СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация звуков ч-с А.И.Богомолова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков ч-с А.И.Богомолова»

Дифференциация звуков "ч-с"

[Ч] - [С]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ча – са чу – су чо – со чи – сы ча – ся

чу – сю чо – сё чи – си са – ча су – чу

со – чо сы – чи ся – ча сю – чу сё – чё си – чи

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

_____________________________________________________________

[Ч] - [С]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слоги.

че – се ач – ась оч – ось уч – усь се – че юч – юсь

ич – ись яч – ясь еч – есь юсь – юч ись – ич ясь – яч есь – еч

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

[Ч] - [С]

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.

Чайка – сайка, чашка – Сашка, овчарня – псарня, качал – писал, стучал – кусал, кричал – плясал, причал – присядь, бачок – басок, пучок – кусок, курчонок – гусёнок, чёрный – сорный, печёнка – сосёнка, копчёный – поросёнок, вылечу – вынесу, хочу – несу, точу – косу, чудак – судак, лачуга – посуда, перчик – персик, личинка – осинка, точил – косил, обучил – укусил, очень - осень, чей – посей, качели – сели, кочерга – серьга, плач – квас, качка – каска, собачка – колбаска, ночка – Моська.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.

Волчица – лисица, кочки – доски, ночка – носки, колюч – колюсь, линюч – ленюсь, горяч – борясь, косички – сосиски, печка – леска, речник – лесник; учусь, верчусь, мучаюсь, качусь, лечусь, сычи, час, часто, часть, сачок, свеча, сучок, смельчак, причёска, скачки, вскачь, собачка, кусачки, сочный, сорочка, кусочки, спячка, спрячь, спичка, косичка, часы, лисичка, свечка, словечко, саночки, сумочка, семечки, Сонечка, сибирячка, скамеечка.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.

Ручка в сумочке. У девочки часики. У Сонечки косички. У мальчика сорочка и носочки. Соня очень любит осень. Пойдём на качели – карусели. Началась качка, закачалась мачта. Есть у Алёнки две косички – торчат, как ушки у лисички. Вот какие чудеса! Вася хнычет два часа! Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню. Ходит мальчик невесёлый, - искусали злые пчёлы. Речка течёт, печка печёт. Чем тыл крепче, тем врага бить легче. Час от часу нелегче!

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.


[Ч] - [С]

Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.

Напал на нас мороз трескучий, кусачий – прекусачий, колючий – преколючий. Честь лучше бесчестья. Зайчишка – трусишка спрятался у пенёчка. Кукушка в новом чине уселась важно на осине. Горячо – сыро не бывает. Овчинка выделки не стоит. Свои люди – сочтёмся. Сам не научишься – никто не научит. Что есть в печи, всё на стол мечи. Счастье сквозь пальцы просочилось. Рыболов – не новичок, сам попался на крючок. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 7. Выучить загадку.

В чисто убранной светличке дремлют сёстры – невелички.

Эти сёстры день денёк добывают огонёк. (Коробок спичек)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 8. Выучить загадки.

На потолочке, в уголочке висит сито не руками свито. (Паутина)

Стоит мальчик, скривя пальчик. (Крючок)

Его пинают, а он не плачет, его бросают – назад скачет. (Мяч)

Когда чёрен – кичлив и задорен,

Как покраснеет – сейчас же присмиреет. (Рак)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________

[Ч] - [С]

Упражнение № 9. Выучить загадки.

По дереву стучу, что-то я достать хочу,

Хоть и скрылся под корой – червячок-то будет мой! (Дятел)

Мы день не спим, мы ночь не спим,

И день, и ночь стучим, стучим. (Часы)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 10. Выучить загадку.

Вот так чудо, чудеса! Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу, я качу, качу, качу! (Велосипед)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 11. Выучить загадку.

Вместо хвостика – крючок, вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый, а крючок вертлявый! (Поросёнок)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

_______________________________________________________

[Ч] - [С]

Упражнение № 12. Выучить считалку.

Тучи – тучи – тучи – тучи! Чёрный конь большой могучий!

Через тучи скачет он. Кто не видел – выйди вон! (В. Полунина)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

__________________________________________________________

[Ч] - [С]

Упражнение № 13. Выучить считалку.

Много разных есть ключей: ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой, и обычный ключ дверной.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 14. Выучить считалку.

Светлячки.

Сидят на пеньке светлячки, надев голубые очки.

Хотел я поймать светлячка, нашёл на пеньке червячка.

- Так вот ты какой, светлячок?!

- Такой вот! – сказал червячок.(Г. Лагздынь)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Маленькая скрипочка, маленький смычок,

Заиграл на скрипочке маленький сверчок.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

__________________________________________________________

[Ч] - [С]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Гусь гнездо своё чинил, гусь считалку сочинил.

И гогочет. И гогочет – заучить считалку хочет!

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Чики – чики – чикалочки, едет гусь на палочке,

Зайчик на тачке, мальчик на собачке.

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

____________________________________________________________

[Ч] - [С]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

На часок мы зашли к черепашке. Черепашка подала чайник, чашки,

Поползла потом к соседке за чаем…Что-то долго мы хозяйку ожидаем…

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Ч] - [С]

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Был в реке усатый сом…Жил он в славе и в почёте за успехи в устном счёте.

Сам любил похвастать сом. Этим редким мастерством. (Б. Заходер)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Всё у Вовы по часам. Утро. Полвосьмого.

Вова ухо почесал, засыпает снова. (Л. Минаева)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ч] - [С]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Сел комарик под кусточек на еловый на пенёчек,

Свесил ноги на песочек, Сунул носик под листочек – спрятался!

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

________________________________________________________

[Ч] - [С]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

На смолистой ели новые качели.

Это дед – паучок их повесил на сучок:

Пусть качаются внучата – озорные паучата. (А. Контиевский)

Следить за тем, чтобы звуки [ч] и [с] не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.