыка, заставляет прогрессивных педагогов относиться к ней совсем иначе. Нейропсихологи считают, что музыкальные способности – часть биологического наследия человека, они есть у каждого здорового ребенка. Нельзя дать им пропасть, потому что,  подавляя развитие каких-то отдельных способностей, мы тормозим развитие  всех  способностей, которые заложены природой в ребенке. Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых – музыкальное движение. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность музыкального руководителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыке. Необходимо с ранних лет развивать в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души. Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас «договаривают» тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно, но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения. Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки; от покачивания корпусом до радостного танца; от легкого шага до хоровода. Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. На занятиях крайне важна свобода творчества. Музыкально-ритмическое движение помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Воплощение эмоций, вызванных музыкой, в музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения. Музыкально-ритмическое движение всегда индивидуально, самоценно, самостоятельно и выражает волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творчеству. В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно. Сначала это происходит с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга. Для музыкального движения на занятии  очень важен выбор репертуара. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием классических шедевров. Нужно выбирать музыку, которая будет  побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.   Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки. Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.