СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах, предложениях и тексте. Старшая группа

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах,  предложениях и тексте"

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах, предложениях и тексте. Старшая группа»

Дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах, предложениях и тексте.

Подгрупповое занятие. Старшая группа, 5-6 лет.

Цель занятия: дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах, предложениях и тексте.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • уточнить артикуляцию и звучание звуков [Р], [Л];

  • закрепить навык правильного произношения звуков [Р], [Л].

  • учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.

  • учить отвечать на вопросы полным предложением.

коррекционно-развивающие:

  • развитие мелкой и артикуляционной моторики,

  • развитие фонематического слуха и слухового внимания,

  • развитие навыков пространственной ориентировки.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;

  • формирование навыков самоконтроля за собственной речью,

  • воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Здороваемся с детьми, создаем положительную мотивацию на занятие.

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед показывает детям карточки с артикуляционными упражнениями, дети их называют и выполняют упражнение перед зеркалом под счет до 10.

Артикуляционные упражнения:

- Вкусное варенье;

- Лопаточка;

- Чашечка;

- Маляр;

- Грибочек;

- Хомячок + дыхание (формирование целенаправленной воздушной струи и силы выдоха) – надуваем щеки и выдыхаем на занавеску;

- Заборчик;

- Лошадка;

- Барабан;

- Чистим зубки;

- Часики;

- Качели.

  1. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются

Логопед: Ребята, перед нами стоит важная задача. Нам нужно научиться отличать звуки [Р]-[Л] друг от друга.


  1. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

Где находится язычок, когда мы произносим Р? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.

Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.

Где находится язычок, когда мы произносим Л? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.

Р Л

Кончик языка дрожит, Кончик языка прижат за верхними зубами,

«моторчик» работает «моторчик» молчит

  1. Характеристика звуков.

Давайте охарактеризуем звуки [Р] и [Л].

-Это гласные или согласные звуки?

Характеристика звука [Л]- согласный, твердый, звонкий.

Характеристика звука [Р]- согласный, твердый, звонкий.

  1. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Сейчас мы будем играть в игру. Поднимите левую руку (дети поднимают руку), а теперь правую руку (дети поднимают правую руку). Я сейчас буду говорить слова, а вы, если услышите звук [Р] поднимаете левую руку, если услышите звук [Л] – правую. Слушайте внимательно.

Слова: плов, блоха, укроп, микробы, парковка, ловец, труба, гранат.

Логопед: А теперь закрывайте глаза.

Слова: палас, полотенце, бра, бордюр, борода, пила, корова, корона, лапоть.

  1. Дифференциация звуков в слогах.


Физкультминутка

«Про весну»


Солнце засветило, (руки через середину поднять)

Сугробы растопило (руки через середину опустить)

Теплую погоду принесла весна (руки в сторону)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И еж с медведем знают: (руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу)

Пора им просыпаться, (подтянуться, посмотреть по сторонам)

Весною любоваться!


  1. Дифференциация звуков в словах


(Заранее вырезаем картинки, на занятии раздаем детям картинки поровну, каждый должен будет положить картинку в нужный столбик)

Логопед: Я вам раздала картинки, вам нужно положить картинку в левый столбик, если в ее названии есть звук [Р], в правый, если есть звук [Л]


  1. Дифференциация звуков в предложении


  1. Дифференциация звука в тексте.

Стирка

Вчера мама стирала. Дора помогала маме. Мама нагревала воду и стирала бельё. Дора развешивала мокрое бельё и снимала сухое. Потом мама гладила бельё, а Дора убирала бельё в шкаф.

Вопросы.

1. Что делала мама?

2. Кто помогал маме?

3. Что делала Дора?

4. Кто гладил бельё?

5. Кто убирал бельё?


Хлопайте, если услышите в тексте звук Р, топайте, если услышите звук Л.Как ты назовешь текст? Перескажите текст.

  1. Итог занятия.

Подводим итоги занятия, проводим оценку и самооценку детей. Повторяем различия дифференцируемых звуков.