СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девичьи посиделки «швея швею по наперстку узнает»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  •  ознакомить с историей отделки юбки-поневы, лоскутного шитья и вышивки-росписи в России;
  •  рассказать о современных отделочных материалах, их ис­пользовании в моделировании юбок;
  •  изучить технологию настрачивания отделки;
  •  научить приемам наметывания и настрачивания тесьмы, кружева в соответствии с техническими условиями;
  •  ознакомить с последовательностью технологических опе­раций по изготовлению юбки на резинке;
  •  изучить способ обработки боковых срезов юбки стачным швом, научить соединять полотнища юбок;
  •  познакомить с техникой выполнения вышивки-росписи и лоскутного шитья;
  •  научить выполнять орнаментальные полоски на салфетках.
  •  воспитывать точность, аккуратность;
  •  совершенствовать навыки в работе с иглой и на машинке;
  •  стимулировать интерес к истории и традициям русского костюма и современному моделированию.

Просмотр содержимого документа
«Девичьи посиделки «швея швею по наперстку узнает»»


ДЕВИЧЬИ ПОСИДЕЛКИ «ШВЕЯ ШВЕЮ ПО НАПЕРСТКУ УЗНАЕТ» (для учащихся 6-7 классов)

Цель:

  • ознакомить с историей отделки юбки-поневы, лоскутного шитья и вышивки-росписи в России;

  • рассказать о современных отделочных материалах, их ис­пользовании в моделировании юбок;

  • изучить технологию настрачивания отделки;

  • научить приемам наметывания и настрачивания тесьмы, кружева в соответствии с техническими условиями;

  • ознакомить с последовательностью технологических опе­раций по изготовлению юбки на резинке;

  • изучить способ обработки боковых срезов юбки стачным швом, научить соединять полотнища юбок;

  • познакомить с техникой выполнения вышивки-росписи и лоскутного шитья;

  • научить выполнять орнаментальные полоски на салфетках.

  • воспитывать точность, аккуратность;

  • совершенствовать навыки в работе с иглой и на машинке;

  • стимулировать интерес к истории и традициям русского костюма и современному моделированию.

Ход посиделок

Ведущая. Мы собрались с вами на наши посиделки, чтобы поделиться друг с другом своим мастерством в области шитья, рассказать интересные истории о том, что представляет собой юбка-понева, как ее шили и украшали наши бабушки и праба­бушки, быть может, кто-нибудь поделится историей о вышивке- росписи? лоскутном шитье?

Прежде всего, я хочу напомнить вам, что ни одна швея не обходится без определенного набора инструментов, о некоторых из них мы сейчас вспомним. (Берет шкатулку, в которой ле­жат иглы, ножницы, нитки, наперсток и т. д.)

Я хочу познакомить вас с теми, кто живет в шкатулке. Это мои соседи и друзья. Они постоянно помогают в работе. Это ножницы, у них длинные концы, они могут резать большие куски ткани. У настоящей мастерицы всегда они под рукой. Просто работа у них такая - кусать, резать .ткань и нитки.

Иголки - трудяги. Они без устали снуют туда и сюда. С иголкой надо обращаться умело, держать ее крепко и аккурат­но, а то она может ужалить.

Для работы с иголкой, чтобы не уколоться, придумали на­персток. Вот он какой! Он похож на шлем воина. Наперсток надевается на средний палец, который теперь защищен от уко­лов иглы и ему легко подталкивать иголку в ткань.

Вспомнили о наших друзьях-помощниках, а сейчас я пред­лагаю совершить экскурс в историю поневы на Руси.

1-я ученица. В глазах наших предков женщина была земным священным существом, в тело которого входит священ­ный дух предков, чтобы вновь воплотиться через ребенка. По­этому женщину сознательно стремились сохранить, сберечь от всякого посягательства на ее духовную и физическую красоту. Так же, с древних времен, человек стремился защитить ранимые части тела. Поэтому люди придумали обереги. У женщин обере­гами были бусы, серьги, кольца, браслеты. Одним из видов обе­регов было украшение одежды по вырезу, рукавам, низу одеж­ды. Низ поневы украшали полосками цветной ткани, вышивкой, тесьмой, плетенной ручным способом или на станке. Самые на­рядные, украшенные богато и обильно поневы носили девушки и молодицы. Иногда к трем традиционным полотнам поневы добавляли четвертое полотно - «прошву». «Прошву» вырезали из другой ткани и делали чуть короче, чтобы снизу надставить «подпольником» из основной ткани поневы. Внешне получалось что-то вроде передника. «Прошву» украшали вышивкой, вариа­циями из полос. Пожилые женщины ограничивались только ук­рашением из полос по низу всей поневы. Различались по отдел­ке поневы праздничные и повседневные. Будничные поневы от­делывались по низу узкой домотканой полоской кумача или тесьмы. А в праздничных поневах большое внимание уделялось «клапсе» - так называли отделки по подолу понев, в которых использовалось все богатство отделки: многоцветные вышивки, позумент, мишурные кружева из золоченых и посеребренных нитей, травчатые ленты, вьюнки, блестки, стеклярус.

В е д у щ а я . А кто может рассказать о видах отделок?

2-я ученица. Я расскажу вам о современных видах отде­лок, которыми вы можете украшать юбку сейчас. Тесьма - это полоски разной ширины. Тесьма бывает плетеная и вязаная. Плетеная тесьма может быть получена на машинах или ручным плетением. Она обладает повышенной растяжимостью во всех направлениях. Наиболее известные виды тесьмы: «вьюнчик», ажурная, отделочная.

Ленты - это тканые полоски различной ширины, вырабаты­ваются на лентоткацких станках простым, ворсовым, узорчатым переплетением. Для лент используется хлопчатобумажная, льня­ная, штапельная, шерстяная, шелковая и синтетическая пряжа. По окраске ленты выпускают одноцветные и пестротканые.

Кружево - это прозрачное, ажурное изделие, изготавливае­мое плетением, вязанием, вышиванием. Кружево изготавливают в виде полотна, которое потом разделяют на отдельные полосы в виде ленты. Кружева бывают ручной и машинной работы. Ручные кружева: плетеные, вязаные и филейные.

Шитье - это полоски тонкой, отбеленной ткани с отвер­стиями, заключенными в вышивку. Выполняют на специальных машинах-автоматах с программным управлением. Выпускают шитье в виде кроя и прошивок.

Ведущая. А вот теперь мы можем приступать к выполне­нию практической работы.

Практическая работа.

  1. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь и сметать швом шириной 1 см.

  2. Стачать детали на расстоянии 0,1 см от отметочных стро­чек к срезам. Закрепить концы строчек.

  3. Удалить нитки строчек.

  4. Шов разутюжить или заутюжить.

3-я ученица. Пока мы выполняем практическую работу, я расскажу вам забавную историю...

Как-то поглядел чертенок на работу портного. И показалось чертенку, что тот уж очень долго возится со своим шитьем. Слишком часто в иголку нитку вставляет. Пока оторвет нитку, пока в иголку вставит, а время-то уходит. И подумал чертенок: «Я бы проворней управился с шитьем». Подумал и окликнул портного:

- Эй, портной, давай поспорим, что я быстрее сделаю твою работу.

Портной удивился словам чертенка, задумался на минутку и согласился на предложение. Взяли они по куску ткани, нитки и иголки и принялись за работу. Чертенок, не будь простаком, от­мотал нитку длиннющую, с версту, вдел в иголку и стал ею ору­довать. Проткнет ткань иглой и бежит в другой угол избы, нитку за собой тянет, потом обратно бежит к столу, а сам путается в нитке, ругается. А портной сидит себе на месте, знай отрывает нитки небольшой длины, шьет себе да шьет. Чертенок и одной строчки никак не закончит, а у портного уже вся работа готова. Проиграл, проспорил самоуверенный чертенок.

В чем же секрет портного? В том, что он отрывает нитку длиной со свою руку - от пальцев до локтя. Это самая удобная длина нитки - и путаться не будет, и быстрее работа идет.

Ведущая. Из рассказа стало понятно, какая длина нитки должна быть при выполнении ручных работ. А какое самое пер­вое и главное правило в искусстве шитья? Знаете? Семь раз от­мерь - один раз отрежь!

4-я ученица. А я хочу поделиться с вами, каким образом нужно настрачивать отделку: тесьму или кружево.

  1. Наметать тесьму (кружево) вдоль размеченной линии стежками1см.

  2. Настрочить тесьму на изделие:

а) тесьму «вьюнчик» - посередине;

б) тесьму узорную - двумя строчками на 0,1 см от края;

в) кружево - одной строчкой сверху на 0,1 см от края.

  1. Удалить временные стежки.

  2. Приутюжить изделие.


5-я ученица. А у меня для вас есть сказка «Гуси- лебеди», где необходима ваша помощь, итак, я начну:

- Жили-были мужик да баба, были у них сынок и дочка. Ушли родители на базар, оставили дочь присматривать за брат­цем. Девочка заигралась с подружками. Налетели гуси-лебеди, унесли брата. Девочка лишь увидела, как скрылись они за ле­сом. Бросилась она их догонять. Бежала полями, лесами, добе­жала до полянки с избушкой на курьих ножках. Видит: на трав­ке братец играет. Подкралась, схватила и побежала прочь. А гу­си-лебеди - вдогонку, летят, нагоняют. Куда деваться? Впереди речка течет - кисельные берега. Просит девочка реку-матушку помочь, спрятать их с братцем. Речка отвечает: «Поешь моего киселька да ответь на вопросы, как ты шила свою красивую по­неву, тогда и помогу, спрячу». Давайте поможем девочке отве­тить.

1-й вопрос: Какими швами сшита юбка? (Стачным швом.)

2-й вопрос: Почему ты выбрала такой шов для соединения полотен по боковым сторонам?

Конечно, девочка ответила именно так, отведала киселька, а речка спрятала детей под бережком. Гуси-лебеди пролетели, не заметили. Бегут дети дальше, а гуси-лебеди воротились, летят навстречу. Беда! Видят дети - впереди яблонька стоит. Девочка просит: «Яблонька-матушка, помоги, спрячь нас с братцем!» «Отведай мое яблочко да ответь на вопросы - помогу», - молвит яблонька. Ест девочка лесное яблочко и отвечает на вопросы.

1-й вопрос: Каким швом ты обрабатывала низ юбки и по­чему?

2-й вопрос: Зарисуй схему стачного шва вразутюжку и стачного шва взаутюжку.

Правильно, хорошо помогаете детям.

Яблонька обрадовалась и заслонила деток ветками, а гуси- лебеди пролетели мимо. Вышла девочка, схватила братца и по­бежала. Бегут они, вот уже и дом виднеется. Но гуси-лебеди до­гоняют, увидели ребят, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. К счастью, на дороге печка стоит. «Сударыня печка, спрячь нас!» - просят дети. «Ответь сначала на мои вопросы да съешь моего ржаного пирожка - помогу», - молвила печь.

1-й вопрос: Какие операции ты выполняла при обработке низа юбки?

2-й вопрос: Как ты понимаешь слова «сметать», «застро­чить», «заметать», «стачать»?

Молодцы, дружно помогали детям. Они быстро залезли в печь. А гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели. Детки счастливые добежали до дома, а вы молодцы, очень хо­рошо помогали!

6-я и 7-я у ч е н и ц ы . А мы расскажем вам о лоскутном шитье.

6-я ученица. Послушайте историю развития лоскутного шитья.

Искусство лоскутного шитья давно известно многим наро­дам мира. До недавн6его времени принято было считать, что лос­кутное шитье возникло в Англии, затем «переселенцы» занесли этот вид рукоделия в Америку, где оно получило широкое раз­витие, обретя со временем статус национального искусства. Од­нако можно предположить, что лоскутное шитье как вид до­машнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады из кроя - тот мате­риал, бережное отношение к которому и явилось мотивом заро­ждения и существования шитья из лоскута.

В России лоскутное шитье стало активно развиваться с сере­дины XIX века, когда широкое распространение получили хлоп­чатобумажные ткани фабричного производства. Хотя имеются свидетельства, что еще в XVII веке старообрядцы использовали так называемые подручники - молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов и символизировал девять ангель­ских чинов.

Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской семье. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики- кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и ра­довали глаз.

Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаком бедности. И лишь в семидесятые годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.

С тех пор интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства неуклонно растет. Все больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом. Проводятся фестивали и конкурсы. Первый фестиваль прошел в 1997 году. Он показал, как много людей увлечены художествен­ным лоскутным творчеством, как разнообразны и самобытны работы мастеров.

7-я ученица. А теперь о традиционном лоскутном шитье.

Необходимо различать современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, и подлинно народ­ное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях, селах и малых городах России.

Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX веке, когда фабричные ткани стали предметом повседнев­ного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода. В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскут­ных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было ча­стью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на ро­ждение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

Богатейший опыт народных мастериц - русских крестьянок - лежит в основе творчества многих современных мастеров лос­кутного шитья, служит источником выработки новых приемов создания лоскутных одеял, покрывал, различных ковриков.

Традиционные изделия из лоскутов отличаются разнообра­зием фактур и способов изготовления.

Наиболее оригинальный прием в лоскутном шитье - на­шивание на основу мелко нарезанных лоскутков. Необработан­ные цветные лоскутки располагают очень плотно друг к другу и прикрепляются к основе в середине лоскута вручную или ма­шинной строчкой. Этот прием позволяет достичь объемности, фактурности полотна.

В рисунке лоскутной мозаики традиционных изделий, как правило, присутствуют детали в форме полоски, квадрата, тре­угольника, то есть тех фигур, которые могли быть выпадами от прямого кроя русского костюма.

К общим отличительным признакам русского лоскутно­го шитья можно отнести: преобладание мажорного колорита, динамичность композиции. Характерен для русского лоскутного шитья орнамент полотна одеяла, собранного из отдельных фрагментов, близких по рисунку и размеру, но разнообразных по цвету.

6-я ученица. Ткань - наиболее распространенная разно­видность текстиля, основа для шитья. От раскроя ткани при из­готовлении швейных изделий остается много разноцветных узорчатых небольших кусочков ткани - лоскутов, которые яв­ляются прекрасным материалом для творчества.

В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшая в употреблении, и новая ткань. Из текстильных лоскутов делают одеяла, подушки, панно, салфетки, игрушки, сувениры. Лоскут используется в костюме в качестве декора. Детали одежды могут выполняться полностью из лоскутов или использоваться в качестве отделки.

Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, толщине и плотности. Эти и другие различия тканей при изго­товлении художественных изделий могут служить изобрази­тельными средствами. Так, например, сочетание различных тка­ней (ситец, вельвет, бархат, атлас, мешковина) обогащают фак­туру лоскутного полотна в целом, делают его более выразительным в художественном отношении.

Особого внимания заслуживают цвет и рисунок ткани. При использовании в орнаментальном рисунке тканей разнообраз­ных цветов можно достичь высокой степени декоративности лоскутного полотна. Цвет и рисунок ткани определяют узор лоскутков. В лоскутном творчестве используются гладкокраше­ные ткани и узорные. Рисунок на ткани может быть крупным и мелким, плотным и разреженным, равномерно и неравномерно расположенным, растительным и геометрическим, четкого очертания и как бы размытым. Рисунок ткани может быть одно­цветным и многоцветным и располагаться на разноцветных фо­нах. В одном небольшом лоскутке иногда можно насчитать до десятка различных цветов и оттенков.

Наиболее употребимы в лоскутном творчестве ткани с мел­ким растительным рисунком, занимающим все поле ткани. С крупным рисунком нужно быть осторожнее. Неудачно подоб­ранный рисунок лоскута (например, резкие, контрастные линии крупного рисунка ткани) может нарушить композицию полотна. Ткани с ритмическим рисунком, такие как клетка и полоска, мо­гут дать необычный декоративный эффект, если их применять осмотрительно.

Предпочтительнее использовать ткани плотных сочных цве­тов. Проигрывают в лоскутных изделиях большие фрагменты пастельных цветов, бельевые ткани с редким рисунком на свет­лом фоне.

Каждый лоскуток ткани - это отдельная система со своей цветоорнаментальной организацией. Чтобы соединить множест­во таких систем в единое целое, не получив при этом малохудо­жественный хаотичный беспорядок, чтобы добиться цельности, художественной выразительности изделия, необходимо обла­дать не только художественным вкусом, но и соответствующи­ми знаниями. Знания закономерностей цветовых сочетаний, по­строений орнаментальных композиций помогут не допустить грубых ошибок в работе и добиться желаемых результатов.

7-я ученица. Гармония и колорит занимают в художест­венном лоскутном шитье важное место. В практике художест­венного лоскутного шитья необходимо добиваться, чтобы каж­дый цвет, взятый в сочетании с другими цветами, не выпадал, а создавал общее впечатление главного, основного тона. Все цве­та лоскутного произведения должны быть связаны между собой. Богатство колорита не в пестроте, а в разнообразии оттенков и переходов цвета. Фон должен быть подчинен ведущему цвету композиции. Обдумывая будущее произведение, необходимо определить его ведущий цвет, а затем в нем искать все осталь­ные оттенки. Цвет, колорит в лоскутном шитье играют решаю­щую роль. Оригинальная композиция может быть испорчена неудачным подбором цветов. И наоборот, недостаточно вырази­тельный рисунок можно усилить путем умелого подбора цветов.

Чтобы получить гармоничное сочетание цветов, необходимо соблюдать определенные закономерности. Гармония в цвете - это согласованность цвета, равновесие цветовых пятен. Гармо­ничность сочетаний часто заключается в уравновешенности те­плых и холодных тонов, а также в сопоставлении близких цве­тов, воспринимающихся как оттенки одного цвета. В подборе цветовых сочетаний существенную роль играет тональное со­подчинение цветов, или колорит.

Колоритом называется взаимоотношение всех тонов и кра­сок художественного произведения в смысле подчинения их общему тону. Колорит, в зависимости от преобладания опреде­ленных тонов, может быть светлым или темным, ярким или мрачным, бодрым, сдержанным, холодным или теплым. Коло­рит - это цветовой строй произведения. Колористическое един­ство всех элементов декоративной работы достигается с помо­щью цветовых контрастов или нюансов.

6-я ученица. Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Орнаментальные изображения обладают исключительной спо­собностью доставлять эстетическое наслаждение.

Основной закономерностью орнамента является периодиче­ская повторяемость мотива, и именно это производит эстетиче­ское впечатление. Для орнамента характерны также перевод ре­альных форм и предметов в условные орнаментальные изобра­жения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных пред­метов и архитектурных сооружений.

Орнаменты подразделяются на следующие виды: техниче­ский, символический, геометрический, растительный, каллигра­фический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный.

Все орнаменты условно можно разделить на изобразитель­ные и геометрические.

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комби­наций.

В лоскутном шитье геометрический орнамент играет веду­щую роль. Технология соединения простых по форме деталей проще, чем соединение деталей сложных геометрических или лекальных форм. Простые, лаконичные очертания зрительно воспринимаются лучше, чем сложные и многодетальные формы. Вот почему именно геометрический орнамент наиболее употре­бим в лоскутном шитье.

Один из основных путей создания геометрического орна­мента - это постепенное упрощение и схематизация (стилиза­ция) мотивов, которые изначально имели изобразительный ха­рактер.

Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира: растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мо­тивы), человека (антропоморфные мотивы). Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не вос­производятся, как в живописи или графике. В орнаменте при­родные формы требуют той или иной меры упрощения, стили­зации и в конечном счете - геометризации.

Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно но­вое. Существующая форма упрощается до предельно обобщен­ной, знакомой геометрической фигуры. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утраче­но природной формой при упрощении и обобщении, возвраща­ется к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоско­сти изображения, колористических решений форм в орнаменте.

В художественном творчестве с использованием текстильно­го лоскута в качестве изобразительного материала на стадии за­мысла, поиска орнаментального решения следует учитывать и использовать технологические возможности разнообразной ра­боты с лоскутом. В наибольшей степени это относится к лос­кутному шитью.

7-я ученица. Теперь о понятии композиция орнамента.

Композиция - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.

Создание композиции из лоскутов ткани - это выбор орна­ментальной и колористической темы, рисунка, сюжета и взаи­морасположение его частей.

Орнаментальная композиция - составление, построение, структура узора. К элементам орнаментальной композиции и одновременно его выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура. Эти элементы композиции в произ­ведении преобразуются в орнаментальные мотивы.

Говоря о закономерностях орнаментальной композиции, преж­де всего нужно сказать о пропорциях. Пропорциям и пропор­циональным отношениям в любом искусстве принадлежит оп­ределяющая роль. Без верно выбранных пропорций не может быть художественного произведения.

Пропорции - это соразмерность элементов в отношении к целому и один к другому, придающая изделию или орнаменту эстетическую выразительность и гармоническую завершенность.

6-я ученица. Понятие о техниках лоскутного шитья.

В лоскутном шитье существуют различные технологи­ческие способы соединения лоскутных деталей разнооб­разных геометрических форм. Особо следует выделить способы создания различных фактур лоскутных полотен. Эти способы разнообразны, довольно просты в исполнении и придают изде­лию необыкновенную декоративную выразительность. Наи­больший эффект достигается при сочетании в одном изделии различных техник.

Необходимо отметить, что для традиционного лоскутного шитья России характерно большей частью шитье вручную, без основы, пришивание лоскутов друг к другу внахлест швом по­верху, использование неодинаковых по размеру деталей.

Сочетание технологичности и художественности с опорой на национальные традиции - такая тенденция наметилась в лос­кутном шитье в последние годы. Причем технологические спо­собы и приемы зачастую используются и как средство декора­тивной выразительности.

Многие рисунки в лоскутной мозаике имеют названия, при­думанные художниками, мастерами лоскутного шитья. В тради­ционном крестьянском шитье таких названий немного. На Руси шили лоскутные полотна, используя в основном такие формы деталей рисунка, как полоска и треугольник. И называлось это «шить шпалами» и «уголками». В современном лоскутном ши­тье существует большое разнообразие рисунков, орнаментов,

зачастую имеющих сложную геометрию, состоящих из деталей различных форм и размеров.

7-я ученица. Я хочу рассказать вам историю о вышивке. Императрица Екатерина II скучала. Перед императрицей сидела робкая, некрасивая, но милая девушка в обычном русском сара­фане и вышивала. Игла с ниткой сновала по голубому бархату. Рядом лежали готовые куски материи с вышитыми тюльпанами, путаницей трав и звездами, похожими на снежинки.

Екатерина чуть скосила глаза. Она не торопилась разгляды­вать узор: пусть мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор. Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, скосив глаза, теперь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые тра­вы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как заду­шевная песня. А звезды - большие и малые - тысяча звезд - об­разовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далеким голубовато-золотым огнем. Шитое платье понравилось импе­ратрице. Екатерина отметила платье, вышитое скромной тор­жокской девушкой.

Но когда пришло время отпускать мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы: «Ты сотворила красивую вышивку, хотя сама ты некрасивая. Я хочу наградить тебя». Она протянула горсть больших сереб­ряных рублей со своим изображением. Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина II распорядилась: «Красивую вы­шивку должны выполнять красивые мастерицы. Разве нет на Руси красавиц? Надо их послать в Торжок». С разных концов России в Торжок направили красивых крестьянских девушек- вышивалыциц. Многие плакали, расставаясь с близкими, но ос­лушаться не смели.

Суть этой истории в том, что вышивку создают не только некрасивые девушки, но и красавицы могут быть рукодельни­цами. Недаром говорится в пословице: «С красивого лица воду не пить», а Достоевский говорил: «Красота спасет мир».

8-я ученица. А теперь послушайте, в каких областях за­нимались росписью, в каком веке этот вид росписи появился и в чем отличие этой вышивки от других.

Народная вышивка русского Севера, куда входят Архангель­ская, Новгородская, Псковская, Ленинградская области, отлича­ется большим разнообразием орнаментальных мотивов и техни­ческих приемов исполнения узора. Наибольшее распростране­ние в прошлом имели счетные швы, которые тесно связаны со структурой ткани. Шов «роспись» имел в XIX в. наибольшее распространение на Севере. У него были разные названия: полу­крест, двусторонний шов, досюлъный (старинный шов). В гео­метрическом орнаменте северных вышивок предпочтение отда­валось крупным формам. Главную роль играл ромб в разнооб­разных сочетаниях. В далеком прошлом, в период возникно­вения и развития земледелия и связанных с ними культов, ромб у древних славян был наделен многозначной символикой. Он являлся в те далекие времена знаком солнца, огня, плодородия и возрожденной жизни. По древним воззрениям славян, эти знаки- символы, размещенные на определенных местах одежды или на других предметах быта, предохраняли человека от враждебных сил природы и способствовали благополучному течению жизни. Другие геометрические формы имели свою смысловую значи­мость.

Позднее прямое смысловое значение этих мотивов было за­быто, но, по традиции, их изображали как доброжелательные знаки. Так, геометрические формы становятся основой для раз­вития орнаментальной композиции. Постепенно, в течение не­скольких столетий шло формирование орнамента геометриче­ского характера. Но по-прежнему основным оставался ромб.

Кроме геометрических мотивов в народной вышивке XVIII— XIX веков широко было распространено изображение цветов, кустов и деревьев. Растительный узор мастерицы нередко соче­тали с фигурами птиц, зверей.

В вышивках, выполненных швом «роспись», растительные мотивы обычно располагали в ряд и они получались симмет­ричными, строго линейных очертаний. В них указывается изо­бражение пушистых прозрачных елочек, лиственных деревьев с мощными стволами и раскидистыми ветвями.

9-я ученица. Немного о шве «роспись».

Шов «полукрест» или «роспись» может выполняться в виде небольшой узкой полоски.

Этот шов двусторонний. Узор, выполненный на лицевой стороне, повторится на изнаночной; он строится из прямых, вер­тикальных и диагональных стежков.

Шов «роспись» выполняют двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему узору.

Сначала швом «вперед иголку» надо обвести контур узора, выполнить по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура, затем движением иглы в обратном направле­нии заполнить пропущенные места и детали узора, расположен­ные внутри контура.

Узор получится четким, если все прямые стежки будут оди­наковой длины. А между стежками не будет просветов ткани и рабочая нитка не закроет дважды один и тот же интервал.

Ведущая. Как много интересного и познавательного мы сегодня услышали на наших посиделках! Мы познакомились с одним из видов счетной вышивки - швом «роспись», очень мно­го узнали о лоскутном шитье, сшили юбку-поневу, научились правильно пришивать отделочную тесьму. Прослушали исто­рии, сказки, рассказы! А теперь я предлагаю немного поиграть!

Игра «Пестрый котел». Записки с вопросами находятся в котле. Каждая из вас берет записку, зачитывает вопрос и отвеча­ет на него.

Вопросы

  • Для чего украшали поневу в старину?

  • Как украшали поневу пожилые женщины?

  • Как создавали тесьму россиянки до XX века?

  • Как украсить юбки можно сейчас?

  • На каком расстоянии прокладывают строчку от края тесьмы?

  • Сколько строчек надо сделать, присоединяя «вьюнчик»?

  • Иглы для вышивания должны быть короткие с удлинен­ным ушком? (Да.)

  • Для вышивки на тонких тканях применяют более тол­стые иглы? (Нет.)

  • Наперсток предохраняет палец от уколов при проведе­нии иглы в ткань? (Да.)

  • Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и пре­дохраняют ее от деформации? (Да.)

  • Стол со всеми приспособлениями и инструментами дол­жен стоять так, чтобы свет падал на работу с правой стороны? (Нет.)

  • Во время работы надо следить, чтобы грудь была сжата? (Нет.)

  • Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30 см? (Да.)

  • Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спинку? (Да.)

  • Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая сверху пялец? (Да.)

  • По окончании работы иглу необходимо вколоть в одеж­ду? (Нет.)

  • При выполнения какого шва используют термин «сме­тать»? (Стачной.)

  • С какой стороны должен падать свет на рабочее место? (Слева, сверху.)

  • При выполнении какого шва используют термин «разу­тюжить»? (Стачной.)

  • При выполнении шва что мы делаем в начале и в конце строчки? (Закрепку.)

  • Какую отделку можно применить при шитье юбки? (Тесьму.)

  • Какая бывает понева? (Глухая и распашная.)

  • Раньше вместо резинки на юбке-поневе использовали шнурок. Как он назывался? (Гашник.)

  • На каком расстоянии мы сметывали швы? (1 см.)

  • Чтобы боковые срезы у юбки не осыпались, что с ними делают? (Обметывают.)

Зарисовать графическое изображение стачного шва враз­утюжку. ( )