Конспект занятия.
Тема: Звуки и буквы В и Ф
Этап: Дифференциация в слогах и словах
Цели: 1.Учить дифференцировать звуки [В], [Ф] на слух и в произношении, буквы В и Ф при письме слогов и слов
2. Развивать фонематические процессы: восприятие, анализ при письме слогов под диктовку и выделении звуков из слов
Развивать элементы мыслительных операций: анализ, синтез при анализе слов и составлении слов из слогов
3. Воспитывать интерес к занятию и умение работать в коллективе
Оборудование: мяч, картинки для характеристики звуков, проволока, картинки со словами, цветные карточки для анализа слов, карточки со слогами, тетради для групповых занятий
Ход занятия.
Орг. момент
- Здравствуйте ребята! Начинаем наше занятие!
II. Основная часть.
Игра в мяч
- Сейчас поиграем в мячик и вспомним название зимних месяцев.
- Первый зимний месяц, третий зимний месяц, второй зимний месяц (детям по очереди кидается мячик и загадывается месяц)
- Кто скажет, в названии, какого зимнего месяца есть парные согласные в начале и середине?
- Правильно, в феврале! Какие это звуки?
- Итак, сегодня мы будем учиться различать звуки [В] и [Ф]
2. Повтор артикуляции и характеристики звуков
- Давайте сравним эти звуки.
- произнесем звук [В]. В каком положении находятся наши губки и зубки?
- Что происходит с язычком?
- Проверим, голосовой моторчик работает? Значит, это какой звук?
- Воздушная струя встречает преграду? Какой это звук?
- Произнесем звук [Ф]. В каком положении находятся наши губки и зубки?
- Что происходит с язычком?
- Проверим, голосовой моторчик работает? Значит, это какой звук?
- Воздушная струя встречает преграду? Какой это звук?
- Итак, чем похожи эти звуки?
- Чем они отличаются?
3.Повтор элементов букв и их моделирование из проволоки
- Из каких элементов состоит буква В?
- А из каких элементов состоит буква Ф?
- Чем похожи эти буквы?
- Чем отличаются?
- А сейчас сделайте из проволоки эти буквы.
- молодцы!
4. Запись слогов под диктовку
- А сейчас откройте тетради, запишите число!
- Сейчас я буду диктовать вам слоги, а вы запишите их в строчку через запятую
- Слушайте внимательно: ва, фо, ув, ыф, ВТО, фру, вак, фон.
- Подчеркните В одной чертой, Ф – двумя чертами.
ЛОГОМИНУТКА
III.Заключительная часть
Анализ слов и их запись
- Сейчас посмотрите на первую картинку, что здесь изображено? (филин)
- сколько звуков в этом слове?
- Кто выйдет к доске и составит схему этого слова?
- какой первый звук? Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем мягкий звук? (далее звуки в слове разбираются аналогично; составляется схема)
- Запишите это слово в тетрадь. Подчеркните букву Ф. Где она расположена?
- Следующее слово? (волк)
- сколько звуков в этом слове?
- Кто выйдет к доске и составит схему этого слова?
- какой первый звук? Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем твердый звук? (далее звуки в слове разбираются аналогично; составляется схема)
- Запишите это слово в тетрадь. Подчеркните букву В. Где она расположена?
- Что изображено на третьей картинке? (совок)
- сколько звуков в этом слове?
- Кто выйдет к доске и составит схему этого слова?
- какой первый звук? Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем твердый звук? (далее звуки в слове разбираются аналогично; составляется схема)
- Запишите это слово в тетрадь. Подчеркните букву В. Где она расположена?
- Что изображено на последней картинке? (софа)
- сколько звуков в этом слове?
- Кто выйдет к доске и составит схему этого слова?
- какой первый звук? Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем твердый звук? (далее звуки в слове разбираются аналогично; составляется схема)
- Запишите это слово в тетрадь. Подчеркните букву Ф. Где она расположена?
- Молодцы!
2. Составление слов из слогов и их запись
- Посмотрите на доску, здесь слоги, вам нужно составить из этих слогов слова. (слоги даны в разноброс)
- Какое первое слово получилось? (сова)
- кто выйдет к доске и составит это слово?
-верно! (прикрепляется картинка)
- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните букву В. Где расположена эта буква в слове?
-Какое следующее слово? (совок)
-кто выйдет к доске и составит это слово?
-верно! (прикрепляется картинка)
- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните звук В. Где расположен этот звук в слове?
- Какое еще слово нашлось? (фонарь)
-кто выйдет к доске и составит это слово?
-Правильно! (прикрепляется картинка)
- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните звук Ф. Где расположен этот звук в слове?
- И какое последнее слово осталось? (шарфы)
-кто выйдет к доске и составит это слово?
-верно! (прикрепляется картинка)
- Запишите это слово в тетрадь, подчеркните звук Ф. Где расположен этот звук в слове?
IV. Итог
- Итак, какие звуки мы сегодня учились различать?
- Чем похожи эти звуки?
- Чем отличаются?
- Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали!
- Занятие окончено, можете идти отдыхать!