Конспект группового занятия по логопедии с учениками второго класса
Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте
Цель: - Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие
Ход занятия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Развитие мимических мышц и артикуляционной моторики.
Упражнения: «улыбка-дудочка», «сжать и разжать губы», «накажем непослушный язык», «горка», «качели».
3.Акустико-артикуляционный образ звука.
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгибается, образуя смычку с альвеолами.
Воздушная струя сильная, отрывистая, холодная, голосовые складки не работают.
Звук [Ц] - согласный, всегда твёрдый, глухой.
3. Характеристика звуков С-Ц по схеме.
Положение губ | Положение зубов |
Воздушная струя | Работа голоса |
Положение языка | |
согласный | гласный |
звонкий | глухой |
твердый | мягкий |
парный | непарный |
4. Запиши в тетрадь строчную букву С столько раз, сколько слогов в слове «скворец».
Запиши в тетрадь заглавную букву Ц столько раз сколько звуков в слове «скворец».
5. Чтение слоговой таблицы по инструкции логопеда (первый столбик слева, второй столбик справа и т.д.)
са | са | ца | са |
цо | со | цо | со |
цу | су | су | цу |
сы | сы | цы | цы |
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы
Развитие общей моторики (речь с движением)
Дети придумываю движения по ходу стихотворения.
Поезжай за моря, океаны
Надо всею землёй пролети
Есть на свете различные страны
Но , такой как у нас не найти
Глубоки наши светлые воды
Широка и привольна земля
И гремят не смолкая заводы
И шумят, расцветая поля. М. Исаковский
ЛОГОПЕД ПРОГОВАРИВАЕТ СЛОГИ, А ДЕТИ ПО – ОЧЕРЕДИ ПОВТОРЯЮТ:
СА – СА - ЦА
ЦА – СА - СА
СУ – ЦУ – ЦУ
ЦЫ – ЦЫ - СЫ
СО – СО – ЦО
4. СОСТАВЬТЕ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ И НАЗОВИТЕ ПОЛУЧИВШИЕСЯ СЛОВА:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)
5. ИГРА: «НАВЕДИ ПОРЯДОК В СЛОВАХ»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.
6. ИГРА: «ВНИМАНИЕ»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица
7. ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫБИРАЯ ИЗ СКОБОК ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность ( свет, цвет)
Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)
Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)
8. СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВСТАВЛЯЯ ПО СМЫСЛУ СЛОВА С БУКВАМИ С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по - очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва - …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце
9. СОСТАВЬТЕ И НАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ДАННЫЕ СЛОВА
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.
10. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ
(Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!
Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.