Безверхая Оксана Петровна,
учитель начальных классов, МОУ «СШ№1 им. Драгомировой»
«Дифференцированное обучение в начальной школе»
В настоящее время дети в классах имеют разный уровень подготовки и поэтому учить всех детей одинаково считаю неправильным. Есть дети, для которых материал становится понятным по ходу объяснения, но есть дети, которым трудно удаётся выполнение заданий, не сразу понимают тему урока. Необходимость реализации индивидуально-личностного подхода очевидна и находит своё отражение в различных нормативно-правовых документах, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Проблема дифференцированного обучения актуальна. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении детей?
Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
Образовательный процесс совершенствуется путём рационального сочетания привычных традиционных и инновационных форм и способов обучения учащихся. Инновационные разработки направленных на реализацию технологии личностно-ориентированного образования, воспитания активной, творческой, самостоятельной, саморазвивающейся личности.
Технология личностно-ориентированного обучения даёт возможность развивать субъективный опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. А содержание, методы, приемы направлены на то, чтобы раскрыть возможности и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личности. Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Сохраняя при этом детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Уровневая дифференциация является ведущим приёмом дифференциации, она предполагает как дифференцированную работу в группах, так и подготовку дифференцированных заданий, то есть постоянном дополнении заданий “для всех” индивидуальными заданиями для каждого уровня. Базовый уровень определяется в форме образцов задач, которые дети должны уметь решать.
Возникает вопрос, как строить процесс дифференцированного обучения?
Работа эта кропотливая, которая требует от учителя постоянного наблюдения, сравнения, анализа и учёта результатов.
Осуществление дифференцированной работы в личностно-ориентированном образовании требует:
• изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей, обучающихся;
• определения критериев деления обучающихся на группы;
• умения совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;
• умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
• перспективного планирования деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленного на руководство учебным процессом;
• умения заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.
Осуществляя дифференцированный подход необходимо руководствоваться следующими требованиями:
• создание атмосферы, комфортной для учащихся;
• организовать активное общение с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
• обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому “взять” столько, сколько он может).
Для разноуровневого обучения можно использовать:
• Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи
• Альтернативные задания для добровольного выполнения
• Задания, содержание которых найдено учеником
• Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критериев, в соответствии с которыми будут создаваться группы
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную картину дают разноуровневые контрольные работы).
3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
6. Постоянный контроль за результатами работ учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий, а также могут изменяться состав группы.
Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.
1.Выделить три типа дифференцированных заданий «А», «В», «С» разной степени сложности.
2. Нельзя детей делить на «слабых» и «сильных» .Корректно делить детей на 3 группы переменного состава. Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е эти группы не постоянны, их состав может меняться. Ученик, который вчера работал в группе 1 уровня (задание «С»), завтра может работать в группе 2 уровня (задание «В»), если он усвоил базис.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
По результатам диагностирования класс делится по уровням:
• 1 уровень – репродуктивный, работает на уровне знания, понимания (задание» С») под руководством учителя.
2 уровень – конструктивный, применяет полученные знания (задание «В»). После объяснения задание выполняется самостоятельно с обязательной проверкой.
3 уровень – творческий, углубляет знания (задание «А»). Задание выполняется самостоятельно.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:
· изучение нового материала;
· дифференцированная домашняя работа;
· учет знаний на уроке;
· текущая проверка усвоения пройденного материала;
· самостоятельные и контрольные работы;
· организация работы над ошибками;
· уроки закрепления.
Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности. Задания составлены таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.
· При выполнении первого уровня ученик закрепляет базовые знания.
· Второй уровень - уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие речи, логического мышления.
· Третий уровень – творческий. Он предполагает написание мини-сочинений, исправление грамматических ошибок.
Контроль и оценка деятельности учащегося рассматривается только в динамике относительно предыдущих успехов ребенка и не подразумевает сравнения с другими детьми.
Вашему вниманию предлагается ряд заданий по теме «Проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова».
(1группа.) Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
В-да, п-ля, д-мишко. с-ды, д-жди л..сной. з-мля, в-лна. | Водяной, волноваться, дождь воды, вёсла, домище, дождливый поле, домовой, дом, лесок, лес, волны, волнистый земляной, земли, вода, полянка , водный. |
2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.
д-мишко Алгоритм.
п-ля- 1. Прочитай слово.
с-ды- 2. Поставь ударение.
в-да - 3. Выдели корень.
з-мля - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди
в-лна - проверочные слова.
д-жди 5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
(У каждого ученика алгоритм выполнения задания находится на парте)
3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
Д-ждливый,тр-вянистый,в-дянистый, п-левой, д-мишко.с-довник
л..сной. з-мля, в-лна.