СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация гласных и согласных букв.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных и согласных букв.»














Конспект логопедического занятия: «Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.»























Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.»

Тип урока: изучение нового материала

Лексическая тема: Осень

Цель:

формировать навык различения гласных и согласных звуков и букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять навыки различения гласных и согласных звуков.

  2. Закреплять знания о характеристиках звуков.

  3. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.

  4. Совершенствовать буквенный гнозис и праксис.

  5. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

  6. Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.

  7. Формировать навыки словообразования.

  8. формировать и расширять семантическое поле слова «Осень»;



Коррекционно-развивающие:

  1. Совершенствовать фонематическое восприятие; артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;

  2. Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.

  3. Систематизировать знания об осени и осенних явлениях;

  4. Активизировать словарь по данной теме.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительную мотивацию к занятиям.

  2. Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.

3. Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.

4.Расширять представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.



Оборудование: листья деревьев, картина «Осень», муляжи овощей , предметные картинки, плакат «Сентябрь», карточки со словами , карточки с набором букв, карточки с письменными заданиями, компьютер.




Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветственное слово учителя.

— Здравствуйте, ребята!

2. Запись в журнал отсутствующих.

3. Мотивационная беседа с последующей постановкой темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Отгадайте загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Урожай собирают,

Когда это бывает? (Осенью)

- Ребята, сегодня поговорим про осень.

Развитие моторики. Работа по развитию дыхания.

1. Развитие мимических мышц.

-Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.

-Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.

-Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.


2.Упражнения для развития мелкой моторики.

Упражнение «Дождик»

3. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения на развитие длинного плавного выдоха.

- Как дует ветер?

- Сдуть листики с руки.

2. Упражнения на развитие подвижности органов артикуляции.

- «Язычок вышел погулять. Посмотрел на небо, на травку, влево, вправо. Удивился: «Ах! Как красиво вокруг!» Улыбнулся язычок (губы в улыбке), «Ух! Хорошо» (губы трубочкой)»


III. Изучение нового материала.

 (Выставляется картинка «Осень»)

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Приходит (что?)-…

Плывут (что?)-…

Дует (что?)-…

Вянут (что?)-…


Желтеют (что?)-…

Улетают (кто?)-…

Готовятся к зиме (кто?)-…

Моросит (что?)-

-«Подбери признак»

Листья осенью (какие?)-…

Дождь осенью (какой?)-…

Погода осенью (какая?)-…

- Игра «Один – много»

Дождь – дожди, день - …., ветер - …,

туча - …, дерево - …, лист - …,

трава - …, гриб - ….

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем ЗАКРЕПЛЯТЬ умения различать гласные и согласные звуки .

V. Изучение нового материала.

1) Отличия гласных и согласных звуков.

- Перечислим все отличия гласных и согласных звуков (пособие на доске).


Гласные

Согласные

можно петь

нельзя петь

нет преграды

преграда

(рис. губы, зубы, язык)

голос

шум

шум+голос










2) Развитие долговременной памяти.

- Разучим стихотворение.


Если гласный говорят -

Нет во рту у нас преград.

А если согласный сказать надо

Во рту возникает преграда.

На письме звуки обозначаются буквами.

-Какими могут быть гласные звуки? Согласные?

-Сколько гласных букв?

-Cколько согласных букв?

3) Развитие фонематического восприятия.

Игра «Выбери картинку»

- Назовите предметы на картинках (10 предметов).

- Назовите только те, в названиях которых вы слышите звук

А - 8 картинок

О - 2 карт.( ПАЛЬТО, АВТОБУС)

У – 5 карт.(ДУБ, ЛУК, УЛИТКА,АРБУЗ, АВТОБУС)

Ы – 2 карт. (РЫБА, ТЫКВА).

Игра «Собери картинки в коробочки» - работа на печатных листах.

Игра «Какая картинка лишняя в каждом ряду?» - - работа на печатных листах.


IV. Физминутка.

V. Работа над закреплением гласных и согласных.

Прочитайте слова, назовите (согласные). Посчитайте буквы, напишите количество. Учитель даёт образец. (Дети выходят к доске)

Слова: дождь, осень, листья, ветер, сентябрь.

Работа над словообразованием.

  1. Отгадайте, о чём мы будем говорить дальше.

Загадка.

Растут – зеленеют.

Упадут – пожелтеют.

Полежат – почернеют.

- Правильно, ребята, это листья.

- Назовите ласково «лист». (Листочек)

- Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)

- Узнайте, какое слово я загадала (логопед по звукам произносит слово «л,и,с,т,и,к».

  1. Логопед показывает листья с различных деревьев и кустарников:

берёза, осина, рябина, клён, ива, дуб.

- С какого дерева лист? (с берёзы)

- Значит, какой это лист? (берёзовый лист).

Далее проводится аналогичная работа и с листьями других деревьев: клён – кленовый, рябина – рябиновый, ива – ивовый, дуб – дубовый и т.д.

  1. Логопед выставляет листья, дети внимательно разглядывают их. Затем закрывают глаза, а логопед убирает один лист.

- Какого листа не стало?

Развитие буквенного праксиса, гнозиса, фонематических представлений.

Игра «Волшебный мешочек» или «Чудесная корзина».

- В «Волшебном мешочке» перемешались муляжи овощей.

Подходите по одному. Доставай овощ, ощупывай, узнавай.

Называем первый звук, даём ему полную характеристику?


VI. Итоги урока. Рефлексия.


- О каком времени года говорили?

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Чем они различаются?

(Можно дать дом. задание на печатных листочках).


Оценка деятельности детей. Рефлексия.

- Подойдите все к лесенке успеха.

- Соберите пазл «Осень и Смешарики».

- Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо. Наведите порядок на столах.

До свидания.