СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированное обучение с применением технологии смешанного обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смешанное обучение-современная технология, позволяющая решить важные вопросы обучения: заинтересовать обучающихся, максимально продуктивно использовать урочное время, а также включить приёмы диффернцированного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение с применением технологии смешанного обучения»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС»). Опыт работы по теме самообразования.

Кулик Т.В., учитель русского языка

литературы МБОУ «Лицей № 1»

Каждый педагог в процессе своей деятельности задаёт себе вопросы: «Как сделать урок продуктивным для каждого ребенка?», «Как повысить качество обучения?», «Как подать материал, чтобы каждому было интересно?» Дифференциация и индивидуализация – одни из ведущих принципов образования, отсюда и выбор темы самообразования.

  1. Методологическая основа работы.

Дифференцированное обучение предполагает широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, учебных возможностей учащихся.

Цели дифференцированного обучения- организовать учебный процесс, учитывая индивидуальные особенности личности; обеспечить свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей личности на основе государственного стандарта, выведенного на смысловой уровень.

Основная задача-раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться, обрести изобретательность.

Есть несколько классификаций подуровней дифференциации. Я приведу в пример классификацию А.В. Матвеева.

1)Репродуктивный уровень: требуется пересказать изученный материал разной степени сложности; давать определения и формулировки предметным и методологическим понятиям, законам, гипотезам. Задания выполняются по алгоритму.

2) Конструктивно-описательный уровень: самостоятельное применение имеющейся информации на основе ранее изученного алгоритма. Требуется дать описание изученного явления, процесса или объекта, выявить их особенности.

Эти два уровня предполагают работу на базовом уровне.

3) Конструктивно-аналитический уровень предполагает продуктивные действия эвристического характера: анализ, систематизация, обобщение, объяснение и т.п.

4) Творческий уровень предполагает продуктивные действия творческого типа: оценивать, доказывать, моделировать, прогнозировать, проектировать. Таким образом создаётся «новая» информация.

При такой работе нужно понимать, что все учащиеся должны овладеть программным минимум знаний, умений и навыков.

При дифференцированном подходе учащиеся делятся на три группы:

1 группа- обучающиеся с хорошим уровнем знаний, осознанной мотивацией, высоким темпом усвоения знаний, высоким потенциалом развития;

2 группа- обучающиеся, усвоившие материал на базовом уровне, с мотивацией, не имеющей чёткого определения или далёкой от усвоения учебного материала, средним темпом усвоения, хорошим потенциалом развития;

3 группа- обучающиеся, слабо усваивающие материал, с отсутствием мотивации к обучению, средним или низким потенциалом развития.

Обучающиеся 3 группы выполняют репродуктивные задания, а обучающиеся 2 и 1 групп выполняют продуктивные задания.

Следующий важный момент- направления дифференциации. Выделяют следующие:



Направление диф-ии

Характеристика дифференциации

1.По степени самостоятельности обучающихся

Обучающиеся знакомятся с заданием. Затем обучающиеся 1 группы(уровня) выполняют самостоятельно; обучающиеся 2 группы выполняют задания после проговаривания 2-3 примеров из упражнения; ребята 3 группы записывают упражнение после проговаривания и объяснения каждого примера с выполнением у доски. Этап проверки проходит фронтально.

2.По характеру помощи учителя

Учитель оказывает помощь в виде:

А) вспомогательного задания, наводящего вопроса;

Б) карточек-подсказок;

В) дополнительного объяснения задания;

Г) образца выполнения задания;

Д) памяток, планов, схем- т.е. любых справочных материалов;

Е) вспомогательных и наводящих вопросов;

Ё) частичного совместного выполнения задания.

3.По уровню сложности

1.Усложнение материала;

2.увеличение объёма изученного материала;

3.выполнение операции сравнения в дополнение к основным;

4.использование обратного задания вместо прямого.

4.По объёму материала

1 и 2 вариант выполняют дополнительные задания, аналогичные основному



Важно то, что создаётся ситуация успеха. Каждый ребёнок должен понимать, что у него есть возможность перехода на более высокий уровень. Но это должно случиться при определённых условиях. Он должен:

  1. выполнить задания своего уровня;

  2. проверить правильность выполнения по справочнику;

  3. выполнить хоть одно задание большей сложности;

  4. добиться 10 зачтённых заданий;

  5. сдать зачёт по теме.

Смешанное обучение-это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Это образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн-обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самоконтроля учеником образовательного маршрута, времени, места, темпа обучения.

Выделяют следующие модели:

  1. Смена рабочих зон.

  2. Смена классов.

  3. Индивидуальный план.

  4. Перевёрнутый класс. Модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома обучающиеся работают онлайн для теоретического материала: смотрят видеолекции, читают статьи и т.д., а в классе проводят групповые занятия. Благодаря «перевёрнутости» у учителя больше времени на более интересные и полезные занятия, чем, например, чтение лекции.

  5. Гибкий план.

  6. Виртуальная модель.

  1. Проведение диагностики для деления ребят по уровням (группам)

Обязательным условием организации дифференцированного обучения является проведение диагностики с целью определения уровня обученности.

Я использовала диагностику красноярских учёных Л.А. Рябинкиной, Т.Ю. Чабана «Дельта», которая оценивает индивидуальный прогресс учеников основной школы. С помощью этой диагностики измеряется не статическое состояние, а изменение, динамика, поэтому требуется проведение трёх диагностик через длительные промежутки. После каждого среза фиксируются показатели роста ученика. Ребёнку «присваивается» уровень: первый, второй, третий. Результаты оформляются в таблице.

Проведённая диагностика показала следующие результаты.

Класс

Кол-во ребят,

писавших работу

3 уровень

2 уровень

1 уровень

Не показали уровня

8 «Б» класс

25

1

11

13

0

8 «В» класс

18

0

10

8

0

Итого:

43

1

21

21

0



Пояснения к уровням диагностики:

1 уровень- прямое воспроизведение учеником того, чему его учили. В той же форме, по освоенному образцу, с опорой на внешнюю сторону действия.

2 уровень- выделение общего способа действия, его основания, когда важна не внешняя форма, а суть, принцип. На этом уровне ученик может действовать правильно, когда ситуация и языковой материал незнакомы, часто вопреки привычным представлениям и «зашумлениям».

3 уровень- обобщённый способ действия превращается в личный ресурс ученика- средство, с помощью которого он может решать бесконечное разнообразие учебных и практических задач.

Основываясь на результатах диагностики выделяют две линии индивидуального прогресса учащихся:

  1. «пользовательская», связанная с употребление разного рода языковых единиц;

  2. «лингвистическая», линия изучения языка как системы.



После получения результатов первой диагностики я провела деление на группы. Следующая диагностика состоится в декабре 2020 года, и будут видны промежуточные результаты работы по данной технологии.

Об индивидуальном прогрессе учащегося можно говорить тогда, когда от среза к срезу:

-происходит переход от более низкого к более высокому уровню в освоении предмета;

-увеличивается количество правильно выполненных заданий одного уровня (линейное приращение).

«Дельта» измеряет степень продвижения обучающегося в предмете относительно него самого, поэтому даже выход на первый уровень на последних срезах для ученика, не показавшего ранее никакого уровня, является прогрессом.

Почему я выбрала эту диагностику? Даются не стандартизированные тестовые задания, это задания, которые обладают необходимыми содержательными характеристиками, но предназначенные для использования в обучающих ситуациях. В этих материалах выделены две основные предметные линии, содержание которых опирается на два вида деятельности: речевую деятельность как непосредственное владение языком и учебно-предметная деятельность как освоение лингвистической теории. Здесь говорим о двух типах умений:1) умение извлекать смысл языковой единицы; 2)умение замечать языковой факт и видеть за ним определённую систему отношений в языке.

  1. Практическое применение

Диагностика была проведена в двух 8 классах и позволила разделить детей на три группы (варианта): 1 группа (3 уровень)- ребята с высоким уровнем обученности; 2 группа (2 уровень)- со средним уровнем; 3 группа (1 уровень)- с низким уровнем обученности.

Но так как в 3 группу попал по результатам один ребёнок, то в неё я «перевела» детей из 2 группы, но с самыми высокими бальными результатами.

Этапы работы по данной технологии.

1 этап: подготовка мной блока домашнего задания. Почему блок? Это набор разного рода ресурсов с теоретическим материалом. Например, к изучению темы «Виды связи в словосочетани» дала следующее: 1) изучение материала учебника (пар.7 ,стр. 32-34) (обязательно для всех);2) скан материала из пособия для подготовки к ГИА «ОГЭ-2019. Готовимся к итоговой аттестации» С.В.Драбкиной,Д.И.Субботина (обязательно для всех); видеолекция https://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii ( по желанию); тест на сайте Е.А.Захарьной https://saharina.ru/tests/test.php?name=test573.xml (для желающих практически проверить полученные знания).

2 этап: объяснение домашнего задания. Обратить внимание на материалы для обязательного изучения.

3 этап: подготовка обучающимися домашнего задания.

4 этап: работа на уроке. Дифференциация осуществляется как на этапе подготовки домашнего задания, так и на уроке непосредственно.

В начале урока можно провести опрос, используя разные формы («Ромашка Блума», фронтальный опрос, опрос в виде цифрового диктанта и т.д.)

Все группы выполняют под моим руководством базовое упражнение. Например:

Я оцениваю то, как качественно подготовились ребята. По необходимости разрешаю возникшие вопросы. Если тема сложна для понимания, можно совместно выполнить ещё одно упражнение. Затем участники 1 и 2 группы выполняют самостоятельно продуктивное задание, причём у 2 группы оно должно быть проще. Пример упражнения:

По желанию учащиеся 2 группы могут присоединиться к 1 группе и совместно выполнять репродуктивное задание. В качестве творческого задания можно предложить составить карточки, тест, выполнить экзаменационное задание, самостоятельно составить предложения или текст.

В это время учащиеся 3 группы вместе со мной выполняют репродуктивное задание. Это может быть такое упражнение:

Если учащиеся этой группы легко справляются с репродуктивными заданиями, можно предложить выполнить продуктивное.

Такая работа, выполняемая систематически, позволяет больше времени уделить отработке практических навыков обучающихся. Кроме того ребята не будут тратить время впустую, списывая готовые домашние задания, а учитель не будет тратить время на х проверку.

Такое занятие я провожу один раз в неделю, по желанию можно полностью перейти на использование этих технологий. Практика показала, что готовятся все ребята, а ребята 1 группы готовятся иногда тщательнее, чем ребята из 2 и 1 групп.

Предполагается, что в результате систематического использования технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка:

- повысится интерес к предмету;

-повысится учебная мотивация и успеваемость;

-у обучающихся появится уверенность в себе;

-сформируется и разовьётся умение анализировать собственные успехи;

-повысится качество знаний.

Спасибо за внимание.



Источники информации:

  1. Статья «Психологические и педагогические основы поисковых и исследовательских технологий»

https://studopedia.ru/5_129866_psihologicheskie-i-pedagogicheskie-osnovi-poiskovih-i-issledovatelskih-tehnologiy.html

  1. Лекция «Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС» https://infourok.ru/webinar/14.html

  2. Материалы сайта «Росучебник» https://rosuchebnik.ru/material/rabotaem-s-elektronnoy-formoy-uchebnika/

  3. «Дельта: пробуем оценивать индивидуальный прогресс учеников средней школы (русский язык)/ Л.А.Рябинина, Т.Ю.Чабан.-Красноярск:Сиб.федер.ун-т,2016.-56 с.