ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС»). Опыт работы по теме самообразования.
Кулик Т.В., учитель русского языка
литературы МБОУ «Лицей № 1»
Каждый педагог в процессе своей деятельности задаёт себе вопросы: «Как сделать урок продуктивным для каждого ребенка?», «Как повысить качество обучения?», «Как подать материал, чтобы каждому было интересно?» Дифференциация и индивидуализация – одни из ведущих принципов образования, отсюда и выбор темы самообразования.
Методологическая основа работы.
Дифференцированное обучение предполагает широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, учебных возможностей учащихся.
Цели дифференцированного обучения- организовать учебный процесс, учитывая индивидуальные особенности личности; обеспечить свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей личности на основе государственного стандарта, выведенного на смысловой уровень.
Основная задача-раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться, обрести изобретательность.
Есть несколько классификаций подуровней дифференциации. Я приведу в пример классификацию А.В. Матвеева.
1)Репродуктивный уровень: требуется пересказать изученный материал разной степени сложности; давать определения и формулировки предметным и методологическим понятиям, законам, гипотезам. Задания выполняются по алгоритму.
2) Конструктивно-описательный уровень: самостоятельное применение имеющейся информации на основе ранее изученного алгоритма. Требуется дать описание изученного явления, процесса или объекта, выявить их особенности.
Эти два уровня предполагают работу на базовом уровне.
3) Конструктивно-аналитический уровень предполагает продуктивные действия эвристического характера: анализ, систематизация, обобщение, объяснение и т.п.
4) Творческий уровень предполагает продуктивные действия творческого типа: оценивать, доказывать, моделировать, прогнозировать, проектировать. Таким образом создаётся «новая» информация.
При такой работе нужно понимать, что все учащиеся должны овладеть программным минимум знаний, умений и навыков.
При дифференцированном подходе учащиеся делятся на три группы:
1 группа- обучающиеся с хорошим уровнем знаний, осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития;
2 группа- обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей чёткого определения или далёкой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения, хорошим потенциалом развития;
3 группа- обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.
Обучающиеся 3 группы выполняют репродуктивные задания, а обучающиеся 2 и 1 групп выполняют продуктивные задания.
Следующий важный момент- направления дифференциации. Выделяют следующие:
Направление диф-ии | Характеристика дифференциации |
1.По степени самостоятельности обучающихся | Обучающиеся знакомятся с заданием. Затем обучающиеся 1 группы(уровня) выполняют самостоятельно; обучающиеся 2 группы выполняют задания после проговаривания 2-3 примеров из упражнения; ребята 3 группы записывают упражнение после проговаривания и объяснения каждого примера с выполнением у доски. Этап проверки проходит фронтально. |
2.По характеру помощи учителя | Учитель оказывает помощь в виде: А) вспомогательного задания, наводящего вопроса; Б) карточек-подсказок; В) дополнительного объяснения задания; Г) образца выполнения задания; Д) памяток, планов, схем- т.е. любых справочных материалов; Е) вспомогательных и наводящих вопросов; Ё) частичного совместного выполнения задания. |
3.По уровню сложности | 1.Усложнение материала; 2.увеличение объёма изученного материала; 3.выполнение операции сравнения в дополнение к основным; 4.использование обратного задания вместо прямого. |
4.По объёму материала | 1 и 2 вариант выполняют дополнительные задания, аналогичные основному |
Важно то, что создаётся ситуация успеха. Каждый ребёнок должен понимать, что у него есть возможность перехода на более высокий уровень. Но это должно случиться при определённых условиях. Он должен:
выполнить задания своего уровня;
проверить правильность выполнения по справочнику;
выполнить хоть одно задание большей сложности;
добиться 10 зачтённых заданий;
сдать зачёт по теме.
Смешанное обучение-это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Это образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн-обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самоконтроля учеником образовательного маршрута, времени, места, темпа обучения.
Выделяют следующие модели:
Смена рабочих зон.
Смена классов.
Индивидуальный план.
Перевёрнутый класс. Модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома обучающиеся работают онлайн для теоретического материала: смотрят видеолекции, читают статьи и т.д., а в классе проводят групповые занятия. Благодаря «перевёрнутости» у учителя больше времени на более интересные и полезные занятия, чем, например, чтение лекции.
Гибкий план.
Виртуальная модель.
Проведение диагностики для деления ребят по уровням (группам)
Обязательным условием организации дифференцированного обучения является проведение диагностики с целью определения уровня обученности.
Я использовала диагностику красноярских учёных Л.А. Рябинкиной, Т.Ю. Чабана «Дельта», которая оценивает индивидуальный прогресс учеников основной школы. С помощью этой диагностики измеряется не статическое состояние, а изменение, динамика, поэтому требуется проведение трёх диагностик через длительные промежутки. После каждого среза фиксируются показатели роста ученика. Ребёнку «присваивается» уровень: первый, второй, третий. Результаты оформляются в таблице.
Проведённая диагностика показала следующие результаты.
Класс | Кол-во ребят, писавших работу | 3 уровень | 2 уровень | 1 уровень | Не показали уровня |
8 «Б» класс | 25 | 1 | 11 | 13 | 0 |
8 «В» класс | 18 | 0 | 10 | 8 | 0 |
Итого: | 43 | 1 | 21 | 21 | 0 |
Пояснения к уровням диагностики:
1 уровень- прямое воспроизведение учеником того, чему его учили. В той же форме, по освоенному образцу, с опорой на внешнюю сторону действия.
2 уровень- выделение общего способа действия, его основания, когда важна не внешняя форма, а суть, принцип. На этом уровне ученик может действовать правильно, когда ситуация и языковой материал незнакомы, часто вопреки привычным представлениям и «зашумлениям».
3 уровень- обобщённый способ действия превращается в личный ресурс ученика- средство, с помощью которого он может решать бесконечное разнообразие учебных и практических задач.
Основываясь на результатах диагностики выделяют две линии индивидуального прогресса учащихся:
«пользовательская», связанная с употребление разного рода языковых единиц;
«лингвистическая», линия изучения языка как системы.
После получения результатов первой диагностики я провела деление на группы. Следующая диагностика состоится в декабре 2020 года, и будут видны промежуточные результаты работы по данной технологии.
Об индивидуальном прогрессе учащегося можно говорить тогда, когда от среза к срезу:
-происходит переход от более низкого к более высокому уровню в освоении предмета;
-увеличивается количество правильно выполненных заданий одного уровня (линейное приращение).
«Дельта» измеряет степень продвижения обучающегося в предмете относительно него самого, поэтому даже выход на первый уровень на последних срезах для ученика, не показавшего ранее никакого уровня, является прогрессом.
Почему я выбрала эту диагностику? Даются не стандартизированные тестовые задания, это задания, которые обладают необходимыми содержательными характеристиками, но предназначенные для использования в обучающих ситуациях. В этих материалах выделены две основные предметные линии, содержание которых опирается на два вида деятельности: речевую деятельность как непосредственное владение языком и учебно-предметная деятельность как освоение лингвистической теории. Здесь говорим о двух типах умений:1) умение извлекать смысл языковой единицы; 2)умение замечать языковой факт и видеть за ним определённую систему отношений в языке.
Практическое применение
Диагностика была проведена в двух 8 классах и позволила разделить детей на три группы (варианта): 1 группа (3 уровень)- ребята с высоким уровнем обученности; 2 группа (2 уровень)- со средним уровнем; 3 группа (1 уровень)- с низким уровнем обученности.
Но так как в 3 группу попал по результатам один ребёнок, то в неё я «перевела» детей из 2 группы, но с самыми высокими бальными результатами.
Этапы работы по данной технологии.
1 этап: подготовка мной блока домашнего задания. Почему блок? Это набор разного рода ресурсов с теоретическим материалом. Например, к изучению темы «Виды связи в словосочетани» дала следующее: 1) изучение материала учебника (пар.7 ,стр. 32-34) (обязательно для всех);2) скан материала из пособия для подготовки к ГИА «ОГЭ-2019. Готовимся к итоговой аттестации» С.В.Драбкиной,Д.И.Субботина (обязательно для всех); видеолекция https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii ( по желанию); тест на сайте Е.А.Захарьной https://saharina.ru/tests/test.php?name=test573.xml (для желающих практически проверить полученные знания).
2 этап: объяснение домашнего задания. Обратить внимание на материалы для обязательного изучения.
3 этап: подготовка обучающимися домашнего задания.
4 этап: работа на уроке. Дифференциация осуществляется как на этапе подготовки домашнего задания, так и на уроке непосредственно.
В начале урока можно провести опрос, используя разные формы («Ромашка Блума», фронтальный опрос, опрос в виде цифрового диктанта и т.д.)
Все группы выполняют под моим руководством базовое упражнение. Например:
Я оцениваю то, как качественно подготовились ребята. По необходимости разрешаю возникшие вопросы. Если тема сложна для понимания, можно совместно выполнить ещё одно упражнение. Затем участники 1 и 2 группы выполняют самостоятельно продуктивное задание, причём у 2 группы оно должно быть проще. Пример упражнения:
По желанию учащиеся 2 группы могут присоединиться к 1 группе и совместно выполнять репродуктивное задание. В качестве творческого задания можно предложить составить карточки, тест, выполнить экзаменационное задание, самостоятельно составить предложения или текст.
В это время учащиеся 3 группы вместе со мной выполняют репродуктивное задание. Это может быть такое упражнение:
Если учащиеся этой группы легко справляются с репродуктивными заданиями, можно предложить выполнить продуктивное.
Такая работа, выполняемая систематически, позволяет больше времени уделить отработке практических навыков обучающихся. Кроме того ребята не будут тратить время впустую, списывая готовые домашние задания, а учитель не будет тратить время на х проверку.
Такое занятие я провожу один раз в неделю, по желанию можно полностью перейти на использование этих технологий. Практика показала, что готовятся все ребята, а ребята 1 группы готовятся иногда тщательнее, чем ребята из 2 и 1 групп.
Предполагается, что в результате систематического использования технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка:
- повысится интерес к предмету;
-повысится учебная мотивация и успеваемость;
-у обучающихся появится уверенность в себе;
-сформируется и разовьётся умение анализировать собственные успехи;
-повысится качество знаний.
Спасибо за внимание.
Источники информации:
Статья «Психологические и педагогические основы поисковых и исследовательских технологий»
https://studopedia.ru/5_129866_psihologicheskie-i-pedagogicheskie-osnovi-poiskovih-i-issledovatelskih-tehnologiy.html
Лекция «Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС» https://infourok.ru/webinar/14.html
Материалы сайта «Росучебник» https://rosuchebnik.ru/material/rabotaem-s-elektronnoy-formoy-uchebnika/
«Дельта: пробуем оценивать индивидуальный прогресс учеников средней школы (русский язык)/ Л.А.Рябинина, Т.Ю.Чабан.-Красноярск:Сиб.федер.ун-т,2016.-56 с.