Дифференциация звуков "ч-щ"
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.
ща – ча що – чо щу – чу щи – чи
ча – ща чо – що чу – щу чи – щи
ащ – ач ощ – оч ущ – уч ищ – ич
ящ – яч ищ – ич ещ – еч ач – ащ
оч – ощ уч – ущ ыч – ыщ яч – ящ
ич – ищ еч – ещ юч – ющ ющ – юч
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.
Гуща – куча, пуще – туча, пищать – печать, трещать – встречать, освещать – свеча, помещать – помечать, тащу – точу, угощу – молчу, щука – чурка, щётка – чётка, мощёный – мочёный, лощёный – точёный, сгущённый – копчёный, щит – чиж, клещи – плечи, гонщик – гончий, ящик – мячик, тащить – точить, трещит – рычит.
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 3. Произносить (читать) слова.
Лещи – лечи, пищит – мычит, лущить – получить, вещица – волчица, ищите – учитель, щель – качель, щели – качели, щепка – чепчик, ущелье – ученье, щегол – чехол, щетина – четыре; чаща, чище, щёчка, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка.
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 4. Произносить (читать) слова.Учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий; чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочный овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, прочный щит, молочная пища, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение.
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 5. Произносить (читать) предложения.
В чаще грачи. У Миши ящичек. На двери прибита дощечка. Рыщет в лесу волчище. У мальчика щётка. Носильщик несёт вещи. Свеча едва освещала избушку. В буфете сгущенное молоко и копчёная колбаса. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Щёткой чищу я щенка щекочу ему бока. Над дымком, у самой тучки пудрит щёки щука щучке. В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
______________________________________________________
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 6. Произносить (читать) предложения.
На припёке снег растаял, блещут в лужицах лучи. Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу. Сорока нас встречала и громко трещала. В печке весело трещат дрова. Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще. Щуку и леща в роще не сыщешь.
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 7. Выучить загадку.
- Рученька – ручище, что в земле ты ищешь?
- Ничего я не ищу, землю рою и тащу. (Экскаватор)
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 8. Выучить стихотворение.
Щётки.
Этой щёткой чищу зубы, этой щёткой – башмаки,
Этой щёткой чищу брюки. Все три щётки мне нужны.
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 9. Выучить стихотворение.
Тьма всё гуще, гуще, дождь всё чаще, чаще,
Хищники ночные где-то бродят в чаще. (Б. Заходер)
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 10. Выучить стихотворение.
Добрый врач, бывалый врач, чуть услышит детский плач,
В ранний час и в полночь поспешит на помощь. (В. Титов)
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 11. Выучить стихотворение.
- Лютик, лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь!
Так листочки ты щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь! (В. Токмакова)
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
_______________________________________________________
[Ч] – [Щ]
Упражнение № 12. Выучить стихотворение.
Месяц заблудился у косматой чащи. Рогом зацепился за сучок торчащий…
Понял, что попался…И над спящим лугом
До утра качался, бледный от испуга. (Т.Золотухина)
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ч] не смешивались в произношении. Звуки [щ] и [ч] произносить длительно.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.