ГБПОУ ЛО « ЛТПТ »
Дифференцированный подход как средство эффективности учебного процесса и преодоление неуспеваемости на уроках английского языка.
Преподаватель : Федотова. О.А.
г. Лодейное Поле
2021г
Введение
Введение
Человек, действительно уважающий личность, должен уважать её в своём ребёнке, начиная с той минуты, когда ребёнок почувствовал своё я … Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов. Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых важную роль играет обучение соответствующее возможностям и способностям ребёнка, т.е. дифференцированное обучение.
Д.И. Писарев
Человек, действительно уважающий личность,
Дифференцированное обучение
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам образовательной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.
Текст слайда
Дифференцированное обучение
Дифференцированный подход в обучении – имеет 2 значения:
1. создание различных условий обучения для школ, классов, групп, для того чтобы учитывать особенностей их контингента;
2. комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, которые обеспечивают обучение в одинаковых группах.
Дифференцированное обучение
Цель уроков английского языка в системе СПО - привить интерес к изучению английского языка Сегодня учителя и преподаватели– в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания. Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждогостудента, что не приносит значительных результатов в обучении. В настоящее время к обучению предъявляет требования Федеральный государственный образовательный стандарт Одной из таких технологий является разноуровневое (дифференцированное) обучение.
Дифференцированное обучение
- Актуальность данной темы -повышение эффективности работы преподавателя по формированию коммуникативной компетенции посредством дифференцированного и индивидуального подходов к обучению английскому языку.
Цель и задача
Цель дифференцированного обучения : организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. З адачи : 1)Увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
2)Удовлетворение познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.
Применение разноуровневого обучения
Высокий уровень
Средний уровень
Развивать устойчивый интерес к предмету.
Развивать устойчивый интерес к предмету.
Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
Низкий уровень
Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения.
Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу
Текст слайда
Методы
и приемы реализации дифференцированного подхода на уроке .
- .1 увеличение объема самостоятельной работы;
- 2. интенсификация обучения;
- 3. усиление индивидуальной работы учителя с учащимся;
- 4. создание атмосферы доверия, сотрудничества, настроя на работу;
- 5. разноуровневое изложение материала;
- 6.вначале упрощенное изложение, затем усложненное;
- 7. целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям;
- 8. использование наглядности;
- 9. дозированная помощь на основе изучения причин отставания в учебе;
Методы и приемы реализации дифференцированного подхода на уроке .
10. индивидуальный опрос (по заранее предложенным учащемуся вопросам, по плану)
11дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором, индивидуализация критериев оценки);
12. самоконтроль по образцам и критериям;
13 индивидуализация домашних заданий (по объему, по сложности, по творческой направленности);
14 дифференциация темпов изучения;
15. содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учащихся время на выполнение работы уменьшается;
16 содержание задания одинаково для всей группы
, но для сильных учащихся предлагаются задания большего объема или более сложные;
17.задание общее для всех, а для слабых дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ и т.д.);
18. использование карточек-тренажеров;
19. использование на одном этапе урока заданий различного содержания и сложности;
20.применение, творческих заданий;
Способы дифферинциации учебной деятельности.
По содержанию учебных заданий
По уровню творчества
По уровню трудности
По способу организации деятельности
По объему
По степени самостоятельности учащихся
По степени и характеру помощи учащихся
По характеру учебных действий
- Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом группы.
Разноуровневая дифференциация
- Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
1. Этап изложения новых знаний, умений.
При объяснении нового материала ставятся проблемные вопросы , чтобы на них отвечали сильные дети, детям с низкой мотивацией можно предложить ответить на вопросы известные из ранее изученного. Дети с высокой мотивацией могут подготовить дополнительный материал в виде сообщений, подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).
2 этап Закрепление знаний
На этом этапе основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы . Индивидуальный и дифференцированный подходы осуществляются преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Удобно предъявлять их в форме индивидуальных карточек, в форме игры или парного (группового) задания.
Например:
Учащимся раздаются карточки со словами, из которых они составляют слова предложения с этими словами. Мотивированным можно задать на дом пересказ.
Если материал сложный, то формируются пары, куда входит один из сильных учеников, и проводится работа в парах сменного состава.
Осуществляется дифференциация и при проведении практических работ. Используется взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым, коллективные проекты с различным комплектованием групп
3.Домашнее задание:
С высокой мотивацией нужно учить работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д.
4. Контроль и самоконтроль.
Средним и слабым тоже предлагается выступить, но для подготовки даются карточки –опоры.
Этап проверки и оценки знаний и умений.
. Для преодоления пробелов в знаниях детям даются небольшие дополнительные упражнения .
На этом этапе должны осуществляться следующие условия осуществления индивидуального и дифференцированного подходов:
- знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных групп учащихся;
- умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы;
- составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам.
Дифференцированное обучение
Обучение иностранному языку требует индивидуального подхода, учитывающего способности (память, речевой слух, способность к имитации и т.д.). Как показывает опыт работы, в настоящее время преподаватели вынуждены учитывать недостаточный уровень знаний и умений, с которыми приходят многие выпускники средних школ города и сельских школ в учебное заведение.
Заключение
Разнообразие педагогических технологий сможет сформировать коммуникативную грамотность современного студента. Обществу нужны грамотные специалисты в условиях высокой конкуренции рынка труда. Готовить способного выпускника для будущей профессиональной деятельности – главная задача, которую ставит действительность перед образовательным учреждением и предо мной как преподавателем иностранного языка.
Текст слайда