Дифференциация звуков «щ-ш»
[Щ] - [Ш]
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.
ща – ша щу – шу щи – ши ша – ща шу – щу
ши – щи еш – ещ ще – ше ащ – аш ощ – ош
ущ – уш ше – ще ющ – юш ищ – иш ящ – яш
ещ – еш юш – ющ ишь– ищ яш – ящ
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ш] не смешивались в произношении.
[Щ] - [Ш]
Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.
Гуща – туша, чаща – чаша, роща – пороша, пищать – лишать, трещать – решать, щавель – шалфей, помещать – помешать, обещать – мешать, навещать – вешать, укрощать – украшать, щёлк – шёлк, щёки – шёпот, щётка – шёрстка, лущёный – тушёный, мощёный – гашёный, прошу – пишу, прощу – прошу, угощу – укушу, помещу – спешу, щука – шубка, пищи – пиши, трещи – реши, защита – зашита, лещи – ерши, плащи – наши, вещи – ваши, щепка – шейка, щебет – шелест, ищет – пишет, пуще – тише, вращение – решение.
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ш] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Щ] - [Ш]
Упражнение № 3. Произносить (читать) предложения.
Суши мокрые вещи. Паша идёт в рощу. У Гриши щенок. У Даши болит щека. Саша щёлкает орехи. Щёки у Маши розовые. Сук под Мишей затрещал. Щи да каша – пища наша. Мы наловили лещей и ершей. Плащи вешают в шкаф. Хороша уха из щуки и ершей. Тётя Даша угощала Машу. Ты ведь обещал не мешать.
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ш] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
_____________________________________________________________
[Щ] - [Ш]
Упражнение № 4. Произносить (читать) предложения.
На площади шумит народ. Мы рвали щавель и шалфей. Птичка верещала, думать мне мешала. Мы решили возвращаться. Шелестит листва и щебечут птицы. В реке только ерши, а в озере только лещи. Ищешь, ищешь – не найдёшь, не разыщешь – так пойдёшь. Под кувшинками а тиши ходят важные лещи. Щёки красные у Саши: щей он много ел и каши.
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ш] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Щ] - [Ш]
Упражнение № 5. Выучить стихотворение.
Щебетал щегол и щёлкал, раздувал, как шарик, щёки.
Из пруда глядела щука, удивлялась: что за штука? (А. Пудваль)
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ш] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
____________________________________________________________
[Щ] - [Ш]
Упражнение № 6. Выучить стихотворение.
Вот так штука, вот так штука –
Тщетно щука, тщетно щука хочет ущемить леща.
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ш] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Щ] - [Ш]
Упражнение № 7. Выучить стихотворение.
Целый день поёт щегол в клетке на окошке,
Третий год ему пошёл, а он боится кошки.
А Маша не боится ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться, а кошку прогнала. (А. Барто)
Следить за тем, чтобы звуки [щ] и [ш] не смешивались в произношении.
Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.