Дифференциация звуков "ч-с"
[Ч] - [С]
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.
ча – са чу – су чо – со чи – сы ча – ся
чу – сю чо – сё чи – си са – ча су – чу
со – чо сы – чи ся – ча сю – чу сё – чё си – чи
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
_____________________________________________________________
[Ч] - [С]
Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.
че – се ач – ась оч – ось уч – усь се – че юч – юсь
ич – ись яч – ясь еч – есь юсь – юч ись – ич ясь – яч есь – еч
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
[Ч] - [С]
Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.
Чайка – сайка, чашка – Сашка, овчарня – псарня, качал – писал, стучал – кусал, кричал – плясал, причал – присядь, бачок – басок, пучок – кусок, курчонок – гусёнок, чёрный – сорный, печёнка – сосёнка, копчёный – поросёнок, вылечу – вынесу, хочу – несу, точу – косу, чудак – судак, лачуга – посуда, перчик – персик, личинка – осинка, точил – косил, обучил – укусил, очень - осень, чей – посей, качели – сели, кочерга – серьга, плач – квас, качка – каска, собачка – колбаска, ночка – Моська.
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.
Волчица – лисица, кочки – доски, ночка – носки, колюч – колюсь, линюч – ленюсь, горяч – борясь, косички – сосиски, печка – леска, речник – лесник; учусь, верчусь, мучаюсь, качусь, лечусь, сычи, час, часто, часть, сачок, свеча, сучок, смельчак, причёска, скачки, вскачь, собачка, кусачки, сочный, сорочка, кусочки, спячка, спрячь, спичка, косичка, часы, лисичка, свечка, словечко, саночки, сумочка, семечки, Сонечка, сибирячка, скамеечка.
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.
Ручка в сумочке. У девочки часики. У Сонечки косички. У мальчика сорочка и носочки. Соня очень любит осень. Пойдём на качели – карусели. Началась качка, закачалась мачта. Есть у Алёнки две косички – торчат, как ушки у лисички. Вот какие чудеса! Вася хнычет два часа! Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню. Ходит мальчик невесёлый, - искусали злые пчёлы. Речка течёт, печка печёт. Чем тыл крепче, тем врага бить легче. Час от часу нелегче!
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
[Ч] - [С]
Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.
Напал на нас мороз трескучий, кусачий – прекусачий, колючий – преколючий. Честь лучше бесчестья. Зайчишка – трусишка спрятался у пенёчка. Кукушка в новом чине уселась важно на осине. Горячо – сыро не бывает. Овчинка выделки не стоит. Свои люди – сочтёмся. Сам не научишься – никто не научит. Что есть в печи, всё на стол мечи. Счастье сквозь пальцы просочилось. Рыболов – не новичок, сам попался на крючок. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 7. Выучить загадку.
В чисто убранной светличке дремлют сёстры – невелички.
Эти сёстры день денёк добывают огонёк. (Коробок спичек)
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 8. Выучить загадки.
На потолочке, в уголочке висит сито не руками свито. (Паутина)
Стоит мальчик, скривя пальчик. (Крючок)
Его пинают, а он не плачет, его бросают – назад скачет. (Мяч)
Когда чёрен – кичлив и задорен,
Как покраснеет – сейчас же присмиреет. (Рак)
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
_______________________________________________________
[Ч] - [С]
Упражнение № 9. Выучить загадки.
По дереву стучу, что-то я достать хочу,
Хоть и скрылся под корой – червячок-то будет мой! (Дятел)
Мы день не спим, мы ночь не спим,
И день, и ночь стучим, стучим. (Часы)
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 10. Выучить загадку.
Вот так чудо, чудеса! Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу, я качу, качу, качу! (Велосипед)
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 11. Выучить загадку.
Вместо хвостика – крючок, вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый, а крючок вертлявый! (Поросёнок)
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
_______________________________________________________
[Ч] - [С]
Упражнение № 12. Выучить считалку.
Тучи – тучи – тучи – тучи! Чёрный конь большой могучий!
Через тучи скачет он. Кто не видел – выйди вон! (В. Полунина)
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
__________________________________________________________
[Ч] - [С]
Упражнение № 13. Выучить считалку.
Много разных есть ключей: ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой, и обычный ключ дверной.
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 14. Выучить считалку.
Светлячки.
Сидят на пеньке светлячки, надев голубые очки.
Хотел я поймать светлячка, нашёл на пеньке червячка.
- Так вот ты какой, светлячок?!
- Такой вот! – сказал червячок.(Г. Лагздынь)
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 15. Выучить стихотворение.
Маленькая скрипочка, маленький смычок,
Заиграл на скрипочке маленький сверчок.
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
__________________________________________________________
[Ч] - [С]
Упражнение № 16. Выучить стихотворение.
Гусь гнездо своё чинил, гусь считалку сочинил.
И гогочет. И гогочет – заучить считалку хочет!
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 17. Выучить стихотворение.
Чики – чики – чикалочки, едет гусь на палочке,
Зайчик на тачке, мальчик на собачке.
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
____________________________________________________________
[Ч] - [С]
Упражнение № 18. Выучить стихотворение.
На часок мы зашли к черепашке. Черепашка подала чайник, чашки,
Поползла потом к соседке за чаем…Что-то долго мы хозяйку ожидаем…
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 19. Выучить стихотворение.
Был в реке усатый сом…Жил он в славе и в почёте за успехи в устном счёте.
Сам любил похвастать сом. Этим редким мастерством. (Б. Заходер)
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 20. Выучить стихотворение.
Всё у Вовы по часам. Утро. Полвосьмого.
Вова ухо почесал, засыпает снова. (Л. Минаева)
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] - [С]
Упражнение № 21. Выучить стихотворение.
Сел комарик под кусточек на еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек, Сунул носик под листочек – спрятался!
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
________________________________________________________
[Ч] - [С]
Упражнение № 22. Выучить стихотворение.
На смолистой ели новые качели.
Это дед – паучок их повесил на сучок:
Пусть качаются внучата – озорные паучата. (А. Контиевский)
Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.