Тема: Дифференциация С - Ц в устной и письменной речи
Цели
1. Образовательные: Формирование практического навыка различения звуков С –Ц на слух, в слогах, словах и на письме. Уточнение и сравнение артикуляций звуков С-Ц. Упражнение в словообразовании. Обогащение словарного запаса учащихся. 2. Развивающие: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, на лексическом материале обогащенном звуками С-Ц. Развитие памяти, внимания, мышления. Пространственных ориентировок.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
3. Воспитательные: Повышение речевой активности. Улучшение самоконтроля за речью. Становление ситуации успеха.
Ход занятия.
1.Массаж и самомассаж рефлексогенных зон ушных раковин, кистей рук, задней поверхности шеи
Упражнения с шариком для су-джок терапии.
Цель: активизация работы внутренних органов, речевых зон головного мозга
2. Введение в тему.
Цель: - привлечение и активизация внимания учащихся,
- развитие и активизация лексического запаса по теме «Птицы»
Загадка: На шесте - дворец, во дворце – певец, а певца зовут …? Скворец.
-назови скворца ласково;
-как называется домик скворца;
-назови птенцов скворца;
-как называется семья скворца;
-кто делает домик для скворца;
-для чего нужен домик скворцу;
-когда прилетает скворец;
-как называют птиц, прилетающих весной;
-какую пользу приносят птицы.
-назовите птиц (картинки) : стриж, ласточка, сорока, снегирь, сова, трясогузка.
-распределите всех птиц на две группы (зимующие и перелетные)
Если вы назовете первый и последний звуки в слове СКВОРЕЦ, то узнаете тему занятия.
3. Характеристика звуков С-Ц по схеме.
Положение губ | Положение зубов |
Воздушная струя | Работа голоса |
Положение языка | |
согласный | гласный |
звонкий | глухой |
твердый | мягкий |
парный | непарный |
4. Запиши в тетрадь строчную букву С столько раз, сколько слогов в слове «скворец».
Запиши в тетрадь заглавную букву Ц столько раз сколько звуков в слове «скворец».
5. Чтение слоговой таблицы по инструкции логопеда (первый столбик слева, второй столбик справа и т.д.)
са | са | ца | са |
цо | со | цо | со |
цу | су | су | цу |
сы | сы | цы | цы |
6. Игра «Покорми птиц»
Собери зерна – составь слова.
СТРА-, -УС, ЦАП-, -ЛЯ, СИ-, -НИ-, -ЦА, ЦЫП-, -ЛЁ-, -НОК.
7. Игра «Доскажи словечко, покажи сигнал
Я начинаю предложение, а закончит, тот на кого укажу. Мальчик скажет, как назвать мужчину по его занятию или профессии, а девочка – как назвать женщину.
Картины рисует художник.
Моя мама – ХУДОЖНИЦА
Этот мальчик проказник,
А девочка –
Мой сын – школьник,
А дочка –
Книгу читает - читатель,
Маша в библиотеке лучшая –
Книгу написал – писатель,
Агния Барто детская –
8
. К словам из правого столбика подбери по смыслу слова из левого столбика. Запиши словосочетания, зашифруй буквы С и Ц и соответственно
стакан. | заяц |
сломанное | целый |
пёстрая | кузнецы |
свежая | деревце |
трусливый | курица. |
сильные | водица |
9. Прочитай рассказ. Вставь буквы С-Ц. Ответь на вопросы письменно.
Сорванцы
Два сорван_ а увидели на берёзе гнездо. Они залезли на берёзу и хотели до тать птен ов из гнезда. Но летелись пти ы, тали клевать орван ов и бить их крыльями. орван ы пустили ь с берёзы и прятались от пти в подъезде.
По мотрели друг на друга, а у обоих синяки арапины на ли ах и руках. Вот и наказание — нельзя разорять гнёзда. ВОПРОСЫ:
Что увидели на берёзе два сорванца?
Куда они залезли?
Что хотели сделать сорванцы?
Как птицы защищали гнездо?
Где спрятались сорванцы от птиц?
Что было на лицах и руках у сорванцов?
За что были наказаны сорванцы?
Итог. Рефлексия.