Урок литературы. 7 класс
Тема: «Детство как открытие мира, самопознания ребенка, драматическое познание им противоречий жизни».
Целевые установки урока
1.Образовательная
На образе главного героя повести проследить, как душевные переживания ребенка способствуют его нравственному становлению.
2.Развивающая:
Совершенствовать умение работать с художественным текстом. Формировать умение аргументировать собственную позицию.
3.Воспитательная
Формировать умение сотрудничать, воспитывать культуру речи.
Тип урока
Комбинированный.
Методы
Репродуктивный, проблемный.
Организационные формы обучения
Индивидуальная, групповая. парная
Технологии
ТРКМ, технология проблемного обучения.
Оснащение и оборудование: мультимедийный комплекс.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Стадия вызова
Цель:
Актуализировать уже имеющиеся знания у учащихся.
ЭПИГРАФ
Смотрите на детей, учитесь у них, будьте, как они.
Л.Н.Толстой
а) Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами говорили о жизненном пути русского писателя. Перед вами портрет великого мастера слова. (Слайд №1). Подпишите портрет, используя слова-определения, слова-характеристики и эмоционально окрашенные слова, которые представили бы нам этого писателя.
Через 1-2 минуты дети читают придуманные варианты: Л.Н.Толстой, известный русский писатель, талантливый, сомневающийся, думающий, совестливый.
б ) Найти ошибку (верные и неверные утверждения) Слайд № (2) Индивидуальная работа, взаимопроверка.
Л.Н.Толстой родился в 1836 году в усадьбе Ясная Поляна. Рано лишился родителей, свою трагичную любовь перенес на литературных героев. Любимые произведения: Сказки» 1001 и одна ночь», Погорельский « Черная курица», русские былины, народные сказки, стихотворения Пушкина, рассказы Чехова. Закончил университет. Под влиянием старшего брата поступил на службу в артиллерию на Кавказе. В 1852 году опубликовал повесть «Детство». Затем « Отрочество», « Молодость» в журнале «Отечественные записки». Последние годы жил в Тарханах, без которой не мог представить себе России. Там построил школу для крестьянских детей, которых учил. Написал азбуку для детей, куда вошло более 100 рассказов, сказок, басен. Повесть «Детство является полностью автобиографическим произведением. В повести 28 глав, действие происходит в течение 7 месяцев.
в) Беседа.
Толстой утверждал, что люди как реки? ( ответ учеников: исток)
- А что является истоком человеческой жизни? ( ответы: родители, семья, детство, родной дом)
-Мы, взрослые, когда говорим о детстве, часто употребляем слово счастье. А какие ассоциации вызывает у вас это слово? Запишите.
- В жизни любого человека происходит много событий, одинаково ли мы воспринимаем то, что произошло сегодня и через десятилетия? Почему?
II.Стадия осмысления.
Цель.
Соотнести полученные сведения с собственным духовным миром.
Сегодня мы поговорим о детстве великого человека, о некоторых событиях он рассказал сам. Главным героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев.
-Понравилась ли вам эта повесть?
-На какие бы вопросы вы хотели получить ответ? Примерные ответы. Детство – это счастливая или сложная пора? Чему мы можем научиться в детстве? Почему взрослые так любят вспоминать свое детство.
-Объявление темы урока.
Сама повесть интересна тем, что впервые взрослому человеку удалось так правдиво заговорить от имени ребенка, передать его мысли, чувства, огорчения. Все события связаны с десятилетним мальчиком: они или происходят с ним, или передаются в его восприятии. Николенька не только совершает какие-либо поступки, но и старается их осмыслить, даже исправить что-либо в своем поведении, старается понять поступки взрослых. Чтобы лучше понять характер мальчика, мы обратимся к трем главам: « Детство», « Наталья Савишна», «Ивнины»
а) глава « Детство»
- Каким настроением проникнута эта глава?
Анализ главы с точки зрения морфологии:
-Какого времени используются глаголы? Почему? Ответ - настоящего; автор, взрослый человек, свою жизнь он не мыслит без воспоминаний о детстве.
- В чем синтаксическая особенность последнего предложения? ( много вопросительных предложений ) Почему? Ответ. Нужно стремиться к чистоте, вере и любви, которыми ты обладаешь в детстве.
-В главе «Детство» заключена основная мысль. Найдите ее в тексте. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»
б) глава «Наталья Саввишна
Обращение к личному опыту.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вас, по вашему мнению, незаслуженно обижали те, кого вы любите? Легко ли вы прощали обиду?
- Подберите слова из текста, которые можно считать эпиграфом к этой главе.
( Вся ее жизнь была любовь и самопожертвование»)
Лексическая разминка:
Определите по толковому словарю значение слова « самопожертвование».
Подберите синонимы (самоотречение, жертвенность).
Подберите антонимы (эгоизм, себялюбие).
(Самопожертвование - жертвование собой, своими личными интересами для блага других»).
Попытаемся доказать, что жизнь Натальи Саввишны- пример бескорыстного служения, преданности, самоотдачи.
Какие эпизоды жизни героини выделены особо.
а) Попытка устроить личное счастье.
б) Обида на барышню, которая , желая вознаградить свою няню, подарила ей вольную.
В) Эпизод со скатертью.
На этом эпизоде остановимся поподробнее, так как в нем, как и в жизни, много сложного.
- Какими лексическими средствами передано переживание Натальи Савишны? ( Робко подошла, начала увещевать, «простите меня, дуру», « я виновата»).
-Почему няня так резко и грубо наказала Николеньку? Видимо, разгадка заключена в словах матери. Найдите эти слова. ..»Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика». Няня наказала мальчика, как наказала бы собственного сына.
-На что больше всего обиделся Николенька? Найдите в тексте объяснение (« Бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку»).
- Пересказ эпизода от лица Натальи Савишны.
- Какой писатель с такой же любовью и нежностью относился к своей няне. Перед вами портрет Арины Родионовны. Опишите его. (Слайд № 3)
- Представьте, что вы режиссер. Опишите, как, на ваш взгляд, должны выглядеть главные герои этой главы. Ответ аргументируйте.
- Какой главный вывод сделали для себя.
б) Глава « Ивины» .
-Давайте вспомним причину конфликтной ситуации.
-Почему мальчики так относятся к Илиньке?
-Какова реакция других ребят на происходящее?
-Какой прием использует Толстой для определения поступков героев ( антитеза, противопоставление внешности, характера, поступков).
-Заполнение схемы « Внешность, характер, поступки главных героев» (работа в группах)
В
ЛАСТНЫЙ, ДОБРОДУШНЫЙ,
К
АПРИЗНЫЙ ПОКОРНЫЙ,
РОБКИЙ




СЕРЁЖА ИЛИНЬКА





НИКОЛЕНЬКА


УНИЖАЕТ, ТЕРПИТ,
ПОДАВЛЯЕТ ОБИЖАЕТСЯ,
СТРАДАЕТ,


СМУГЛЫЙ, КУРЧАВЫЙ, ТВЕРДЫЙ НОСИК, ВЫСОКИЙ,ХУДОЙ, БЛЕДНЫЙ.
ПРЕКРАСНЫЕ ГЛАЗА, БОЙКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА. ПТИЧЬЯ РОЖИЦА, ДОБРОДУШНО- ПОКОРНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
- Пред вами четыре портрета мальчика. ( Слайд №4-7) Все эти картины были написаны в 19в. Какие из них подходят к иллюстрации характеров главных героев. Свой выбор аргументируйте (работа в парах).
-Как переосмысливает случившееся взрослый Иртеньев? Найдите строки в тексте.
Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?
Мы проанализировали 3 главы. Подберите цитату к каждой главе, объясните свой выбор ( работа в группах). (Слайд 8).
«Постарайтесь полюбить того, кто обидел тебя. И если тебе удастся это сделать, то тебе тотчас станет очень хорошо и радостно на душе». (Л.Н.Толстой)
«»Где мальчик, которым я был,- во мне еще или ушел». (П.Неруда)
«Все окружавшие мое детство лица - от отца до кучера - представлялись мне исключительно хорошими людьми». (Л.Н.Толстой)
« Нужно сильно потрясти детские чувства, и тогда они надолго сохранят все прекрасное» (Н.В.Гоголь)
« Кто из живых людей не знает блаженного чувства, испытанного чаще всего в раннем детстве, при котором хочется любить всех: и близких. И злых людей, и врагов, и собаку; хочется одного - чтобы всем было хорошо, чтобы все были счастливы» (Л.Н.Толстой)
Определить литературного героя по цитатам. (Слайд 9).
«….напудренная голова и чулки с пряжками молодого официанта Фоки пленили ее любящее сердце».
«……вот она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной рукой провела по моим волосам, и над моим ухом милый знакомый голос».
«…..это был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением».
«….смуглый, курчавый мальчик, со вздернутым твердым носиком, очень свежими красными губами, темно-голубыми прекрасными глазами».
Рефлексия урока.
Цель:
Проанализировать, интерпретировать полученные знания.
-Написание синквейна, ключевое слово-детство.
-Какая глава показалась вам более интересной? Почему?
-Какие уроки жизни вы взяли для себя из нашего урока:
-детство - счастливая пора
-детство - сложная пора
-взрослый человек по- новому оценивает пережитое
-нужно уметь прощать и просить прощение
-нужно уметь сострадать.
4. Домашнее задание. Прочитать повесть « Детство» до конца.