СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация звуков [з] - [ж] изолировано и в слогах

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по дифференциации звуков [з] - [ж] изолировано и в слогах.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков [з] - [ж] изолировано и в слогах»

Конспект на тему: «Дифференциация звуков [з] - [ж] изолировано и в слогах».

Цель: Дифференцировать звуки [з] - [ж] изолировано и в слогах

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- Познакомить со звуками [З] – [Ж] и буквами З-Ж;

- учить давать сравнительную характеристику звуков;

- закреплять знание норм артикуляции, учить дифференцировать звуки [З]– [Ж] изолированно, в слогах.

Коррекционно-развивающие:

- развивать дикцию, интонационную выразительность,

- продолжать развивать память, мышление, внимание,

- формировать готовность к самостоятельному выбору, решению.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.

Оборудование: тетради, индивидуальные карточки - задания.


Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Мы отправимся на прогулку по крышам (на доске крыши домов)

- А с какими героями будем путешествовать, вы сейчас догадаетесь (аудиозапись: «Малыш и Карлосон»)

-Узнали? (Открываются картинки)

- Ходить по крышам небезопасно. Возьмём с собой шары, на которых написаны ваши имена)

- Поставьте шары себе на парты, и мне легче будет к вам обращаться.

Готовы? Тогда в путь.

Введение в тему:

(у Карлсона в руках «зонтик, заколка, замок», а у Малыша «лыжи, крыжовник, желудь»

- У Малыша и Карлсона в руках предметы. Что это?

- Какой первый звук в словах? (лыжи, крыжовник, желудь) – звук [Ж]

-Какой первый звук в словах (зонтик, заколка, замок) – звук [З]

II. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы познакомимся со звуками [З] - [Ж].

Крыша № 1 (схема звуков)

1.Сравнительная характеристика звуков [З ] – [Ж].

На первой крыше задание (читаю)

-Чтобы по крышам вам пройти, ты о звуках расскажи.

-Давайте посмотрим, как произносятся эти звуки. (произносим все вместе сначала [З]-[Ж])

Звук [З]

(работа по схемам)

- В каком положении находятся губы? (растянуты в улыбке).

В каком положении находятся зубы? (сближены)

- Где находится язык при произнесении звука [З]? (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к нижним коренным зубам.

- Долго произносится, воздушная струя узкая, холодная, сильная.

-Звук [З] твердый, звонкий.

Звук [Ж]

Губы выдвинуты вперед и округлены.

Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его, боковые края подняты вверх, а середина опущена, т.е. принимает форму «чашечки».

Зубы сближены, верхние и нижние обнажены.

Долго произносится, воздушная струя идет по средней линии языка, теплая.

Звук [Ж] твердый, звонкий.

(к доске по одному ученику на характеристику звуков)

Вывод: звуки [З] и [Ж] разные, так как по-разному работают органы речи

Соотнесение звуков занятия с символами и буквами для их обозначения на письме.

- Звук [З] какой буквой обозначаются? (зэ)

- Звук [Ж]какой обозначается буквой на письме (жэ)

Игра. «Покажи правильно»

(у детей на парте лежат буквы З-Ж)

Карлсон хочет с вами поиграть.

-Если услышите звук [З], какую букву нужно поднять? (зэ)

- Если услышите звук [Ж], то поднимаете? (жэ)

Звуки: [С], [Ш], [З], [Ж], [Щ], [У], [Ц], [Ж], [Ш], [С], [Ф], [С], [Ш].

-А ваших именах эти звуки встречаются, поднимите руки.

(просим полного ответа)

- Идем дальше!

Крыша № 2

Физ. минутка

Чтоб поехать на машине

Накачать нам надо шины (имитация движений со звуком ш ш ш)

В бензобак нальем бензин (имитация движения со звуком с с с)

И поедем в магазин (вокруг себя)

- Наша прогулка продолжается.

Дифференциация звуков [З]- [Ж] и букв на уровне слога.

На крыше написаны слоги.

- Обратите внимание на желтую крышу. Что это? Слоги или слова? (слоги)

Помогите Малышу правильно прочитать слоги.

ЗА – ЖА - ЗА

ЗО - ЖО -ЗО

ЗУ – ЖУ – ЗУ

ЗТА- ЖТУ – ТЫЗ

УЗА – УЖО – УЗЫ

ИЗЫ – ИЖИ – ИЗИ

АЗО – АЖО – АЗУ

АЗА – АЖА         ОЗА – ОЖА         УЗА – УЖА         ЫЗА – ЫЖА

АЗО – АЖО         ОЗО – ОЖО         УЗО – УЖО         ЫЗО – ЫЖО

АЗУ – АЖУ         ОЗУ – ОЖУ         УЗУ – УЖУ          ЫЗУ – ЫЖУ

АЗЫ – АЖИ        ОЗЫ – ОЖИ         УЗЫ – УЖИ         ЫЗЫ – ЫЖИ

ЗНА – ЖНА           ЗМА – ЖМА         ЗВА – ЖВА        ЗДА – ЖДА

ЗНО – ЖНО           ЗМО – ЖМО         ЗВО – ЖВО        ЗДО – ЖДО

ЗНУ – ЖНУ           ЗМУ – ЖМУ         ЗВУ – ЖВУ        ЗДУ – ЖДУ

ЗНЫ – ЖНЫ         ЗМИ – ЖМИ         ЗВИ – ЖВИ        ЗДИ – ЖДИ

(спрашиваем по несколько человек)

- Придумайте слова с этими слогами.

- Где находится слог? (в начале, в середине, в конце слова)

III. Заключение.

Итог занятия:

Ну вот и подошла прогулка к концу. Какие звуки закрепляли и учились произносить? Давайте еще раз вспомним, что сегодня делали (по всем крышам еще раз пройтись, задавать наводящие вопросы). Малыш и Карлсон приготовили для вас подарки. Каждый из вас возьмет по одному воздушному шарику на котором написано слово с дежурным звуком (ребята берут шары, а два шара остается, на них нет пройденных звуков.

Вы все молодцы, урок окончен!