| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ" |
Проверил преподаватель
_____________________
«__»____________20__г.
Методика театрализации русских народных календарных праздников
Подготовила
Студентка группы Ш-21
Сапунова Елизавета
Ейск, 2020г.
Фольклор как особый вид искусства представляет собой качественно своеобразный компонент художественной культуры. Он интегрирует культуру социума определенной этнической принадлежности на особом витке исторического развития общества. Фольклор неоднозначен: в нем проявляется и безграничная народная мудрость, и народный консерватизм, косность. В любом случае фольклор воплощает высшие духовные силы народа, отражает элементы национального художественного сознания.
Художественное решение темы в культурно-досуговой программе осуществляется в виде образной совокупности из различных видов искусства и выполняют эту задачу художественные методы КДП, позволяющие художественно организовать драматургический материал, соподчинив используемые выразительные средства поставленной цели.
Методы иллюстрирования, театрализации и игры совместно с драматургическим методом монтажом соединяют выразительные средства в соответствии с темой и творческим замыслом постановщика.
Художественность сценария нельзя рассматривать как нечто механически привносимое в оформление или интерпретацию конкретного события. Эта чрезвычайно распространенная в современной практике театрализации ошибка приводит во многих случаях к обеднению метода.
В театрализованном празднике нет отдельно существующего номера или публицистического выступления, кинофрагмента, диапозитива или фонограммы, а есть художественно организованное, педагогически запрограммированное действие, представляющее собой особое, чрезвычайно сложное явление искусства. Главным компонентом, создающим новый сплав, выступает единый сценарный замысел.
Создание замысла театрализованного празднично-обрядового действия, т. е. определение его идейно-тематической основы, сюжета и сценарно-режиссерского хода имеет последовательные этапы, которые позволяют организовать и упорядочить весь процесс творчества сценариста. Рассмотрим эти основные этапы работы над сценарием театрализованной программы, руководствуясь общими положениями теории драматургии.
Зрелищный сценарий, прежде всего, должен иметь крепкий фундамент - идейно-тематическую основу. Сценарист обязан знать, ради чего (идея) он взялся за перо и о чём (тема) он будет рассказывать своему будущему зрителю[52]. А вот через что? Каким образом связать весь литературно-художественный материал, который насытит сценарий?
И следующим важнейшим элементом в структуре сценарной драматургии является единый художественный образ, через который будет раскрыта тема и доведена до зрителя идея будущего театрализованного представления - сценарно-режиссёрский ход. Это важнейшая категория метода театрализации, которая выражается через нахождение единого приёма, единого стержня, соединяющего все эпизоды и удерживающего интерес зрителей до конца программы.
Сценарно-режиссёрский ход присутствует в сценарии в трёх видах:
Декоративно-образном - оформление, декорация, реквизит, костюм.
Музыкально-образном - музыка, шумы, реальные звуки.
Образно-игровом - персонажи, реальное лицо.
Например, для фольклорной игровой программы можно использовать традиционный, но выразительный сценарный ход - ярмарка. И тогда всё представление должно быть построено в стиле ярмарочного балагана, где декоративно-образным ходом может быть ярмарочная карусель, раскручивающаяся в определённые смысловые моменты и приводящая нас к новому действию; музыкально-образным - народная музыка, а образно-игровым - скоморохи или ярмарочные зазывалы, которые будут соединять всё действие.
Программируя в сценарии театрализованное импровизационно-игровое действие, постановочная группа не просто обозначила его персонажей, но и разработала фольклорно-образное наполнение их деятельности, основанное на народных традициях проводов зимы в России. Это позволило использовать традиционные персонажи, в частности скоморохов, не столько как актеров-исполнителей, сколько в качестве возбудителей, стимуляторов активного массового действия всех участников. Такая переакцентировка помогла уничтожить барьер пассивности между персонажами и аудиторией театрализованного праздника «Прощай, зимушка-зима», дала возможность всей массе участников творчески проявить себя.
Следующим шагом является продумывание композиции будущего сценария, т.е. реализации конфликта через сюжет.
Поиск интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием, залог успеха. Хорошо разработанный сюжет - важнейшее требование драматургии. На практике многие организаторы праздников игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняют сценарий, превращая его в план выступлений участников тех или иных событий, перемежаемых концертными номерами.
Сценарий должен иметь композиционное решение. Композиция - одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить материал. Она включает в себя следующие элементы: экспозицию или пролог, завязку действия, само действие, его кульминацию и развязку, финал.
Композицию сценария можно представить так:
Эпизоды по своему композиционному построению содержат свой собственный конфликт, иногда прямо противоположный основному конфликту сценария, и тем самым образуют игру действующих сил и смыслов.
Экспозиция - вступительная, исходная часть сценария - дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах. Экспозиция должна органично перерастать в завязку - событие, с которого в сценарии начинается действие, дающее толчок развитию всех последующих эпизодов. Их главная задача - сосредоточить внимание аудитории, дать импульс к потребности действовать.
Если завязка подводит участников театрализованного действа к постановке проблемы, задает тон празднику, то основное действие сосредоточивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. Каждый из эпизодов основного действия имеет свою внутреннюю композицию, законченное драматургическое построение, через которое красной нитью проходит идейный замысел сценария. Помочь в этом, как уже говорилось выше, дол жен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода.
Фантазия в поиске разнообразных сценарных ходов безгранична и зависит полностью от образного мышления, а также от умения найти и интересно выстроить документальный и художественный материал.
Сценарная практика показывает, что реализация воспитательных возможностей фольклорного театрализованного праздника находится в прямой зависимости от совершенства его сценария как программы педагогического управления общностью участников и явления искусства. Именно в недооценке этих аспектов обнаруживаются ошибки, которые губительно сказываются на практике конкретных художественно-массовых мероприятий, оставляя неудовлетворенными их участников.
Театрализация - организация в рамках праздника материала по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.
Важнейшей категорией метода театрализации, является сценарно-режиссёрский ход, который выражается через нахождение единого приёма и присутствует в сценарии в трёх видах: декоративно-образном, музыкально-образном и образно-игровом. Приём образной персонификации является традиционным ведущим приёмом фольклорного праздника двигающим действие и активизирующим аудиторию.