Дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах, предложениях и тексте.
Подгрупповое занятие. Старшая группа, 5-6 лет.
Цель занятия: дифференциация звуков [Р]-[Л] в слогах, словах, предложениях и тексте.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
уточнить артикуляцию и звучание звуков [Р], [Л];
закрепить навык правильного произношения звуков [Р], [Л].
учить дифференцировать звуки на материале слогов, слов, предложений.
учить отвечать на вопросы полным предложением.
коррекционно-развивающие:
развитие мелкой и артикуляционной моторики,
развитие фонематического слуха и слухового внимания,
развитие навыков пространственной ориентировки.
коррекционно-воспитательные:
воспитание умения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
формирование навыков самоконтроля за собственной речью,
воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Ход занятия
Организационный момент
Здороваемся с детьми, создаем положительную мотивацию на занятие.
Артикуляционная гимнастика
Логопед показывает детям карточки с артикуляционными упражнениями, дети их называют и выполняют упражнение перед зеркалом под счет до 10.
Артикуляционные упражнения:
- Вкусное варенье;
- Лопаточка;
- Чашечка;
- Маляр;
- Грибочек;
- Хомячок + дыхание (формирование целенаправленной воздушной струи и силы выдоха) – надуваем щеки и выдыхаем на занавеску;
- Заборчик;
- Лошадка;
- Барабан;
- Чистим зубки;
- Часики;
- Качели.
Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются
Логопед: Ребята, перед нами стоит важная задача. Нам нужно научиться отличать звуки [Р]-[Л] друг от друга.
Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.
Где находится язычок, когда мы произносим Р? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.
Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Где находится язычок, когда мы произносим Л? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.
Р Л
Кончик языка дрожит, Кончик языка прижат за верхними зубами,
«моторчик» работает «моторчик» молчит
Характеристика звуков.
Давайте охарактеризуем звуки [Р] и [Л].
-Это гласные или согласные звуки?
Характеристика звука [Л]- согласный, твердый, звонкий.
Характеристика звука [Р]- согласный, твердый, звонкий.
Развитие фонематического слуха.
Логопед: Сейчас мы будем играть в игру. Поднимите левую руку (дети поднимают руку), а теперь правую руку (дети поднимают правую руку). Я сейчас буду говорить слова, а вы, если услышите звук [Р] поднимаете левую руку, если услышите звук [Л] – правую. Слушайте внимательно.
Слова: плов, блоха, укроп, микробы, парковка, ловец, труба, гранат.
Логопед: А теперь закрывайте глаза.
Слова: палас, полотенце, бра, бордюр, борода, пила, корова, корона, лапоть.
Дифференциация звуков в слогах.
Физкультминутка
«Про весну»
Солнце засветило, (руки через середину поднять)
Сугробы растопило (руки через середину опустить)
Теплую погоду принесла весна (руки в сторону)
Грачи к нам прилетают, (махи руками)
И еж с медведем знают: (руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу)
Пора им просыпаться, (подтянуться, посмотреть по сторонам)
Весною любоваться!
Дифференциация звуков в словах
(Заранее вырезаем картинки, на занятии раздаем детям картинки поровну, каждый должен будет положить картинку в нужный столбик)
Логопед: Я вам раздала картинки, вам нужно положить картинку в левый столбик, если в ее названии есть звук [Р], в правый, если есть звук [Л]
Дифференциация звуков в предложении
Дифференциация звука в тексте.
Стирка
Вчера мама стирала. Дора помогала маме. Мама нагревала воду и стирала бельё. Дора развешивала мокрое бельё и снимала сухое. Потом мама гладила бельё, а Дора убирала бельё в шкаф.
Вопросы.
1. Что делала мама?
2. Кто помогал маме?
3. Что делала Дора?
4. Кто гладил бельё?
5. Кто убирал бельё?
Хлопайте, если услышите в тексте звук Р, топайте, если услышите звук Л.Как ты назовешь текст? Перескажите текст.
Итог занятия.
Подводим итоги занятия, проводим оценку и самооценку детей. Повторяем различия дифференцируемых звуков.