6 класс
Урок освоения нового материала.
Тема: «Рисование портрета ребенка».
Цель: «Нарисовать портрет одноклассника (цы)».
Задачи:
- Обучающие:
1.Портрет - жанр изобразительного искусства.
2.Детский портрет - разновидность портретного жанра.
З.Основные этапы построения лица человека в фас.
- Развивающие:
1.Развитие логического композиционного мышления.
2.Развитие логического конструктивного мышления.
3.Приобщение к технике работы графитным карандашом.
4.Приобщениек технике работы акварельными красками.
- Воспитательные:
1.Формирование интереса к изучению истории возникновения портретного жанра.
2.Формирование интереса к изучению основных этапов построения лица человека в фас.
3.Формирование навыков самостоятельной работы.
Методы:
- рассказ;
- объяснение;
- демонстрация.
Средства:
Белая бумага (формат А4), графитный карандаш, ластик, точилка, акварельные краски, кисти №2, №6, сосуд для воды, палитра, салфетка.
Оборудование:
Магнитная доска, мел, репродукции портретов детей, технологическая карта рисования лица ребенка, 2 стула, 2 натурщика.
План урока:
1.Организационная часть (2 мин.);
2.Теоретическая часть (15 мин.);
3.Практическая часть (25 мин.);
4.Подведение итогов (3 мин).
Ход урока:
Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.
Существует много разновидностей портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет (рис.1), бюст (в скульптуре) (рис. 2), портрет в рост (рис. 3), групповой портрет (рис. 4), портрет в интерьере (рис. 5), портрет на фоне пейзажа (рис. 6) и др.
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Первые портреты были выполнены в Древнем Египте в виде статуй.
Изображение лица человека во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность. Мастера Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.
По числу изображений на одном холсте помимо индивидуального выделяют двойной (рис. 7) и групповой (рис. 8) портреты.
По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные (рис. 9) и камерные (рис. 10) портреты.
Портреты различают и по размеру. Самый маленький портрет называется миниатюрой (рис. 11).
Среди разновидностей портрета различают автопортрет - изображение художником самого себя (рис. 12).
Рисовать детей художникам было интересно всегда. На полотнах на религиозную тематику можно увидеть сюжеты изображения Богоматери с младенцем, изображения ангелочков в виде маленьких детей. Дети разных возрастов являются частыми персонажами в картинах с бытовыми сценками.
Детский портрет, как самостоятельная разновидность портретного жанра, появился очень давно. В Древнем Египте в технике энкаустики (восковой живописи) в 1 в. до н. э. были созданы первые портреты детей - знаменитые файюмские портреты.
В России большое количество художников стремилось рисовать детей. Чаще всего они изображали домашние сценки со своими чадами. Есть целые серии рисунков детей у художницы Зинаиды Серебряковой. Дети росли, менялись, взрослели, а их мать, знаменитая художница, имела уникальную возможность наблюдать и зарисовывать фигурки своих детей, постоянно показывая, как меняются их характеры, как дети превращаются из угловатых подростков во взрослых мужчин и женщин.
Рисовать маленького ребенка - натурщика - задача непростая, потому что он всегда активен и находится в движении. Ребенок постарше уже может попозировать художнику. Но на полчаса в день. В эти полчаса мы постараемся уложиться.
Начинать рисунок необходимо с хорошо организованного рабочего места. На столе не должно быть никаких посторонних предметов, кроме рисовальных принадлежностей. Натурщика лучше посадить на стул перед рисующим и попросить его зафиксировать взгляд в одной точке.
Лист лучше расположить вертикально. Затем следует поделить его пополам тонкой светлой линией. Рисовать голову нужно по этапам.
Этапы рисования лица человека в фас.
1.Нахождение лицевого и мозгового отделов черепа.
2.Нахождение на лицевом отделе трех линий: линии глаз, линии носа, линии рта.
3.Нахождение линии ушей.
4.Построение глаз.
5.Построение носа.
6.Построение рта.
7.Построение ушей.
8.Определение контура лица.
9.Построение подбородка.
10.Формирование прически.
11.Построение шеи и линии плеч.
Работа в тоне или цвете может осуществляться в той же последовательности. Отличительными чертами рисования лица взрослого человека от детского являются анатомические особенности строения черепа. У детей голова более круглой формы, а у взрослых людей - овальной. Это связано с физиологическими изменениями в растущем и изменяющемся еще неокрепшем детском организме. Поэтому дети имеют пухлое лицо, часто меняющуюся мимику и выражение глаз.

3